Получи документы

Опыт работы «Обучение дошкольников грамоте»

Алла Витальевна Андруник
Опыт работы «Обучение дошкольников грамоте»
▼ Скачать + Заказать документы

«Обучение дошкольников грамоте»

Представители педагогического сообщества и многие родители озабочены тем, что дети не любят читать и всё свободное время проводят в пользовании гаджетами, что вряд ли способствует развитию навыков чтения, овладению нормами русского языка, знакомству с богатством литературного наследия.

Безусловно, всё начинается с ранних лет, с воспитания в семье, а потом и в детском саду. Как воспитатель детского сада, имеющий филологическое образование, хотела бы поддержать методику замечательного российского педагога-новатора Николая Александровича Зайцева, которая была разработана более 30 лет назад [1]. В основе этой методики лежат алгоритмы обучения чтению по складам зрительным методом. Стоит вспомнить, что уже более 150 лет назад чтение по складам в обучении крестьянских детей применял Лев Николаевич Толстой.

Публикация «Опыт работы „Обучение дошкольников грамоте“» размещена в разделах

Практика показывает, что данный подход в обучении чтению является наиболее простым и наиболее действенным: он не перегружает детей излишней информацией, не отбивает желания учиться в самом начале постижения наук, не вносит в процесс обучения сумятицы и не вызывает в детях чувства страха перед неудачей.

В основу представленной нами программы комплексного обучения грамоте дошкольников легли идеи педагога-новатора Н. А. Зайцева, в ней использован опыт преподавателей русского языка и достижения современных педагогов-исследователей, в частности материалы, опубликованные заслуженным учителем РФ, учителем-методистом В. В. Волиной, а также многолетние наработки специалистов в области дошкольного образования и детских психологов, а также учтены новейшие открытия в области кинезиологии.

Предлагаемая программа составлена для детей старшего дошкольного возраста и адресована взрослым, обучающим дошкольников грамоте. Данная программа носит достаточно универсальный характер и может быть использована как при организованных занятиях с группой детей, так и при домашнем обучении индивидуально с ребенком, она может служить подспорьем и для воспитателей, которые нуждаются в разработанных и опробованных материалах, и для родителей.

Все задания необходимо подавать в игровой форме, с вовлечением эмоциональной сферы ребёнка, чтобы процесс обучения был для него занимательным и радостным. В. В. Волина указывала, что игры на занятиях должны быть «прежде всего обучающими, они должны приковывать неустойчивое внимание ребёнка к материалу урока, давать новые знания, заставляя его напряженно мыслить» [2].

В начале каждого занятия для тренировки произносительного аппарата мы рекомендуем проводить артикуляционную и фонетическую гимнастику. Такая зарядка активизирует внимание детей и настраивает их на работу. В программе использованы материалы из «Занятий с дошкольниками», разработанные логопедом А. С. Герасимовой [3]. Всем упражнениям мы дали забавные названия, проводить их нужно с задором и лёгкостью, чтобы усиливать в детях учебную мотивацию.

На каждом занятии с детьми мы охватываем весь алфавит. С опорой на зрительное восприятие и зрительную память учим написанию заглавных и строчных букв, которые учтены в алфавите, представленном нами в виде таблицы. В нём мы выделяем синим цветом буквы, обозначающие непарные твёрдые согласные, а зелёным цветом, соответственно, – непарные мягкие. При заучивании алфавита, таким образом, дети подспудно запоминают классификацию согласных звуков по твёрдости-мягкости. Параллельно заучиваются все буквы, обозначающие гласные (их удобно выносить в отдельную строку, которая будет постоянно находиться в поле зрения ребёнка).

На занятиях с детьми мы последовательно работаем с каждой из букв и соответствующими ей звуками: закрепляем правильное произношение, учимся “слышать букву” в словах, многократно наблюдаем за тем, как она пишется (рассматриваем букву и обсуждаем, на что она похожа, рисуем её в воздухе, выкладываем из счётных палочек, прописываем на бумаге). Дополнительно, для лучшего запоминания, букву можно раскрашивать, выкладывать её очертание из кусочков пластилина или делать аппликацию из соответствующих фрагментов.

Авторская игра «Повелители согласных» учит «превращать» твёрдые согласные звуки в парные мягкие. Эта игра развивает фонематический слух: дети начинают различать твёрдые и мягкие согласные звуки, запоминают пары согласных по твёрдости-мягкости. Взрослый называет парный твёрдый согласный звук, при этом, держа в руках «волшебную» палочку синего цвета (синий карандаш, взмахивает ею. Дети, принимающие роль «повелителей согласных», тут же превращают его в мягкий парный согласный, при этом держат в руках «волшебные» палочки зелёного цвета (зелёные карандаши). Таким образом, называются все парные согласные, дети воспроизводят их в непринуждённой обстановке, весёлой атмосфере.

В продолжение занятия, используя методику Н. А. Зайцева, мы читаем слоги, состоящие из изучаемой согласной буквы и всех гласных подряд, включая йотированные Е, Ё, Ю, Я. Для чтения по слогам можно использовать таблицы, разработанные Н. А. Зайцевым, слоговой абак или обычную слоговую таблицу. Введение материала с использованием зрительного метода позволяет дошкольникам запоминать звучание йотированных гласных в сочетании с согласными без объяснения механизма их смягчения, что значительно упрощает процесс обучения детей грамоте.

