Вера Федоровна Жесткова
«Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда».
▼ Скачать + Заказать документы
Жесткова В. Ф. - учитель-логопед высшей квалификационной категории МОУ детского сада № 90 г. Волгограда.
Аннотация. В статье определена роль родителей в коррекционно – образовательном процессе, описаны виды работы для родителей по выполнению заданий учителя – логопеда, даны советы родителям по закреплению умений и навыков ребенка при выполнении домашних заданий.
Ключевые слова: Родители, домашнее задание, сотрудничество, виды работы, закрепление материала.
Публикация «„Как заниматься с ребенком дома по заданию логопеда? Советы логопеда“,» размещена в разделах
С введением новых Федеральных государственных требований, регламентирующих организацию образовательного процесса, необходим новый подход в организации коррекционно – образовательного процесса для детей с ОВЗ, разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы всех участников коррекционно – образовательного процесса.
Являясь структурным компонентом образовательной программы, коррекционная работа по преодолению речевых нарушений, направлена не только на коррекцию имеющихся речевых нарушений, но и на формирование интегративных качеств, общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта, формирование интегративных качеств и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Успешная реализация коррекционно – образовательной программы возможна только при создании единого коррекционного пространства вокруг ребенка с различными речевыми нарушениями речи совместными действиями различных специалистов. Однако нельзя забывать, что успех коррекционного обучения детей с речевыми нарушениями во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом и другими участниками коррекционный процесс, уход от практики дистанцирования родителей от детского учреждения, позволят повысить эффективность работы.
Задача учителя – логопеда – помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, выбрать правильное направление домашнего обучения, вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием домашние занятия. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости выполнения домашних заданий с детьми, имеющими различные нарушения речи.
Сотрудничество учителя – логопеда с родителями заключается в выполнении последними домашних заданий, направленных на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренным коррекционно-образовательной программой. В индивидуальных тетрадях ребенка логопед записывает домашнее задание исходя из изученного программного материала 1 – 2 раза в неделю. Недостатка в различного рода дикактического и демонстрационного материала для работы с ребенком дома нет. Это альбомы Теремковой Н. Е «Логопедические домашние задания для детей с ОНР 5 – 7 лет», Бунеевой Е. В, Кисловой Т. Р. «По дороге к азбуке», Бетц Л. Л., Цукановой С. П. «Я учусь говорить и читать» и других авторов по всем направлениям коррекционной работы. Используя рекомендованный логопедом материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин и т. д. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс – одна из задач учителя – логопеда. Помощь родителей обязательна и очень важна, так как именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребенка, и только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые в коррекционно – образовательной деятельности навыки. Здесь хорошо работает принцип: «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Информационное образование родителей через консультации, родительские собрания, «Уголки логопеда» и т. д., на мой взгляд, недостаточно эффективны. Увидеть, чем занимается ребенок на занятии, насколько он успешен в ходе коррекционно – образовательного процесса, - вот залог мотивации родителей. Приглашаю родителей на фронтально – подргупповые занятия не реже 1 раза в месяц. По желанию, каждый родитель может присутствовать на занятиях хоть ежедневно. Это дает родителям более полное представление о том, чем и как они должны заниматься дома при выполнении домашних заданий учителя – логопеда. Безусловно, уровень выполнения и закрепления программного материала дома у родителей и их детей значительно выше, чем у тех, кто реже бывает на занятиях. При посещении открытых занятий 1 раз в месяц и последующим анализом уровня усвоения программного материала детьми, родители убеждаются в необходимости систематичности и правильности выполнения домашних заданий.
Вот несколько советов родителям, как работать с детьми дома по заданию учителя – логопеда :
1. Проводить выполнение заданий в спокойной доброжелательной обстановке, учитывая настроение и желание ребенка.
2. Домашние задания выполнять не в один приём. А разделить на части (по10-15 минут работы).
3. Проводить выполнение заданий лучше в игровой форме, обыгрывая их.
4. Выполнение задания лучше проводить в одно и тоже время, это дисциплинирует ребенка, вырабатывает чувство ответственности.
5. Отмечайте каждый успех ребенка, хвалите его, это повышает мотивацию к продолжению выполнения задания.
6. Артикуляционную гимнастику необходимо выполнять ежедневно перед зеркалом по 5 – 7 минут(2 – 3 упражнения).
7. Задание по автоматизации звуков выполняются ежедневно по 5- 7минут 2 – 3 раза в день.
8. Задания по закреплению лексических тем, грамматического строя речи (упражнения на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов) необходимо выполнять по 10 – 15 минут 2 – 3 раза в неделю.
9. Задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов. Не выполняйте задание за ребенка, а вот наводящие вопросы бывают ребенку необходимы.
10. Задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов ребенок должен выполнять сам, но под обязательным контролем родителей.
Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
Литература:
1. Бабина Е. С. Партнерство дошкольно – образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2005. №5
2. Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009
3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания. М., 2007
4. Перчаткина Е. Сотрудничество логопеда и родителей // Дошкольное воспитание. 1998. №11
5. Стребелева Е. А., Закрепина А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. 2005. № 1
6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М., 1993