Елена Тюрина
Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в условиях риска для жизни
Выступление на педсовете
Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в условиях риска для жизни
С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего мира, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Работа по воспитанию безопасного поведения детей должна носить системный характер. Это непрерывный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного и школьного образования. Актуальность проблемы связана еще и с тем, что у детей отсутствует свойственная взрослым защитная психологическая реакция на опасность.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения в условиях риска для жизни» размещена в разделах
Организацию деятельности по воспитанию навыков безопасного поведения у детей нужно начинать с выявления уровня их знаний и интересов, степени сформированности практических умений и навыков. Результаты обследования позволяют определить цели, задачи и пути работы по данному направлению.
Цель работы по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста – дать каждому ребёнку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, сформировать у детей навыки осознанного безопасного поведения.
Эту цель можно реализовать путё м решения следующих задач:
- формировать у дошкольников представления об опасных и вредных факторах;
- воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных ситуациях;
- развивать потребность и желание приобретать новые знания о правилах безопасного поведения;
- учить детей пользоваться полученными знаниями на практике;
- использовать различные средства и формы работы по воспитанию навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста.
Определяя основное содержание работы по воспитанию безопасного поведения детей, необходимо использовать различные формы и методы организации обучения с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической ситуации. При этом основным ориентиром должен стать учёт жизненного опыта детей, особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы, дискуссии. Это позволит избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм).
Принципы организации работы по формированию безопасного поведения – системность, интеграция, преемственность между дошкольной организацией и семьей, доступность содержания, возрастная адресованность.
Все возможные опасности можно обобщить в несколько категорий:
• природные опасные явления (укусы животных и насекомых, ядовитые ягоды и грибы, гроза, гололёд и т. п.);
• неприятности, возникающие от человека (грабители, похитители, драки);
• угрозы в домашнем быту (электроприборы, острые предметы);
• пожарная опасность;
• опасности на улице (дорожное движение);
• угроза здоровью (несоблюдение правил личной гигиены, неправильное обращение с лекарствами).
Что должен знать о безопасности ребенок дошкольного возраста?
Дошкольник должен осознать саму суть понятий: «опасно» и «безопасно» - уяснить, что есть опасные люди, предметы, явления природы. Уяснить суть здоровья и повреждения организма. Знать общую информацию о себе (фамилию, телефон и т. д.).
Малыш должен знать основные правила безопасности при нахождении дома, в том числе и правила пожарной безопасности – опасность игр с воспламеняющимися предметами, телефон пожарной службы и т. д. А также опасность розеток, горячих предметов (утюг, плита, обогреватель, открытых окон, разговоров по телефону с незнакомцами, открытие двери чужим людям и т. д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать основные правила безопасности при нахождении на улице - о том, что нельзя подымать с земли шприцы, острые предметы, например, осколки стекла, разговаривать и идти куда-то с незнакомцами, подходить к большим собакам, залазить высоко на заборы и деревья и т. д.
Дошкольник должен знать правила безопасного поведения в детском саду. Поведение в коллективе с детьми, передвижение по садику, выход на улицу, игры, правила обращения с предметами, которые могут представлять опасность для окружающих.
Ребенок должен усвоить основные опасности, которые его могут подстерегать и правила поведения в этих ситуациях. Это опасности техногенного характера (пожары, поражения электрическим током, отравления газом из плиты и т. д, опасности природного характера, (землетрясения, удары молний, ураганы и т. д.) - особенный акцент надо сделать на явлениях присущих данной местности.
Ребенок должен знать базовые правила дорожного движения и основные знаки ПДД, например, «подземный переход», «наземный переход», «наземный переход», «пешеходная дорожка» и т. д.
Дошкольник должен понимать правила поведения в основных ситуациях: «на солнце», «на воде», «на льду» и т. д.
Ребенок дошкольного возраста должен знать общие правила здорового питания и закаливания организма. Понимать, что ему полезно, а что нет.
Малыш должен иметь общее представление об охране окружающей среды и о том, как лучше сберегать природу.
Основными методами обучения безопасному поведению выступают : наглядные (эффективны для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений, словесные, игровые (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры, практические (упражнения, опыты, моделирование).
Обучение детей дошкольного возраста неразрывно связано с воспитанием. В профилактической работе можно использовать следующие средства воспитания:
1. Воспитание словом (беседа, рассказ, разъяснение, пример).
2. Воспитание делом (деятельностью) (приучение, упражнение).
