Тамара Зуева
Обучение учащихся основам безопасного поведения на улицах и дорогах в школе и дома. Метод «Минутки безопасности»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей основам безопасного поведения
на улицах и дорогах в школе и дома.
Тема: «Детская дорожная безопасность».
Сегодня, в век высоких технологий и быстро растущих возможностей, для проведения интересного и содержательного свободного времени, нельзя не понимать о важности знаний Правил дорожного движения. Любая дорога до места нашего отдыха, учёбы или магазина всегда связана с дорожным движением и ответственность за безопасность участников дорожного движения лежит на самих участниках. Об этом надо всегда помнить, ровно также, как и о том, что дорога начинается от подъезда дома, крыльца школы, калитки дачи или частного дома!
Публикация «Обучение учащихся основам безопасного поведения на улицах и дорогах в школе и дома, Метод „Минутки безопасности“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Отрадно отметить, что изучению Правил дорожного движения уделяется особое внимание. Постепенно, в образовательные программы введены тематические и интегративные уроки по обучению детей основам безопасного поведения на улицах и дорогах города на всех ступенях образовательного процесса, начиная с дошкольного возраста и заканчивая выпускниками школ.
Каждый педагог, будь то воспитатель детского сада или учитель школы, хорошо понимает о значимости данной темы и необходимости таких занятий.
Но, в быстро растущем информационном потоке, загруженности педагога, необходимости постоянного совершенствования знаний, чтобы идти в ногу со временем, у педагога просто не хватает времени, а порой и сил на изучение дополнительного материала по детской дорожной безопасности.
Вы спросите: «Сегодня многие педагоги управляют автомобилем. Зачем ещё чему-то учиться? Что-то дополнительно готовить? Мы всё выучили, когда учились в автошколе».
Конечно, каждый водитель должен знать Правила дорожного движения и в этом аспекте вы будете правы. Но напомню, что мы говорим о детской дорожной безопасности, которая включает не столько понятия о движении автомобиля по проезжей части или группах дорожных знаков (их тоже надо знать, но согласно возрасту ребёнка. Все - точно учить не стоит, для этого есть автошколы, сколько научить ребёнка понимать и читать дорогу в качестве пешехода, велосипедиста, лица, управляющего СИМ.
И это немного другой угол преломления использования своих знаний. Как адаптировать полученные знания, навыки и свой водительский опыт с точки зрения безопасности детей? Вопрос не простой и об этом мы будем часто говорить.
Что же нас, взрослых, волнует при составлении плана профилактической работы?
Вопросы, которые необходимо разъяснить детям и сформировать навык на правильное исполнение заповедей дороги.
Приведу несколько животрепещущих вопросов:
Где и как использовать велосипед, самокат, ролики, беговел?
Где и как можно и нужно ездить на средствах индивидуальной мобильности?
Где могут подстерегать пешехода дорожные ловушки и нестандартные ситуации? Что такое «Дорожная ловушка?».
Юные участники дорожного движения. Кто они: водители или пешеходы? Как это понять?
Это далеко не полный набор вопросов, которые необходимо учесть в процессе формирования плана профилактических бесед, мероприятий, экскурсий.
На что желательно обратить внимание при формировании КТП по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
В первую очередь, надо понимать, что Правила дорожного движения – сложная и объёмная наука, включающая в себя знания других предметов, таких, как математика, физика, химия, ОБЖ, а также развитие психических процессов (память, внимание, мышление) и мы не можем передавать информацию Правил, так, как она изложена в «маленьких брошюрах» серьёзного Закона, давая при этом лишнюю и, совершенно, не нужную информацию.
Именно, поэтому мы очень аккуратно подходим к формированию КТП, учитывая возраст и развитие психических процессов детей.
По проведённым исследованиям, учёные выявили некую тенденцию, что кратковременная память у современного человека, особенно у подростков, с 7 плюс- минус 2 (число Миллера) снизилось до 5 плюс-минус 2. Также заметно снизилось концентрация и внимание, как у детей, так и у взрослого человека. Причину этому явлению учёные видят в гаджетах – это мы прекрасно понимаем.
Но мы не можем не учитывать этот факт и, поэтому, на основе своих наблюдений, я предлагаю информацию детализировать по следующим возрастным группам:
дошкольный возраст – старшая и подготовительная группы;
начальная школа : а).1- е классы; б). 2-3-и классы; в). 4-5 классы;
средняя школа : г). 6-7-е классы; д). 8-9-е классы; е). 10-11-е классы.
