МААМ-картинки

Обучение дошкольников с задержкой психического развития основам безопасности жизнедеятельности

Оксана Васильева
Обучение дошкольников с задержкой психического развития основам безопасности жизнедеятельности

Безопасность жизнедеятельности детей в современных условиях – один из самых актуальных вопросов сегодня. Подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. Каждый человек в любой момент может оказаться в сложной, трагической ситуации. Острота проблемы стоит в наименее защищенной возрастной группы населения – детей дошкольников. Даже самая обычная обстановка или ситуация станет опасной, если не знать правил поведения на улице, в транспорте, дома.

Публикация «Обучение дошкольников с задержкой психического развития основам безопасности жизнедеятельности» размещена в разделах

Обучение детей правилам безопасного поведения должно проходить на всех этапах жизни человека, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травма опасных ситуаций.

Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека, а формирование понимания ребенком опасных ситуаций неизбежно связано с рядом запретов. Для того чтобы сформировать у детей правила безопасного поведения, необходимо познакомить их с ситуациями, представляющими опасность, научить распознавать их, прогнозировать неблагоприятные последствия.

Задача по формированию у дошкольников безопасного поведения представлена в образовательной области ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» и сформулирована как «формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе». Особую актуальность эти задачи приобретают в процессе воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, от способности которых определять опасные ситуации, уметь их прогнозировать зависит качество их социализации. Исходя из этого можно выделить компоненты системы безопасного образовательного пространства: психологический, социальный, информационный и дидактический.

Формирование безопасного поведения у детей, по мнению М. С. Давыдовой,

предполагает:

• ознакомление с правилами дорожного движения, формирование желания их выполнять;

• обучение способам сохранения своего здоровья, реагирования в опасных ситуациях;

• формирование пожарной, бытовой, социально-гигиенической (безопасное взаимодействие с предметами и объектами общественного назначения,

• коммуникативной (безопасное общение и взаимодействие, экологической безопасности.

Формирование безопасного поведения может осуществляться как в организованных (специальные занятия, воспитательные мероприятия, посвященные вопросам безопасности жизнедеятельности, так и в неорганизованных формах (на прогулках, в ситуативных беседах педагога с ребенком и др.).

Проблеме формирования безопасного поведения детей с ОВЗ в последние годы уделяется много внимания в психолого-педагогической науке. Это связно с тем, что одно из приоритетных направлений инклюзивной образовательной системы –максимальное включение детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников, что сопряжено с увеличением рисков для жизни и здоровья этих детей.

Формируя у детей представления о безопасном поведении, которые определялись по методике «Понимание опасных ситуаций» мы увидели, что из всех предъявленных опасных ситуаций наиболее сложными для детей с ЗПР являются ситуации «Острые предметы» и «Бродячие животные», т. е. дошкольники не прогнозируют последствий для своей жизни и здоровья от неосторожного обращения с острыми предметами и от контакта с бродячими животными. Самостоятельное распознавание остальных опасных ситуаций также оказалось малодоступным для детей. Для выделения опасности в этих ситуациях дошкольникам требовалась помощь – наводящие вопросы и подсказывающие картинки с изображением последствий неосторожного поведения.

Также в нормативной ситуации дети с задержкой психического развития испытывают трудности в определении ситуации «Правила безопасности». В большинстве случаев они показывают склонность к несоблюдению правил безопасного поведения. Эту особенность дошкольников подтверждают и данные о низких возможностях и неумении детей с ЗПР: распознавать опасные для жизни и здоровья ситуации; прогнозировать последствия неосторожного поведения в них, соблюдать правила, предусматривающие осторожное поведение в опасных ситуациях. Все это говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, направленной на социально-коммуникативное развитие детей, связанное с формированием у них безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Среди задач коррекционно-развивающей работы данной направленности можно выделить следующие:

• расширять знания о ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья;

• развивать способность к прогнозированию и избежание опасных для жизни и здоровья ситуаций;

• формировать осторожное отношение к предметам и явлениям, которые

• могут причинить вред жизни и здоровью;

• обучать действиям, связанным с поведением в экстремальных ситуациях;

• обучать порицанию поведения и поступков, которые могут привести к неприятным последствиям;

• знакомить с правилами поведения, ограждающими от опасных ситуаций.

Тематика занятий по формированию безопасного поведения дошкольников должна быть связана с теми ситуациями, с которыми с наибольшей вероятностью может столкнуться дошкольник («Бродячие животные», «Контакты с незнакомыми людьми», «Пожар», «Безопасность на дороге», «Опасные предметы», «Опасность в быту» и др.).

В качестве методов и приемов коррекционно-развивающей работы могут выступать традиционные:

Развивающие упражнения, дидактические игры: «Огонь добрый, огонь злой», «Найдем опасные ситуации», «Выдели опасные предметы», «Есть опасные места и туда одним ходить нельзя», «Вовка на дереве», «Как я высоты боялся», «Соберем рюкзак в дорогу», «Что такое хорошо, а что такое плохо?», «Что полезно, а что нет?», «Разложи картинки по прогнозируемому сюжету», «Вершки – корешки», «Буду осторожен в природе», «Пожар», «Фонтан», «Затуши костер» «Раз, два, три, что опасно ты найди», «Два сапога пара», «Так да не так», «Источники опасности», «Знаешь ли ты?», «О чем говорит светофор», «Дело серьезное», «Тротуар и дети», «Кто больше назовет действий», «По грибы», «Запрещается – разрешается», «Остров сокровищ», «Горит не горит», «Тонет не тонет», «Диалоги по телефону».

