Елена Чегодаева
Обучение детей дошкольного возраста правилам общения с незнакомыми людьми
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей дошкольного возраста правилам общения с незнакомыми людьми
Одно из определений безопасности — «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, организации, предприятия от потенциально и реально существующих угроз, или отсутствие таких угроз». Это означает, что безопасность ребенку гарантируют прежде всего взрослые.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам общения с незнакомыми людьми» размещена в разделах
- Незнакомые люди. Осторожно, незнакомец!
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «БЕЗОПАСНОСТЬ» направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:
• формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Введение такой области очень актуально, так как безопасность сегодня приобретает особое значение. Каждый день мы читаем об авариях на дорогах с участием детей, о несчастных случаях на воде, о пропавших или заблудившихся детях. В прошлом году во многих регионах люди пострадали от лесных пожаров. Землетрясение в Японии наглядно показало значение правил безопасного поведения, которые в этой стране отлично знают и всегда соблюдают и взрослые, и дети. Именно знание правил помогло недавно остаться в живых 6-летнему ребенку, заблудившемуся в лесу в Ленинградской области. Он принял правильное решение : спрятаться в домике, закутаться в полиэтиленовый пакет и ждать. Именно незнание и несоблюдение правил постоянно приводит в нашей стране к нелепым катастрофам и гибели детей. Поэтому важно обучать так чтобы дети не только запомнили правила, но и понимали их смысл и необходимость выполнения.
В отличие от японцев, наши граждане к безопасности относятся по-особому: «Правила знаем, но выполнять не будем», «Это случилось с другим, со мной такое произойти не может».
Ребенок не может самостоятельно обеспечить свою безопасность, научиться трудиться и выстраивать отношения с окружающими. Рядом с ним обязательно должен быть взрослый, который не только обо всем расскажет, но и передаст опыт позитивных социальных взаимодействий. Меняется мир, меняются взаимоотношения между людьми, между детьми и взрослыми. Возникают новые источники опасности.
Безопасность наших детей достигается путем тренировок, а не чтения морали, которую дети не всегда даже понимают. Лучший способ – продемонстрировать на своем примере, как следует поступить в сложной ситуации, а потом вместе с ребенком закрепить навык. Необходимо выделить такие правила поведения которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполнением.
Основные правила безопасности, которым обязательно следует обучить ребенка :
— знай свой адрес и телефон родителей; телефон скорой помощи, милиции, пожарной охраны, газовой службы;
— во время прогулки не уходи далеко от своего дома;
— не гуляй до темноты;
— не входи с незнакомым человеком в подъезд, лифт;
— никогда не бери ничего у незнакомых людей, сразу же отходи в сторону;
— избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, чердаков, подвалов;
— не дразни на улице собак;
— не открывай незнакомцам дверь, когда дома находишься один;
— никогда не садись в чужие машины;
— на все предложения незнакомцев (будь то мужчина или женщина) громко отвечай: «Нет!» и немедленно уходи или убегай от них туда, где есть люди;
— не стесняйся звать людей на помощь на улице, в транспорте, в подъезде или даже у себя дома;
— в минуту опасности, когда тебя пытаются схватить, применяют силу, громко кричи, кусайся, вырывайся, убегай.
Традиционные формы обучения, принятые в дошкольных образовательных учреждениях, могут использоваться лишь частично и больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности и приобретению детьми опыта. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Когда ребенок контактирует с незнакомыми людьми у него создаются собственные представления о том, какие взрослые могут быть опасными, а какие нет.
Большинство детей считают, что опасными являются люди с неопрятной внешностью или неопрятно одетый.
На примере из знакомых сказок и литературных произведений дети узнают обратное (например, злая мачеха посылает свою служанку, которая прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко в "Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях" А. С. Пушкина. Золушка была одета в лохмотья, испачкана сажей и золой, но была доброй. Чудище в "Аленьком цветочке" оказалось добрым заколдованным принцем).
С детьми знакомились с возможными ситуациями насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину) и выяснили, как следует вести себя в подобных ситуациях. Защитное поведение целесообразно отрабатывать в ходе специальных тренингов. Дети должны знать, что им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: "На помощь, помогите, чужой человек". Цель данных бесед - научить детей, прежде всего застенчивых, робких, неуверенных в себе, как себя вести, чтобы окружающие поняли, что совершается насилие, и не спутали его с обычными детскими капризами.
Я старалась разъяснить детям, что опасности могут подстеречь их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.
Вместе с детьми мы разыгрывали разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. Возможные реальные ситуации я старалась подкрепить соответствующими сказочными сюжетами. Например:
— «Гуси-лебеди» - будь готов к неожиданностям. Бывают случаи, когда спасаться бегством вовсе не стыдно, а необходимо;
— «Кот, петух и лиса» - если ты попал в беду и тебя обманули, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума;
— «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» - доверие к окружающим - прекрасная черта, а вот слепая доверчивость иной раз бывает опасна;
— «Зимовье зверей» - никого не пускай к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет;
— «Гуси-лебеди», «Лиса и тетерев», «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и др. - не бывает безвыходных ситуаций, что бы ни случилось, как бы ни складывались обстоятельства, выход всегда есть. Надо только хорошенько подумать.
Русские народные сказки - своеобразный «учебник», по которому ребенок начинает учиться жить. Сказки по своей структуре многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны усвоить наши дети.
На занятиях по изодеятельности дети учились передаче элементов опасности или способов ее преодоления через цвет, формы, композицию, изображение. Работа с изобразительными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева, помогает повысить самооценку ребенка, укрепить его уверенность в себе, гармонизировать отношения с родными и близкими. «Красивое и доброе» для детей - то, что дает приятные зрительные впечатления. «Некрасивое, злое» - все неприятное, страшное, пугающее, оформляется в изобразительной деятельности обычно темными красками. Детям дошкольного возраста такие эмоции, как радость, гнев, горе, страх и удивление, вполне доступны и понятны. На занятиях по изобразительной деятельности у детей расширяется круг понимаемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и своих сверстников. Изображая отрицательного героя, дети понимают, что плохие поступки и мысли отражаются на лице и во взгляде, и передают их цветом, формой, расположением на листе бумаги. Во время рисования ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Графическое изображение опасности не приводит к ее усилению, а наоборот, снижает напряжение юного художника. В детских рисунках опасность уже во многом реализована, как нечто уже произошедшее, фактически уже случившееся. В данном случае рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ выражения различного рода эмоций.
Однако рассказывать детям о возможных опасностях, правильном поведении с незнакомцами, мерах безопасности, которые должны быть предприняты в том или ином случае, не так легко, как кажется на первый взгляд. Ведь ребенка можно очень сильно напугать! Поэтому, уважаемые коллеги, знакомя детей с правилами безопасного поведения, пожалуйста, и сами соблюдайте «технику психологической безопасности» : не вкладывайте слишком много актерского мастерства в описание возможных последствий некоторых ситуаций.
В заключении я хочу сказать, что проанализировав результаты работы по ОБЖ через разные виды деятельности, я убедилась, что дети стали более осторожно относится к другим людям.
Уважаемые коллеги «Жизнь дается человеку только один раз, чтобы ее прожить достойно и счастливо - надо ее сохранить. Наша задача : подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.»