Вы обратили внимание на то, что 5-е классы попали в начальную школу. Это не случайно. Данная классификация подразумевает плавное повышение уровня информации и связана с непростым периодом для детей при переходе из начальной школы в среднюю.
Приведу маленький пример.
На уроке математики ученикам 5-ого класса, учитель не будет давать тему «Квадратные уравнения», а подождёт пока у ребят сформируется база знаний и в8 классе эта тема детям будет понятна.
Также и в изучении основ безопасного поведения на улицах и дорогах. Информация даётся дозированно с постоянным усложнением и добавлением нюансов. Единственное, при обучении дорожной безопасности необходимы постоянные повторения каждой темы, используя различные формы и методы.
Существует множество различных форм и методов воспитания навыка безопасного поведения на дороге у детей, как дошкольного, так и школьного возраста и они отличаются по информированию, по сложности, по темпу выполнения. На последнее я бы обратила особое внимание. Это связано с тем, что участнику дорожного движения необходимо научиться быстро и единственно правильное принимать решение в различных дорожных ситуациях, особенно в нестандартных.
Сегодня я предлагаю обратить внимание на всем известные «Минутки безопасности».
Этот метод был разработан педагогами Санкт-Петербурга совместно с сотрудниками Госавтоинспекции ещё в прошлом веке, но в задуманном варианте этот метод сохранился не полностью. Многие педагоги под этим термином подразумевают беседы, классные часы и т. п., но в некоторых регионах сохранилась идея концепции данного метода и это радует.
«Минутки безопасности» — это кратковременное занятие - напоминание детям по теме дорожная безопасность, которое проводится учителями начальной школы, классными руководителями или учителями-предметникам в конце последнего урока в пятницу, то есть непосредственно перед тем, когда дети пойдут домой и в понедельник на первом уроке. По - возможности, можно проводить в среду, но это на усмотрение педагога.
Идея этого метода заключается в том, что педагог задаёт один вопрос по теме детская дорожная безопасность, на который дети должны ответить довольно быстро. При ответах, педагог не даёт оценку «Правильно-неправильно», он в быстром темпе опрашивает всех учеников. Это важно! Дальше он спрашивает у нескольких учеников, давших, как правильный, так и неправильный ответы: «Объясни своё решение или свой ответ» и обращается к ребятам, кто согласен с их аргументами. И, здесь, очень аккуратно, надо вывести детей на правильный ответ. Задача педагога: «Дети должны сами озвучить правильный ответ».
Перед уходом каждый ученик говорит правильный короткий ответ (без объяснений) на короткий вопрос учителя. Это тоже важно!
Это способствует формированию у ребёнка в сознании алгоритма правильного действия. И педагог не говорит, что нельзя делать и почему – эта основная ошибка при обучении детей любой безопасности. Он не слышит частицу «не», «нельзя» — значит запрещено, значит интересно – попробую и тд – это дети до 9-10 лет. Более старшие, просто на частицу «не» не обращают внимание, они её игнорируют. Слова педагога уходят мимо головы ученика.
Описанный метод проводится в пятницу на последнем уроке.
В понедельник перед началом первого урока, учитель спрашивает несколько ребят, какие курьёзы, связанные с разговором в пятницу, они заметили на дороге в выходные дни. Время на такой опрос буквально 2-3 минуты.
При этом варианте у детей улучшается наблюдательность и развивается умение анализировать ситуации, что приводит к понятию «Учимся на ошибках других». А также поможет многим ученикам проснуться и начать учебную неделю в хорошем настроении.
Важно! Познакомившись с данным методом, в голове возникает вопрос: «Как это осуществить?». Да, действительно, вопрос сложный, особенно для средней школы. Если в детском саду и начальной школе всё понятно, у детей есть один педагог, то в средней – сложно (старшую школу мы пока не озвучиваем).
Идеально, когда «Минутки безопасности» ведёт классный руководитель, но это, далеко не всегда, потому, что на последнем, что на первом уроке Минутку проводит учитель, у которого урок. Вы скажите: «Это невозможно?». Возможно!
Многие учителя являются классными руководителями, просто в данный момент им придётся проводить Минутку с другим классом.
Важно отметить, что «Минутки безопасности» сложно закрепляются в школах. Если в начальной школе часто встречается этот метод, пусть интерпретированный на соответствующие условия, то в средней – большая редкость. Но надо помнить, что самый часто попадающий в дорожно-транспортные происшествия возраст – это учащиеся 5-7 классов.
И, чтобы этот метод внедрить в деятельность школы, надо задействовать весь педагогический коллектив. Только при слаженной работе всего коллектива образовательной организации возможен положительный результат.