Чтение художественной литературы: Иоселиани О. Пожарная команда, Маршак С. Кошкин дом. Вчера и сегодня (отрывок). Пожар. Рассказ о неизвестном герое, Михалков С. Дядя Степа (отрывок, Новичихин Е. Ноль — один. Спички, Оленев К. Красная машина, «Советы лесной мышки» (Т. Шорыгина, «Не ешь незнакомые ягоды в лесу» (Г. Шалаева, «Наказание за незнание» (М. Фисенко, «Волшебные вороны» (Т. Шорыгина, «Не ходи по льду водоема» (Г. Шалаева, Н. Иванова, Головко «Дорожные знаки», Дмоховский А. «Чудесный островок», Дорохов А. «Подземный ход», «Заборчик вдоль тротуара», «Шлагбаум».

Просмотр мультфильмов: Смешарки: "Безопасное место», Спасик: "Спасик в городе", Аркадий Паровозов: "В магазине", "В транспорте" "В метро" Три котенка: "Газ - невидимка, Три котенка: "А возьму -ка я пилу, ножницы и нож», Смешарки: "Опасные игрушки", «Уроки Тетушки Совы».

Беседы: "Игры с огнем", "Тушение электроприборов", "Невеселые петарды", "На тонком льду", "Опасные игрушки", "За бортом», «Мы так не играли", "Не пойдем одни к реке", «Катя гладила наряды», «Если чайник закипел».

Проведение развлечений и других мероприятий в ДОУ, например, «Как мы лягушонка из пруда спасали», «Глупый котенок и его мама», «Как мы с Вовкой кашу варили», беседа по прослушанному рассказу «Как повел себя Дима?», живой беседы с использованием наглядности.

• Подвижные игры: «Передай жезл», «Машина едет, едет, стоп», «Пожарные на учении», «Эстафета тушение пожара».

Сюжетно- ролевые игры о безопасности: «Семья», «ГИБДД», «Мы спасатели», «Отважные пожарные», «Шоферы».

Практическая деятельность (изобразительная и ручной труд): «Пожарный», «Азбука безопасности», «Машины со специальным сигналом», «Я рисую телефон- должен мне он помочь».

Используются для работы с детьми и более современные компьютерные игры, в которых есть различные задания. Например, в игре «Как вести себя в опасной ситуации?», входящей в комплекс компьютерных игр «Вижу. Чувствую. Рассуждаю» (автор Л. Ф. Фатихова, есть задание выбрать вариант правильного ответа с описанием поведения в опасной ситуации (возникновение пожара). Варианты ответа при наведении на них курсора озвучены: похвала, если выбран правильный вариант ответа, и предложение подумать еще, подсказки, наводящие вопросы, если ответ неверный.

А мы с детьми посетили виртуальную экскурсию в музее Пожарной охраны г. Симбирска. Дети увидели и узнали много интересного. В музее пожарной охраны разработали виртуальную игру для детей «Один дома». Игра «Один дома» моделирует различные ситуации, в которых ребенок периодически оказывается, оставшись в доме без родителей. В игре отрабатывается безопасное поведение ребенка: ему нужно разобраться, как вести себя на кухне с электроприборами, в своей комнате, в подъезде, а также на улице, когда происходит возгорание или пожар. В игре можно выбрать одну из комнат или вариант. Предложили нам и другую игру «Одень пожарного» – ребенку нужно разобраться, где современная одежда, где одежда 19 века. Дети с удовольствием примерили защитную одежду на пожарного инспектора. В таких играх взаимодействие педагога с воспитанниками меняется: его активность уступает место активности воспитанников.

Содержание материала для работы с дошкольниками с ЗПР может обновляться

и пополняться в зависимости от изменения окружающей действительности, появления новых угроз для жизни и здоровья детей.

Публикации по теме:

«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.

Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»Фотоотчет о занятии по основам безопасности жизнедеятельности по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию фотоотчет к конспекту занятия «Гуси лебеди» Планировать и проводить занятия по основам безопасности.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Инструкция по безопасности жизнедеятельности для воспитанников 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ, ДЛЯ ВОСПИТАННИКОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: 1.1. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ПОМЕЩЕНИИ -не засовывать.

Конспект НОД по безопасности жизнедеятельности и антитеррору «Путешествие в Страну Безопасности» (вторая младшая группа) Задачи. Обучающие: - обучать основам личной безопасности; - сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных.

Конспект ООД по основам безопасности в старшей группе детского сада «Бал для Золушки» .

Организация предметно — развивающей среды в группе по охране и укреплению физического и психического развития дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Система работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности дошкольников Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях.

Занятие в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов» МКДОУ детский сад «Берёзка» ЗАНЯТИЕ в первой младшей группе по основам безопасности жизнедеятельности «В мире опасных предметов».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение дошкольников с задержкой психического развития основам безопасности жизнедеятельности
Опубликовано: 1 августа 2020 в 10:20
+46Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение дошкольников с задержкой психического развития основам безопасности жизнедеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Васильева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД