Татьяна Воротникова
Обучение детей с РДА глобальному чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Для обучения аутичных детей глобальному чтению и письму можно использовать модифицированную методику "глобального чтения". Работа делится на несколько этапов:
Первый этап.
Взрослый вместе с ребёнком рассматривает фотографии из семейного альбома, называет людей, изображё нных на фотографиях: "Это наш папа (дедушка, бабушка и т. д.). Заранее подготавливаются таблички со словами - надписями к фотографиям. Табличка с подписью кладётся справа от фотографии. На первом занятии можно предложить ребёнку от 2 до 5 слов. На следующем занятии проводится закрепление слов первого занятия и,возможно, добавление ещё 1 -3 слов.
Публикация «Обучение детей с РДА глобальному чтению» размещена в разделах
Второй этап.
Все изученные слова, вместе с их фотографическим или рисованным изображение помещаются в альбом. Далее в этом же и других альбомах можно размещать предметные картинки по лексическим темам, сочетая картинки с их надписями. Важно помнить, что изучаемые слова, должны быть просты в написании и написание этих слов должно совпадать с их произнесением: дом, стол, пол, стул и т. д.
Третий этап.
Одновременно со словами ребёнка можно начать обучать буквам. В начале ребё нку предлагаются для изучения гласные: А, О, У, И, затем их сочетания: уа, ау, иа. Затем к данным гласным можно постепенно добавлять согласные: М, П, Т, К и т. д.
При изучении каждой буквы подбираем картинки, названия которых начинаются на заданный звук, заучиваем буквы с помощью шершавых трафаретов, используя тактильный метод; работаем с разрезными буквами (собираем, обращая внимание на правильное положение элементов буквы); находим заданную букву в ряду других; прописываем буквы пальцем на песке, на крупе, при помощи, кисточки и воды, кисточки и клея ПВА (затем по клеевой основе можно посыпать манной крупой, получается хороший макет буквы).
Четвёртый этап.
Учим ребёнка соединять буквы в слоги, обращаем внимание ребёнка, что вначале, что потом: в начале "П", потом "А", вместе: па. Выкладываем из букв разрезной азбуки слоги, печатаем получившиеся слоги или использую уже готовые напечатанные карточки со слогами.
В некоторых случаях возможно использование карточек со слогами, для обозначения первых букв слов, например: барабан - "Ба", кошка -"Ко" и т. д.
Пятый этап.
Работа по составлению фразы и отработанными словами. Каждое слово обозначаем отдельной полоской -фишкой. Начинаем с простого нераспространё нного двусоставного предложения: Дом стоит. Мама читает. Папа спит. И т. п.
Затем вместо (поверх) полосок,. обозначающих слова, выкладываем карточки с напечатанными на них словами, находим среди картинного или фотоматериала подходящие к данной фразе картинки.
Если всё получается, то далее можно продолжить работу над расширением фразы аутичного ребёнка (Мама читает книгу) и дальнейшему обучению чтению и письму.