В игре «Кто больше?» взрослый показывает ребёнку и читает вместе с ним слоги, в которых изучаемый согласный сочетается со всеми гласными. Затем взрослый и ребёнок сообща придумывают и произносят слова, которые начинаются с данных слогов. В данной игре мы рекомендуем использовать или слоговой абак, или любую слоговую таблицу, или слоговую таблицу из учебного пособия Н. А. Зайцева (мы, в частности, используем слоговую Таблицу 1 (слоги в системе глухие-звонкие, поскольку зрительная память детей опосредованно позволяет им запоминать классификацию согласных и по глухости-звонкости. Кроме того, мы можем сразу же «прописать» придуманное вместе с ребёнком слово с опорой на данную таблицу, тем самым повышая интерес воспитанника к процессу обучения. Соединяя слоги, ребёнок читает «написанное» взрослым новое слово, при этом учится концентрировать внимание, следить за указкой.

Игра «Найди звук» направлена на определение позиции заданного звука в слове. Кто-либо, взрослый или сам ребёнок, называет слова с заданным звуком, после чего ребёнок определяет, где находится звук: в начале слова, в его середине или в конце. Затем схематически отмечается позиция звука (например, на подготовленной заранее полоске картона, разделённой на три части, обозначающих начало, середину и конец слова) и выкладывается условный знак ( квадратик соответствующего цвета: гласный звук – красного, согласный твёрдый звук – синего, согласный мягкий звук – зелёного).

Если ребёнок плохо запомнил букву, следует позаниматься с ним дополнительно, используя игры и задания с элементами наглядности.

• Игра "Найди букву". Детям предлагается найти определённые буквы среди набора других символов. Эти действия помогают развивать как зрительную память, так и навык распознавания букв.

• Игра "Парочки". Карточки с одинаковыми буквами раскладываются изображениями вниз. Задача – найти парные карточки, переворачивая их по две за один раз.

• Использование книг с яркими иллюстрациями и простыми подписями к ним поможет запомнить слова с опорой на зрительные образы. Например, под картинкой с собакой может помещаться подпись "собака" – конкретное изображение связывается с написанным словом.

• Использование трафаретов помогает детям освоить формы букв визуально и тактильно. Когда ребёнок обводит буквы по контуру, он запоминает их очертания и начинает ассоциировать зрительный образ с движением. Так, можно попросить ребёнка назвать и обвести пальчиком в тетради для выполнения письменных заданий крупные изображения изученных ранее букв.

Необходима последовательная, кропотливая работа над пониманием ребёнком смысла прочитанного, в ней следует уделять внимание буквально каждому слову. Ведь именно понимание смысла каждого слова определяет дальнейшую грамотность у детей, решает проблему формирования у них орфографической зоркости (учение об опознавательных признаках орфограммы Н. Н. Алгазиной) [4]. В представленной нами программе в большом объёме приводится увлекательный материал, на основе которого можно осуществлять такую работу. Это забавные стихи, пословицы, поговорки и скороговорки, крылатые слова и выражения, занимательные миниатюры, повествующие о происхождении слов.

По ходу занятий с дошкольниками рекомендуется проводить физкультминутки, которые способствуют снятию общего утомления и моторной напряженности мышц, развитию координации движений, ориентировки в пространстве и созданию приподнятого настроения. К физкультминуткам подобраны стихи – таким образом, чтобы в их словах с максимальной частотностью повторялся изучаемый звук. Взрослый читает стишок и показывает движения, которые повторяет ребёнок.

Во время физкультминутки или перед самим занятием мы рекомендуем выполнять кинезиологические упражнения (кинезиология – наука о развитии умственных и творческих способностей через определённые двигательные упражнения). Они являются частью здоровьесберегающих технологий и способствуют повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов. Такие упражнения, называемые «умными», представлены в сборнике О. И. Марычевой и К. А. Габараевой «Гимнастика для ума» [5]. Благодаря кинезиологическим упражнениям у детей создаются новые нейронные сети, происходит качественное улучшение взаимодействия полушарий мозга, активизируются процессы развития. Подобные упражнения также даются в нашей программе.

В части занятия, следующей после физкультминутки, детям предлагаются дополнительные задания на выбор взрослого, выполняется письменное задание, направленное на закрепление запоминания ребёнком изучаемой буквы, а кроме того, на постановку руки к письму. Нами использованы игровые упражнения для детей 5-6 лет из альбома «Обучение грамоте : читаем слова и предложения» И. С. Мурылёвой, Ю. В. Мурылёва [6]. Общая длительность занятия – 30 минут.

В результате комплексного подхода к обучению грамоте во время занятий ребёнок учится не только читать – он получает элементарные знания по русскому языку и первоначальные представления о нём, развивает свой артикуляционный аппарат, расширяет словарный запас, учится вниманию, вдумчивости, любви к слову, а значит, повышает уровень своего развития.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Опыт работы «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста» «Проблемное обучение в группах младшего дошкольного возраста»Сообщение из опыта работы на педагогическом совете: Моисеева Л. М. В моём случае,.

Система работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дорогеСистема работы по обучению дошкольников грамоте безопасного поведения на дороге Главная цель воспитательной работы дошкольного учреждения по обучению детей основам безопасности дорожного движения должна заключаться в.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Опыт работы по обучению дошкольников квиллингуОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Обучение дошкольников грамоте»
Опубликовано: 13 октября 2024 в 21:34
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Обучение дошкольников грамоте»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Витальевна Андруник в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД