Наталья Политыко
Обучение детей с нарушением речи согласованию числительных с существительными
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматических компонентов, развитие лексико-грамматических категорий — наиболее важные и актуальные проблемы у детей, страдающих речевой па тологией.
В процессе логопедической работы по развитию лексико-грамматических средств языка решается ряд задач, среди которых выделяется и обучение согласованию числительных с существительными.
Имя числительное — часть речи, обозначающая количество или порядок предметов при их счете и изменяющаяся по падежам (количественные) или по родам, падежам и числам (порядковые).
Публикация «Обучение детей с нарушением речи согласованию числительных с существительными» размещена в разделах
• Количественные обозначают собственно количество или число : один, два, пять, десять и т. д. ;
• собирательные — количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и т. д. ;
• порядковые — числительные со счетно-порядковым значением: первый, пятый, шестой, десятый [5].
Причинами затруднений в усвоении навыков счета выступают заболевания первых трех лет жизни, родовые травмы, травмы головного мозга в раннем возрасте, неблагоприятное микросоциальное окружение (неполные семьи, ал-коголизм родителей, недостаточный культурный уровень семьи, равнодушие к успехам ребенка, и наоборот, излишняя опека). Для детей с затруднениями в усвоении навыков счета характерны: низкая работоспособность, инертность, нарушения внимания, зрительной и слуховой памяти [1].
Для обучения согласованию числительных с существительными необходимы :
• овладение лексико-грамматическим строем речи;
• понимание последовательности счета;
• формирование представления об образе предмета, восприятия цвета, формы, величины;
• называние итогового счета и соотнесение его с количеством предметов;
• развитие зрительной и слуховой памяти, слухового восприятия.
Для формирования интереса к счету предметов у детей необходимо развивать умение рассматривать, ощупывать, сравнивать, сопоставлять, наблюдать.
В процессе обучения согласованию числительных с существительными дети закрепляют навыки прямого счета, учатся соотносить количество пальцев с определенным количеством предметов, развивают зрительную и слуховую память, пальчиковую моторику, внимание и мышление, овладевают различными речевыми умениями и навыками, что создает предпосылки к формированию навыков учебной деятельности.
При обучении детей пересчету предметов необходимо обращать внимание на согласование числительных с существительными в роде, падеже и числе. В связи с этой задачей при показе образования каждой новой количественной
группы для первого ознакомления с числом подбираются предметы мужского рода, на следующем занятии — только женского рода, а при последующих пересчетах в знакомых уже числовых пределах используются любые предметы.
В коррекционной работе по обучению согласования числительных с существительными применяется целая система специальных игр и упражнений, поскольку эта деятельность наиболее адекватна возможностям детей и их интересам. Так, коррекции формирования представлений о количестве способствуют игры с пальчиками.
«Один — два»
В игре подбираются слова сначала мужского, затем женского рода, с использованием любых предметов.
Инструкция: показать пальцами правой и левой руки поочередно [6] :
существительные мужского рода : один пальчик — два пальчика; один зайчик — два зайчика;
один петушок — два петушка; один гусь — два гуся;
существительные женского рода : одна курочка — две курочки; одна коза — две козы; одна кошка — две кошки; одна собака — две собаки; одна мышка — две мышки.
Эту же игру можно использовать при изучении лексической темы «Человек. Части тела».
Логопед. Что у нас по одному? [Один нос (лоб, рот, язык, живот). Одна спина (голова).]
Что у нас по два? [Две руки (ноги, щеки). Два глаза (уха).]
«Веселые числа»
Логопед. Послушайте вопросы и, показывая пальчиками, назовите ответы.
Сколько у человека носов? (Один нос.)
Сколько у человека ног? (Две ноги.)
Сколько на ладошке пальцев? (Пять пальцев.)
Сколько у зайца ушей? (Два уха.)
Сколько у собаки глаз? (Два глаза.)
Сколько у кошки лап? (Четыре лапы.)
Сколько у птицы крыльев? (Два крыла.)
Сколько в комнате окон? Сколько в комнате шкафов? Сколько в комнате стульев? Сколько в комнате столов? Сколько чашек на столе?
«Прямой и обратный счет от одного до десяти» (со словами и словосочетаниями)
Для этой игры не обязательно использовать предметные (сюжетные) картинки
или предметы, лучше применять пальцы ребенка.
Инструкция: поставить ле- иую ладонь ребенка на ребро на себя; большой палец поднять; указательный, средний и мизинец расставить на небольшом расстоянии друг от друга. Дотрагиваясь указательным пальцем правой руки до каждого пальца левой руки, сосчитать названные предметы.
Логопед. Посчитайте количество уток (одна утка, две утки, три утки, четыре 1/тки, пять уток.) Сожмите кулачок. Сколько уток? (Пять цток.)
«Покажи число»
Инструкция: назвать любое число от одного до десяти и показать его с помощью пальцев.
Раз, два, три, четыре,
пять —
Дети загибают по очереди пальцы на правой руке.
Будем пальчики считать!
Крепкие, дружные,
Все такие нужные.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На другой руке опять:
Загибают поочередно пальцы на левой руке.
Раз, два, три, четыре, пять!
Пальчики быстрые,
Хотя не очень. чистые.
