Осипова Олеся
Обучение детей звуковому анализу слов
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.
При обучении, как чтению, так и письму (печатанию, исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.
Публикация «Обучение детей звуковому анализу слов» размещена в разделах
Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.
Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:
-определение количества звуков в слове,
-определение места звука в слове,
-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).
Уважаемые родители, ПОМНИТЕ:
1. Звуки мы слышим и произносим.
2. Буквы мы пишем и читаем.
Звуки бывают гласными и согласными.
Гласные звуки : произносятся при помощи голоса, не встречают преграды, поются, образуют слог.
Согласные звуки : произносятся при помощи голоса и шума или только шума, не поются, встречают преграду (губы, зубы, язык, сами по себе слог не образуют (только в сочетании с гласными).
Гласных звуков 6 : [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]
Гласных букв 10:
- шесть, как правило, соответствуют звукам (но в безударной позиции буква и звук могут не совпадать : очки – [ач’к’и] сапоги- [сапаг‘и])
- четыре йотированные, которые либо обозначают два звука (Я- [й’а], Ю-[й’у], Е-[й’э], Ё-[й’о], если стоят
• в начале слова,
• после гласной,
• после Ъ и Ь,
либо смягчают предыдущий согласный звук и обозначают один гласный.
Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.
Согласных букв 21.
Согласных звуков 36.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими.
Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).
Звонкие звуки : [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’].
Глухие звуки : [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].
На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!
Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (для обозначения мягкости согласного звука используется значок «‘»)
Всегда твё рдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].
Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’].
Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.
Примерные игровые задания.
Игра «Поймай звук»
Договариваемся, какой звук ловим. Взрослый называет слово, ребёнок говорит есть или нет в этом слове нужный звук. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце? Возможен вариант: ребёнок называет слова, а взрослый говорит есть ли нужный звук.
Игра «Поймай слово за носик (за хвостик)»
Взрослый произносит слово, а ребёнок называет в нём первый (последний) звук. Если игра идёт трудно, можно для начала поменяться с ребёнком местами – он называет слово, вы – первый (последний звук).
Внимание! Ловим за носик: слова, начинающиеся с гласного ЗВУКА,
слова, начинающиеся с согласного ЗВУКА.
Гласный звук и буква могут не совпадать!
Ловим за хвостик: слова, заканчивающиеся согласным ЗВУКОМ,
слова, заканчивающиеся гласным ЗВУКОМ.
Парные по глухости / звонкости на конце оглушаются!
Игра «Слова»
Игра построена по типу игры «Города», только с любыми словами (существительными). Ребёнок называет слово, вы –слово, которое начинается на последний звук его слова, он –слово, которое начинается на последний звук вашего слова и так далее.
Внимание! Работа идет со звуками. Следите, что если слово закончилось на мягкий звук, глухой звук или гласный звук, то ваше слово именно так и должно начинаться. В данном случае мы работаем СО ЗВУКАМИ, а не с буквами:
[дуп] - [пуля]
[кост‘] - [т’эн’]
[пул’а] - [аист]
Игра «Обозначь звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). И так далее.
Игра «Сколько звуков в слове спряталось?»
Выложить схему слова КОТ.
- Сколько звуков в слове КОТ? (В слове КОТ три звука)
- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])
- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).
- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])
- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).
- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).
- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).
- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).
Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).
- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).
Игра «Выбирай!»
Взрослый предлагает ребёнку 2 предмета (картинки, слова) и просит угадать, что он загадал, если слово начинается (заканчивается) … звуком.
Например: даны машинка и кукла. Я загадала слово, которое начинается на звонкий твёрдый согласный. (машинка)
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.
Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей дома учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук : пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.
В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:
- «На что похожа буква?».
- Изобрази букву (своим телом).
- Найди букву наощупь (объемные буквы из мягкого паззла).
- В ряду букв (в тексте) обвести в круг заданную букву.
- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки, из мозаики, лепка букв из пластилина и т. п.
- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.
Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования педагога и семьи должны быть одинаковы