Ольга Валерьевна Бобрик
Обучение детей пространственным ориентировкам на занятиях по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Ориентировка в пространстве – один из разделов ООП по формированию у детей пространственных математических представлений, но и ОО «Физическое развитие» тесно связана с данной методикой обучения.
У большинства детей вызывает затруднение ориентировка в пространстве. Под влиянием целенаправленного обучения дети должны уметь:
1) различать основные пространственные направления (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, впереди, сзади, слева, справа);
Темочки:
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ориентировка в пространстве
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
2) определять свое местоположение среди окружающих предметов и относительно другого человека («Я нахожусь впереди Саввы», или «Я стою возле окна»);
3) определять размещённость предметов в пространстве (вверху-внизу, ближе — дальше, впереди — сбоку и т. д.);
4) определять пространственные отношения между предметами по линиям основных (вертикальное, горизонтатьное и саггитальное (разделяет тело на правую и левую части) и промежуточных направлений (перед домом, через площадь, наискосок, чуть правее);
5) пространственно ориентировать свои движения при ходьбе и беге; в двухмерном пространстве (столе, полу, тетради и т. д.)
Чтобы процесс обучения проходил легко и интересно, я использую в своей работе игры, упражнения, словесные указания, объяснения, которые направлены на развитие умения ориентировки в пространстве.
Объясняю значение выражений и даю задания, упражнения на развитие их:
«в центре», «посередине», «выше», «ниже», «справа», «слева», «левее», «правее», «перед», «за», «между», «рядом», «над», «противоположный». Особое внимание следует обратить на различение ребенком правой и левой сторон «на себе» (пространственные представления).
Использую средства, которые позволяют запоминать "право", "лево"
Различные игры направленные на развитие ориентировки в пространстве.
Малоподвижные игры
1. «Фигуры высшего пилотажа»
ИФК:
- Давайте с вами отправимся на летное поле. Я буду диспетчером, а вы будете лётчиками. Мы проверим, сможете ли Вы показать фигуры высшего пилотажа. А я буду координировать полет вашего самолета. Чтобы вы удачно взлетели и приземлились.
- Представим, что перед вами лежит карта полета (ковёр). На какую фигуру он похож? Что есть у прямоугольника (квадрата? Покажите мне верхние углы, нижние углы, правую сторону, левую сторону, правый верхний угол, левый верхний угол, правый нижний угол, левый нижний угол.
ИФК:
- Первый пилот самолёта (в руках самолёт) садится в нижний левый угол. Ваш полет начинается с этого угла. Самолёт быстро поднимается и вы занимаете верхний левый угол.
ИФК: Где находится ваш самолёт?
ИФК: Затем стремительно падает в нижний правый угол.
ИФК: Назовите координаты своего самолета?
ИФК: Резко поднимается в верхний правый угол.
ИФК: Следующий маршрут с уголка на уголок (в противоположный угол)
ИФК: Вы приземлились в ту точку с которого начали свой маршрут.
ИФК: Где находится ваш самолет?
ИФК: Вот мы приземлились, а теперь наш самолет нужно поставить в ангар на техническое обслуживание.
2. «Колокольчик»
Все дети сидят на мате, один из них – водящий, он закрывает глаза. ИФК отходит в какую-нибудь сторону и звонит в колокольчик. Тот, кто водит, должен назвать, – откуда слышен звон. Если называет верно, то становится ведущим.
3. «Давай меняться»
Дети стоят на матах на одинаковом расстоянии друг от друга. ИФК даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.
4. «Зайчик»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:
Зайчик, зайчик — белый бок,
Где живешь ты, наш, дружок?
По тропинке, вдоль опушки,
Если влево мы пойдем,
Там и мой родимый дом.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова правою ногой,
Снова левою ногой.
Зайчик серенький сидит
И ушами шевелит,
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть:
Лапки вверх,
Лапки вниз,
На носочки поднимись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках
Скок — скок — скок.
А теперь вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки!
5. «Найди» Возьмите четыре игрушки. Определите исходную позицию, расставьте игрушки по четырем сторонам и расскажите ребенку
Направо пойдешь – машину найдешь
Налево пойдешь – куклу найдешь
Вперед пойдешь – мячик найдешь
Назад вернешься – зайчика встретишь.
6. Сигнальные флажки.
Для игры нужно сделать два флажка разного цвета. Вы отдаете команды – красный флажок вверх, синий вниз; правую руку вперед, синий флажок – вправо. Команды и варианты Вы, конечно, можете придумывать на ходу.
Игры - физминутки, направленные на развитие пространственного восприятия
Игра «Обезьянки»
На начальных этапах игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.
Игра «Путаница»
Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т. д.
Игра «Я робот!»
Игра учит ребёнка внимательно слушать команды ИФК.
Также своей работе я использую стихи -запоминалочки.
1. Правая, левая – строят города.
(показываю, вытягивая поочередно вперед руки, а затем «строю» – ставлю одну руку над другой, как будто кладка кирпичей)
Правая, левая – водят поезда.
(показываю руки, а затем «кручи руль» перед собой)
Правая, левая – могут шить и штопать.
(показывая руки, а затем правой рукой имитирую работу иголкой – шью, левой рукой держу воображаемую ткань)
Правая, левая – любят громко хлопать.
(показываю руки, а затем хлопаю).
2. Здравствуй, правая рука!
Здравствуй, левая рука!
Здравствуй, правый мой носочек!
Здравствуй, левый мой носочек!
Здравствуй, моя спинка,
Здравствуй, поясок!
Здравствуй, здравствуй, мой дружок!
3. У меня есть две руки – и правая, и левая!
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
Они мне могут нос зажать-и правая, и левая!
За ухо могут потрепать!-и правая, и левая!
Увидев маму, помахать -и правая, и левая!
Воздушный поцелуй послать -и правая, и левая!
И могут так меня обнять -и правая, и левая!
Также использую различные ОРУ, которые направлены на развитие умения ориентироваться в пространстве, на своем теле и т. д.