Филина Ольга Алексеевна
Обучение дошкольников лексике английского языка
Изучение лексики означает, что любое вводимое слово должно, во-
первых, быть коммуникативно значимым для ребенка; во-вторых, вступать в
семантические и грамматические связи с другими словами. Как утверждает Е.
И. Негневицкая, ’’сразу после введения слова необходим переход к действию с
ним’’, при этом ’’речевое действие означает построение высказывания’’. Но
построение высказывания лежит уже в области грамматики. Следовательно,
освоение лексического материала в отрыве от грамматики невозможно.
В плане изучения грамматики следование естественному пути развития
Публикация «Обучение дошкольников лексике английского языка» размещена в разделах
означает, что, вводя тот или иной грамматический материал, необходимо
учитывать, с одной стороны, коммуникативные потребности детей, а с другой –
относительную его трудность.
Изучив различный материал о требованиях к отбору лексического
материала и его организации, мы сделали такой вывод, что огромную роль при
введении лексических единиц играют ассоциативные связи, поэтому при
предъявлении новой лексики ’’…нужно давать не изолированные по значению
слова, разбросанные в тексте, не слова в стишке, песенке, а знакомить
учащегося сразу с группой слов, обозначающих какой-то кусок
действительности…’’, а так же ’’… пара слов, связанных проверенной
ассоциацией (враг – друг, стол – стул и т. п., запоминается гораздо лучше,
чем пара несвязанных слов, и, что очень важно, лучше, чем эти же слова,
данные изолированно’’. (Негневицкая Е. И., Шахнарович А. М. Язык и дети. С.
77).
И. Л. Шолпо предлагает некоторые правила, которыми следует
руководствоваться при введении новой лексики :
Не следует одномоментно вводить больше 10 слов.
Среди вводимых слов должно находиться несколько пар, связанных устойчивой
ассоциативной связью.
Введение лексики именно этой семантической группы должно быть мотивировано
и вызвано коммуникативными потребностями детей.
Если в семантическую группу входят слова одной и той же части речи, их
изучение должно быть связано с повторением слов другой группы, относящихся
к другой части речи, чтобы возможно было составление сочетаний предмет-
предмет, предмет-признак, предмет-действие.
Необходимо продумать порядок освоения слов внутри группы: одни слова
становятся опорными, другие ’’зацепляются’’ за них ассоциативно.
Никогда нельзя задавать детям ’’выучить слова’’. Новая лексика должна
утвердиться в сознании ребенка постепенно, посредством продуманной
поэтапной системы упражнений.
Приведем примеры некоторых упражнений на узнавание слова:
Кто быстрее? Учитель называет предметы в комнате, предметы изображенные на
развешанных по стенкам картинах, цвета, части тела. Кто из детей быстрее
дотронется до этого предмета, картинки, найдет предмет данного цвета и т.
п., тот и победил.
Лото. При игре в лото, которую дети очень любят, учитель вытаскивает не
картинки, а надписи, обозначающие предметы, нарисованные на картинках у
учеников. Учитель спрашивает: ’’ Who has a cat? Who has a wolf?’’. Тот, у
кого на карточке есть нужная картинка, отвечает: ’’I have’’. Лото должно
быть тематическим.
Кот в мешке. Водящий отворачивается. Учитель показывает детям любую игрушку
и спрашивает, например: ’’Is it a cat or a dog?’’. Водящий отвечает.
Остальные дети сразу же откликаются на то, угадал их товарищ или нет.
Кот в мешке 2. Ребенку завязываются глаза и дается в руки какой либо
предмет (картошка, ребенок ощупывает его и спрашивает: ’’ Is it an orange?
Is it a ?’’ Как только предмет правильно назван, остальные дети
откликаются.
Угадай что? Учитель заранее рисует предмет на небольшом листе бумаги. Затем
готовится другой лист бумаги в два, три раза больше, чем на котором
изображен предмет. На этом листе вырезается в середине дырочка в форме
круга. Лист не должен быть прозрачным, желательно темного цвета. Затем этот
лист с дырочкой накладывается на лист с изображенным предметом. Задача
игрока, водя листом с отверстием по листу с предметом и смотря на предмет в
дырочку, определить, что же это такое. Например: ’’Is it a ?’’
Что, куда? Данное упражнение описано в книге ’’Kids’ stuff’’’, целью
данного упражнения является закрепить изученные слова и цвета. Детям
предлагается коробка с предметами, название которых они уже знают. Все
предметы разных цветов. Учитель приносит другие пустые коробки, каждая из
которых соответствует определенному цвету, красная, синяя коробка и т. д.
Дети по очереди выбирают, не подглядывая, предмет, называют его по-
английски и кладут его в коробку соответствующую цвету предмета, при этом,
называя цвет коробки.
Итак, мы можем сделать выводы:
Подбирая тексты к уроку, необходимо учитывать любовь детей к
звукоподражательным и звукоизобразительным словам и, опираясь на это
свойство возраста, прививать детям вкус к чужому языку, вводить их в его
атмосферу.
Для успешного усвоения лексического материала необходимо:
а) ознакомление детей не с изолированными словами, а с группами слов,
связанными семантической или фонетической ассоциацией;
б) формирование мотива для ознакомления со словами данной
семантической группы;
в) интериоризация лексики через систему игр, а не механическое
запоминание слов по списку;
г) включение новых слов в систему отношений, уже сложившуюся между
известными детям словами и их группами;
д) согласованное знакомство с лексическим материалом и теми
грамматическими операциями, которые позволяют ввести его в речевую
деятельность.
При отборе лексического материала необходимо учитывать:
его коммуникативную значимость для детей;
объективную сложность.
При обучении дошкольников нужно уделять большое внимание использованию
наглядно-иллюстративного материала, однако, когда речь идет об организации
ролевой игры, имитации действий при выполнении команд или иллюстрировании
стихотворений и песен, лучше, чтобы предметы были воображаемыми.