Рыбалко Надежда Николаевна
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Занятие №1
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1.
Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе. Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017. Занятие № 1, с. 109.
Составитель презентации: Рыбалко Надежда Николаевна.
Слайд 2.
Программное содержание:
Публикация «Обучение дошкольников грамоте в подготовительной группе, Занятие №1» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- учить детей проводить звуковой анализ слова «КНИГА»; дифференцировать гласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; применять правила написания букв;
- развивать умение определять место ударения в словах;
- воспитывать желание составлять предложение из двух слов, называть 1-ое и 2-ое слово.
Демонстрационный материал: схема пятизвукового слова, красные, синие, зелёные, чёрные фишки; указка; кукла; фишки-игрушки.
Раздаточный материал: схема пятизвукового слова, красные, синие, зелёные, чёрные фишки; указка-палочка; тетради «Первые шаги…», «От звука к букве».
Слайд 3.
Упражнение «Вспоминаем, какие бывают звуки».
Воспитатель напоминает детям, что они узнали в старшей группе: слова состоят из звуков, есть звуки, которые произносятся легко, их можно тянуть, и они не встречают во рту преград. Спрашивает, как называются такие звуки (гласные? какие гласные звуки они знают ([А], [О], [У], [Э], [И], [Ы]? какими фишками эти звуки обозначаются?
Слайд 4.
Упражнение «Вспоминаем, какие бывают звуки».
Воспитатель спрашивает, как называются звуки, которые во рту встречают преграды (согласные, какие бывают согласные (звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими фишками они обозначаются (твёрдые согласные – синими, мягкие согласные – зелёными фишками, и просит назвать несколько согласных звуков. Если ребёнок называет твёрдый согласный звук, воспитатель предлагает ему назвать его мягкую пару (например, [П] - [П’], [Л] - [Л’]. Если ребёнок называет мягкий согласный звук, воспитатель предлагает назвать его твёрдую пару (например, [К’] - [К], [С’] - [С].
Слайд 5.
Загадки про книгу.
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга).
Поселились мудрецы в заселённые дворцы,
В тишине наедине открывают тайны мне. (Книги).
Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами всем понятным языком. (Книга).
Говорит она беззвучно, а понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга).
Слайд 6.
Звуковой анализ слова «Книга».
Слово у доски разбирает один ребёнок. Остальные дети одновременно с ним выкладывают это слово в своих тетрадях за столами. Ребёнок у доски последовательно интонационно выделяет звуки слова, называет каждый изолированно ([К], [Н’], [И], [Г], [А], характеризует их, обозначает соответствующей фишкой.
Первый звук [К].
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 7.
Звуковой анализ слова «Книга».
Второй звук [Н’].
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 8.
Звуковой анализ слова «Книга».
Третий звук [И].
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 9.
Звуковой анализ слова «Книга».
Четвёртый звук [Г].
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 10.
Звуковой анализ слова «Книга».
Пятый звук [А].
Проверяем правильность выполненного задания на следующем слайде.
Слайд 11.
Звуковой анализ слова «Книга».
Затем произносит слово с ударением (КНИИИГА, обозначает ударный гласный чёрной фишкой и ставит её за красную фишку.
Слайд 12.
Звуковой анализ слова «Книга».
При проведении звукового анализа слова необходимо следить за тем, чтобы каждый звук был выделен интонационно голосом при одновременном ведении указкой под схемой, а затем соответственно обозначен фишкой.
Слайд 13.
Вопросы детям.
Какие гласные в слове «КНИГА»? (И, А). Какой ударный гласный звук? (И). Произнесите слово с ударением. (КНИИИГА). Переставьте ударение чёрную фишку на звук [А]. Как теперь будет звучать слово? (КНИГААА). Снова поставьте ударение верно. Какой мягкий согласный звук в слове? [Н’]. Какой второй твёрдый согласный? [Г]. Какой ещё твёрдый согласный звук в слове? [К].
Слайд 14.
Физкультминутка.
Потрудились – отдохнём:
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Слайд 15.
Игра с заданиями.
1. Воспитатель вызывает к доске для «живой модели» слова 4 детей, предлагает взять с доски фишки, обозначающие звуки, в такой последовательности: [Н’], [Г], [А], [И], [К] и построить слово «КНИГА».
2. Воспитатель снова вызывает «звуки» слова в такой последовательности: 1-ый гласный, 2-ой гласный, мягкий согласный, 2-ой твёрдый согласный, 1-ый твёрдый согласный – и предлагает построить слово «КНИГА».
3. Задания звукам-игрокам дают дети. Примерные задания: назвать слово со своим звуком, т. е. тем звуком, который ребёнок обозначает в данном слове «КНИГА»; назвать пару своего звука; найти игрушку, в названии которой есть заданный звук; назвать слово, в котором твой звук – ударный.
Слайд 16.
Работа с предложением.
Воспитатель показывает детям куклу, говорит, что её зовут Нина. Дети рассматривают куклу и говорят, какая она (красивая, большая, нарядная, любимая, хорошая и т. д.) Воспитатель подзывает к себе двоих детей и говорит, что один будет словом «НИНА», другой – словом «НАРЯДНАЯ» и предлагает встать рядом. Затем обращается по очереди к остальным детям, и спрашивает у них, какие слова обозначают играющие. Предлагает детям группы сказать, что получится, если произнести эти слова друг за другом (НИНА НАРЯДНАЯ). Воспитатель объясняет, что получилось предложение, называет 1-ое слово, 2-ое. Затем предлагает играющим поменяться местами. Дети-«слова» меняются местами, получается новое предложение (НАРЯДНАЯ НИНА, называют 1-ое, 2-ое слово.
Затем воспитатель вызывает ребёнка, который будет обозначать слово «МИЛАЯ», а слову «НАРЯДНАЯ» предлагает сесть на место. 2-3 детей говорят, какое получилось предложение, и называют 1-ое, 2-ое слово.
Далее воспитатель даёт задание детям-«словам»: выйдет слово «НИНА», слово «МИЛАЯ» подойдёт к слову «НИНА», чтобы получилось предложение «НИНА МИЛАЯ». Слово «НИНА» похлопает в ладоши, слово «МИЛАЯ» назовёт первый звук этого слова [М’].
Игру с «живой моделью» предложения можно продолжить.
Слайд 17.
Игра «Назови слова».
По заданию воспитателя дети сначала называют слова со звуком [К], затем со звуком [К’]. В конце игры определяется победитель.
Слайд 18.
Упражнение на закрепление: тетрадь «От звука к букве», с. 3.
Слайд 19.
Источники:
Учебно-методический комплект «Обучение дошкольников грамоте» по методикам Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, Н. В. Дуровой. Программа. Методические рекомендации. Игры-занятия. Средняя, старшая и подготовительная группы. – Москва, изд. «Школьная книга», 2017
Слайд 20.
Данная разработка участвовала во Всероссийском педагогическом конкурсе в номинации Методическая разработка. Сетевое издание «Педлидер». Конкурсная работа «Занятие по обучению дошкольников грамоте в подготовительной группе» заняла I место. Заявка № 2043669.
https://pedleader.ru/results/?item=2043669