Татьяна Николаевна
Доклад «Значение практического применения математических знаний на занятиях по физической культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад «Значение практического применения математических знаний на занятиях по физической культуре»
Подготовила: воспитатель Т. Н. Медведева
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Физическое развитие. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
Современный мир предъявляет высокие требования к человеку, его образованию. Родителей и педагогов всегда волновал вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению – это уровень развития его математических способностей.
Обучению дошкольников началу математики в детском саду отводится важное место. Наша задача – в дошкольном возрасте заложить фундамент развития индивидуальной личности и развить эту индивидуальность под воздействием многократной воспитательной работы детского сада и семьи.
Приобретение дошкольниками математических представлений имеет существенное значение для формирования умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач. Начальное обучение дошкольников математике осуществляется в основном на занятиях по математике. Однако, дети не всегда понимают смысл выполняемых ими действий: для чего нужно считать, измерять; почему надо производить именно эти действия и выполнять их не приближенно, а точно? Не уяснив на занятиях значение совершаемых действий, дети выполняют их механически.
Многие психологи и педагоги (П. Я. Гальперин, А. Н. Леушина, Т. В. Тарунтаева и др.) считают, что формирование у дошкольников математических представлений должны опираться на предметно-чувственную деятельность, в процессе которой легче усвоить весь объем знаний и умений, осознанно овладеть навыками счета, измерения. Этого можно достичь, если строить обучение детей элементам математики как в непроизвольной повседневной жизни (в совместной деятельности детей и взрослых, в общении друг с другом, так и путем целенаправленного обучения на занятиях по формированию элементарных математических представлений.
Многие исследователи проблем обучения и развития дошкольников (Г. С. Костюк, Н. А. Менчинская, М. И. Моро, А. А. Свечников, Л. И. Скаткин и др.) отмечают, что для математического развития детей дошкольного возраста необходим комплексный подход к решению всех проблем. Все это делает проблему закрепления и применения элементарных математических представлений на занятиях и в быту актуальной на сегодняшний день.
Практическое применения математических знаний применяется в различных видах деятельности, в том числе и на занятиях по физической культуре, как на традиционных, классических, так и на альтернативных, нетрадиционных.
В вводной части занятий дети часто сталкиваются с количественным и порядковым счетом при построениях. Например, строятся в две, три колонны, расходятся парами направо и налево, образуют круги, упражнения часто выполняются под счет; маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах углы, бегут «по кругу», «в рассыпную», «змейкой» и т. д.). При выполнении различных видов упражнений закрепляются умения ориентироваться в пространстве: правая и левая сторона, повороты полукругом, кругом и т. д.
В основной части занятия : часто используются понятия «высокий»- «низкий» (например, кто выше прыгнет, встать на высокий куб и перешагнуть через низкий, «широкий- узкий» (например, нужно пройти на носочках по узкой дорожке, на пяточках по широкой дорожке, «пара» (напр., встаньте парами); повторяются цвета (например : возьмите только красные и синие обручи», геометрические фигуры (сложи из скакалки треугольник, круг, овал); используются считалки, в которых используется порядковый или количественный счет (например : «раз, два, три, четыре, жили мыши на квартире, чай пили, чашки били, по три денежки платили, …»); во время проведения эстафет дети строятся по – порядку, с использованием прямого или обратного порядка, во время соревнований соотносят «у кого больше?», «кто дальше?» и т. д.
В различных подвижных играх также широко используются умения детей ориентироваться во времени и пространстве, знания об измерениях условными мерками или общепринятыми мерами (отсчитывание шагами расстояния от одного пункта к другому, расстояния при метании, беге, высоту прыжка и т. д., игры с расчетом («Прятки», «Догонялки», «Ловишки», «Краски» и т. д.).
Таким образом, практика применения элементарных математических представлений на занятиях по физической культуре создает достаточные условия для прочного закрепления математических знаний, полученных каждым ребенком на коллективных занятиях. Такая форма образовательного процесса помогает ребенку приобрести прочные знания, навыки и умения, обеспечивает развитие самостоятельности, уверенности, формирует интерес к количественной стороне действительности, оказывает положительное влияние на дальнейшее усвоение математического материала в школе.