3. Воспитание ситуацией (создание воспитывающих ситуаций, поощрение, наказание, требование, педагогическая оценка).
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, трудовая, физкультурно-оздоровительная, музыкально-художественная.
Методы и формы обучения и воспитания
Можно использовать с учётом возрастных особенностей детей следующие методы и формы обучения и воспитания :
- комплексные занятия, тренинги;
- экскурсии, целевые прогулки, походы;
- подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, проблемные игры, игры-соревнования;
- сочинение историй;
- наблюдения;
- беседы групповые и индивидуальные;
- чтение специальной детской литературы;
- анализ заданных ситуаций;
- выполнение поручений;
- экспериментирование.
Средства обучения и воспитания
С учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- плакаты, иллюстрации;
- настольно-печатные игры, дидактические игры;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- игрушечный транспорт различного функционального назначения; макеты светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков); дорожные знаки;
- муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
- подборку художественной литературы по теме.
Реализация поставленной цели предусматривает следующее:
- разработку системы планирования;
- определение содержания работы по формированию навыков безопасного поведения в окружающей среде (дом, улица, детский сад);
- разработку форм организации деятельности с детьми, родителями и педагогами;
- разработку конспектов занятий, экскурсий, развлечений.
Воспитание навыков безопасного поведения дошкольников нужно осуществлять на основе желания ребёнка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно-образное мышление и непосредственность восприятия. Приоритетными являются индивидуальные и подгрупповые формы работы с детьми.
Из опыта работы
Пространство в нашей группе по данной теме представлено как «Центр безопасности», который постоянно дополняется и систематизируется материалами:
• практическими: щит безопасности, макет улицы с дорожными знаками, разметкой для транспорта и пешеходов, светофор. Пособие для сюжетных игр «Автобус», «Водитель», «Спасатели», «Скорая помощь»;
• наглядными: «Как избежать неприятности», «Если малыш поранился», «Не играй с огнем»; план – схема микрорайона, в котором находится детский сад, с отметкой опасных участков; плакаты по ОБЖ по темам «Пожарная безопасность для дошкольников», «Твоя безопасность малыш», «Один дома»;
• развивающими настольными играми: «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации в доме», «Внимание! Дорога!», «Пирамида здоровья», «Дорожные знаки», «Лото осторожностей», «Час пик», «Лото пешехода» и др. ;
• техническими средствами, это – телевизор, музыкальный центр. Дети имеют возможность смотреть обучающие фильмы : «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья», мультфильмы.
Дидактические игры позволяют обучать детей посредством активной, интересной деятельности. Вот, например, дети попали в «царство беспорядка». Игры «Найди опасные предметы», «Раз, два, три – место найди» и др. помогут закрепить «Золотое» правило : «Каждой вещи – свое место».
В группе часто возникают ситуации, которые требуют немедленного реагирования и пояснения, для этого использую «Минутки безопасности». Так работа по ОБЖ органично интегрируется во всей педагогической деятельности.
Просмотр обучающих мультфильмов – это метод наиболее привлекателен для детей. Можно посоветовать педагогам использовать мультфильмы, созданные в советский период («Волк и семеро козлят», «Три дровосека», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка» и др., т. к. они обладают большим дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью. По заказу Министерства по чрезвычайным ситуациям России созданы новые мультипликационные сериалы «Стасик и его друзья», раскрывающие темы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе. Показ мультимедийных презентаций, демонстрация фрагментов электронных энциклопедий- современные разновидности наглядного метода.
Ситуационное индивидуальное и групповое общение относится к группе словесных методов. Для данного метода характерно обсуждение взрослого с детьми ситуации из жизни. Такое общение чаще бывает спонтанным, обусловленным возникновением каких-либо ситуаций, но может быть и специально спланировано. Так, увидев на участке с младшими дошкольниками дворовую кошку и обсудив особенности её внешнего вида и передвижения, поинтересоваться у детей : «Можно ли гладить бездомную кошку? Почему? Что можно и чего нельзя делать при общении с чужой кошкой? Ситуативно индивидуальное общение позволяет конкретизировать представления детей о правилах безопасного поведения в быту и социуме : «Почему нельзя прятаться в шкафчике для одежды», «Что делать если Маша плачет», «Как безопасно достать кубик из-под шкафа» В процессе такого общения дети усваивают правила личной безопасности : закружилась голова на солнце – скорее присядь или приляг в тень и позови взрослых и т. д.