Машут кистями обеих рук.
Развивая навык согласования числительных с существительными с использованием наглядного материала, дети учатся соотносить заданное количество с количеством пальцев, называя его после пересчета и итогового обобщения — движения рукой.
Следует воспитывать умение вести счет предметов слева направо, в процессе счета указывать предметы, по порядку называя числительное и существительное.
Упражнения могут иметь строго дидактический характер (ответ на вопрос, а могут носить эмоциональный оттенок (придумывание сказочного сюжета).
Логопед. На столе стоят самолеты. Посчитайте их количество.
Дети пересчитывают игрушки: один самолет, два самолета, три самолета, четыре самолета, пять самолетов.
Логопед. Сколько всего самолетов?
Дети. Пять самолетов.
Образованное количество предметов логопед и дети вслед за ним пересчитывают. В процессе пересчета логопед дотрагивается до каждого предмета. Перед тем как назвать новое числительное, он делает небольшую паузу и, дотрагиваясь до предмета, называет его. А чтобы у детей не сложилось впечатления, что последний предмет и есть «пять», логопед круговым жестом очерчивает всю группу и называет: «Пять самолетов».
Следующая игровая ситуация: «К белке на день рождения пришли ежата. Посчитайте их количество». Кроме того, следует практиковать самостоятельное придумывание сюжетов детьми.
На занятии по автоматизации звуков в словах (для детей старшей и подготовительной к школе групп) можно использовать игру «Сосчитай!».
Дети учатся порядковому счету и установлению разноцветных карточек, на которых однородные предметы изображены в нужной последовательности:
одна машина, две машины, три., десять машин;
один ежик, два ежика, три., десять ежиков.
Для игры необходимо подготовить пять карточек красного, желтого, зеленого, синего, фиолетового цвета с изображением (цветным или черно-белым) маски, сумки, собаки — для автоматизации звука [с]; замка, зонтика — для автома
тизации звука [з]. Ребенок раскладывает первый ряд и считает: одна маска, две маски., Второй и последующие ряды необходимо раскладывать и одновременно считать картинки, т. е. согласовывать числительное с существительным; красный цвет под красным, желтый — под желтым и т. д.
«Количественные числительные (один, два, три, четыре, пять)
+ существительные»
Данная игра направлена на практическое усвоение и закрепление навыков образования и употребления в речи существительных в форме родительного падежа множественного числа. Она помогает усвоить детям особенности сочетания количественных числительных один, два, три, четыре, пять с существительными.
Игре должна предшествовать индивидуальная работа с детьми. Логопед показывает ребенку пары карточек и
вместе с ним проговаривает названия картинок по образцу: один карандаш —. — четыре карандаша — пять карандашей.
По мере усвоения грамматического материала основной формой работы становится коллективная игра.
Правила игры: карточки, на которых изображен один предмет, логопед раздает детям, а карточки с большим количеством предметов кладет на стол картинками вниз.
Ведущий (взрослый или дети по очереди) берет по одной карточке со стола, показывает ее играющим детям, не называя изображенных на ней предметов. Тот ребенок, у кого есть парная карточка (с одним предметом, должен выполнить трехступенчатую инструкцию:
— правильно назвать предмет, изображенный на своей карточке, в сочетании с количественным числительным один (один карандаш);
— глядя на карточку в руках ведущего, составить словосочетание по следующей модели: «числительное два (три, четыре) + существительное в форме родитель-ного падежа единственного числа» (три карандаша);
— сосчитать предметы и составить словосочетание по еле-
— дующей модели: «числительное пять + существительное в форме родительного падежа множественного числа» (пять карандашей).
— Игра продолжается до тех пор, пока на столе у ведущего не закончатся карточки.
— Игру можно усложнить, предложив детям составить по картинкам три предложения, с использованием числительных один, два, три, четыре, пять.
Игры с движением
— Первый вариант
— Дети по карточкам составляют словосочетание (числительное + существительное) и выполняют нужное упражнение в соответствии с количеством предметов, изображенных на карточках.
— Мы присядем столько раз,
— Сколько карандашей у нас.
— (Один.)
— Наклонились столько раз,
— Сколько капелек у нас.
— (Четыре.)
— Мы подпрыгнем столько раз,
— Сколько яблочек у нас.
— (Два.)
— Повернемся вправо-влево.
— Сколько тучек пролетело?
— (Три.)
Второй вариант
В целях закрепления знаний о согласовании числительных с существительными можно рекомендовать наполненный фасолью или горохом «сухой бассейн», в котором прячутся ракушки, камушки, различные мелкие игрушки.
— Логопед предлагает детям: «Посчитайте количество игрушек или ракушек, согласовывая числительное с существительным».
Положительно влияет на закрепление знаний чтение таких сказок, как «Три поросенка», «Волк и семеро козлят». Очень помогает в этом кукольный театр по сказкам «Теремок», «Три медведя», «Колобок». В играх-драматизациях дети закрепляют порядковый счет, развивают память, внимание.
Таким образом, игра имеет большое значение в умственном, нравственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Поскольку на практике, как правило, логопед имеет дело с различными нарушениями речи у детей, то в каждом конкретном случае выбор необходимых игр для работы с детьми должен быть сугубо индивидуальным.