Обухова Анна
Обучение дошкольников основам безопасного поведения в детском саду и дома
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Сегодня, в век стремительного роста автомобильных потоков на наших улицах, ребенок с раннего детства становится участником дорожного движения, поэтому проблема обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах является особенно актуальной.
Публикация «Обучение дошкольников основам безопасного поведения в детском саду и дома» размещена в разделах
Обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт, поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофоры, знаки и так далее, но и на маленьких дорогах, во дворах. А здания, деревья и кустарники иногда мешают своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Актуальность данной проблемы на современном этапе очевидна, поскольку круг проблем, связанных с безопасностью ребенка-дошкольника невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения. Одновременно необходимо знать и возможные формы обучения детей дошкольного возраста, с учётом их психофизиологических особенностей. В детском саду педагоги прилагают много усилий для того, чтобы помочь ребёнку овладеть правилами дорожного движения, подготовить его к школьному периоду жизни, а именно: самостоятельно пользоваться правилами безопасного передвижения, начиная с территории своего дома, микрорайона. Одним из самых надёжных способов формирования у дошкольника безопасного поведения на дорогах является наблюдение дорожных ситуаций непосредственно на целевых прогулках, то есть получение доступной объективной информации от взрослого (как педагога, так и родителей). Педагогические наблюдения показывают, что на первое место воспитатели, как правило, ставят чтение детям художественной литературы.
Кроме этого, широко используется:
- рассматривание иллюстраций, картин;
- моделирование дорожных ситуаций;
- обучающие и развивающие игры;
- изготовление с детьми атрибутов и игрушек для занятий по теме дорожной безопасности;
- художественно-творческая деятельность детей и др.
Ребенок учится законам дороги, прежде всего, на примере взрослых. Пример старших способствует выработке у ребенка привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Это главный фактор воспитания дисциплинированного поведения на улице.
Знакомить детей с культурой поведения на улице и в транспорте, учить их правилам дорожного движения необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, являются наиболее прочными.
Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на дороге. Поэтому, переходя дорогу с ребенком, родители не должны допускать движения на красный и желтый сигналы светофора, спешки на проезжей части, бега через дорогу к маршрутке или троллейбусу.
Во время прогулок, похода в магазин с трехлетним ребенком взрослым уже следует обращать внимание малышей на стоящие во дворе или движущиеся по дороге автомобили, при этом уточнять части той или иной машины (кабина, колеса, руль и т. д., называть цвета светофора и объяснять, что означает каждый его сигнал, показывать, где можно ходить людям, а где ездят автомобили.
Постепенно у детей обогащается словарный запас, воспитываются навыки пространственной ориентировки.
В более старшем возрасте представления детей о правилах дорожного движения необходимо расширять: улица широкая или узкая, автомобили движутся по проезжей части, пешеходы ходят по тротуарам, а улицу переходят по пешеходному переходу. Дети узнают, что люди ездят на легковых автомобилях, троллейбусах, автобусах, грузы перевозят на грузовых машинах, а автомобилем управляет водитель. Во время прогулок, похода в детский сад или из детского сада домой родители должны обращать внимание детей и на дорожные знаки, которые встречаются им по пути. Полученные знания закрепляются и расширяются в повседневной жизни воспитателями и родителями, но следует помнить, что одно неправильное действие взрослых на глазах у ребенка или вместе с ним при переходе улицы, является плохим примером для ребенка.
Родителям надо объяснить детям, что они должны играть только во дворе, кататься на велосипеде,самокате, роликах в пределах двора или на специально отведенных для этого площадках, не выезжая на проезжую часть улицы.
Ребенок твердо должен знать, что переходить дорогу надо по пешеходному переходу.
Большую опасность для детей представляют нерегулируемые пешеходные переходы. Необходимо объяснить ребенку, что прежде чем перейти дорогу, надо посмотреть налево и направо, убедиться, что расстояние до автомашин с обеих сторон позволяет перейти дорогу, и только тогда можно выходить на проезжую часть.
На регулируемом пешеходном переходе объясните ребенку, что красный сигнал светофора – запрещающий, желтый означает – стой и жди, зеленый - разрешающий. Особенно опасно выходить на дорогу при желтом сигнале светофора, потому что некоторые автомобили завершают проезд перекрестка и при этом увеличивают скорость.
Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города должна быть систематической. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми, ведь детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их еще и на практике. И если теоретические знания мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на родителей.