Такой прием, как решение проблемных ситуаций, целесообразно использовать в общении с детьми начиная со средней группы. Проблемная ситуация (для детей 4-5 лет : Представь, что ты с бабушкой едешь в электричке. Бабушка сошла на платформу на нужной вам станции, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
Работая над темой безопасности, нельзя упустить такой важный вопрос, как взаимодействие человека и природы. Очень важно развить понимание того, что планета Земля наш общий дом. На жизнь и здоровье человека влияют чистота водоемов, почвы и воздушной среды. Беседы на темы: «Нет цветов – нет и меда», «Почему погибла рыбка» и многие другие темы, затрагивают чувства детей, побуждают беспокоится о будущем планеты, воспитывают у детей природоохранное поведение.
Опыт безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста формируется успешно, если:
- содержание знаний и умений безопасного поведения сгруппировано по видам опасностей и осваивается в заданной последовательности;
- обеспечивается поэтапное освоение доступных детям знаний и умений безопасного поведения;
- в воспитательно-образовательной деятельности используется ситуативно-имитационное моделирование как метод закрепления знаний о правилах безопасного поведения и формирования соответствующих умений в ведущем виде детской деятельности;
- педагоги и родители осознают необходимость целенаправленной деятельности в данном направлении и осуществляют её в тесном сотрудничестве.
Работа с родителями дошкольников по воспитанию безопасного поведения детей
Круг проблем, связанных с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках дошкольной организации. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми. Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей.
Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и дошкольной организацией, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. Эффективность обучения детей безопасному поведению в быту и на улице в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда этому следуют. Недостаточный уровень культуры поведения взрослого приводит к таким же явлениям и у детей.
Основное внимание в работе с родителями следует уделять содержанию и активным методам подачи педагогических знаний по вопросам грамотности в области формирования безопасного поведения, выбору демократичных форм общения и учёта педагогической активности родителей. Всё это требует от педагога определённой гибкости в использовании различных форм взаимодействия с семьями.
Можно предложить следующие формы работы с родителями воспитанников:
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам безопасного поведения детей, с приглашением работников полиции, медицинских работников, сотрудников МЧС.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты.
4. Педагогический совет с участием родителей на тему «Безопасное поведение и здоровье наших детей».
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам безопасного поведения в быту, на улице, в природе и экстремальных ситуациях).
6. Практические семинары.
7. Консультации.
8. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена положительным опытом использования возможностей семьи для обучения ребёнка безопасному поведению.
9. Включение родителей в исследовательские и практико-ориентированные проекты.
Оценка эффективности работы образовательной организации по формированию навыков безопасного поведения дошкольников
Эффективность работы по формированию навыков безопасного поведения может осуществляться:
- через оценку знаний воспитанников (количественная диагностика);
- через оценку изменений в поведении ребёнка (качественная диагностика).
Параметрами количественной диагностики могут быть:
• усвоение знаний правил поведения в быту;
• усвоение знаний правил поведения в природе;
• усвоение знаний правил поведения на улице;
• усвоение знаний правил поведения в экстремальных ситуациях.
Комплекс диагностических приёмов, используемых для определения эффективности работы по формированию безопасного поведения дошкольников :
- наблюдение;
- фиксация высказываний детей;
- опросы;
- сочинение сказок, задания с участием сказочных героев, рассказы с вопросами;
- рисунки с заданиями, творческие рисунки;
- обсуждение литературных произведений.
Заключение
Таким образом, в процессе целенаправленной работы по обогащению знаний о правилах безопасности жизнедеятельности происходит постепенное осознание детьми их смысла. Дети начинают выделять источники опасности в быту, способы обращения с потенциально опасными предметами домашнего обихода, понимают необходимость соблюдения мер предосторожности. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами быта, дошкольники намного увереннее чувствуют себя в реальной жизни.
Планомерная деятельность со стороны взрослых, направленная на формирование опыта безопасного поведения в быту является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер.
Рекомендуемая литература:
1. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.
2. Каюрова А. Н., Скокова О. В., Шеховцова Т. С. Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС // Молодой ученый. – 2014. – № 11.
3. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений и слушателей курса профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования». / Сост. И. Ф. Слепцова, С. И. Карпова. – М. : ГОУ Педагогическая академия, 2011.
4. Садретдинова А. И. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников посредством проектирования педагогических условий / А. И. Садретдинова // Успехи современного естествознания. – 2008. – № 8.
5. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2013.