Перловская Лариса
Методическая разработка «Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
I. Теоретический аспект
1.1. Развивающее значение руки человека
«Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов». Н. А. Бернштейн.
В истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Так, еще в 496 году до н. э. греческий философ Анаксагор утверждал, что человек является мыслящим существом, потому что имеет руки.
Публикация «Методическая разработка „Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет“» размещена в разделах
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали и наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: "Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" и другие. З. П. Васильцова охарактеризовала народные потешки как основу для пальчиковых игр. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, И. Светлова и др., автодидактические игры с предметами (Л. Павлова, В. В. Цвынтарный) и др.
Психологи отмечают, что умственные способности ребенка начинают формироваться очень рано и не сами собой, а по мере расширения его деятельности, в том числе общей двигательной и ручной.
Первый этап мышления называют наглядно - или - предметно- действенным. С полным основанием такое мышление можно назвать "ручным" - ведь только манипулируя предметами, ребенок познает их свойства, особенности. Это значит, что все мыслительные задачи он решает руками, действиями.
Чем больший запас действий и проб накопит в своем опыте ребенок, тем скорее он подойдет ко второму этапу - наглядно - образному, когда будет оперировать не самими предметами, их образами.
Третий этап - словесно - логическое или абстрактное мышление. Здесь даже практические задачи будут решаться не руками, а в уме. Мышление оперирует понятиями, умозаключениями, обычно формируется в речи и сопровождается речью.
В итоге подходим к выводу: начало развития мышления дает рука. Как писал физиолог И. П. Павлов, "руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют, развитию мозга".
В 1794 г. Эразм Дарвин (дед Ч. Дарвина и Френсиса Гальтона) издает "Зоономию". В этом произведении, а также в "Храме науки" (1803) он придаё т исключительное значение развитию руки человека: рука и речь открыли путь человеку в его развитии.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.
В 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, самое захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами.
На 6-м месяце движения схватывания становятся более точными, уверенными.
На 7-м месяце – появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба-ба-ба.
8-9 месяцев – малыш берет мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет. Затем начинается произнесение первых слов.
На протяжении всего раннего детства четко выступает зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функций.
Т. П. Хризманом и М. И. Звонаревой было проведено электрофизиологическое исследование, в результате которого было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.
Еще проведенные электрофизиологические исследования говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
В книге «Ребенок учиться говорить» М. М. Кольцова представляет описание ряда исследований, которые доказывают тесную связь между речью и моторикой. Первое на что автор обращает внимание, это карта головного мозга, на которой отражено близкое расположение речевой и двигательной областей друг к другу (речедвигательная зона является частью двигательной области головного мозга). Было сделано предположение, что развитие моторной речи зависит от развития общей моторики ребенка в целом. Исследователи установили, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
Именно величина проекции кисти и её близость к моторной речевой зоне навели на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук окажет большое влияние на развитие активной речи ребёнка, чем тренировка общей моторики.
Продолжая исследования, Л. В. Фомина обследовала более 500 детей и обнаружила, что уровень развития речи у них всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики, а с уровнем общей моторики он совпадает не всегда.
Следующий опыт, который описывает М. М. Кольцова, проводился с детьми первых лет жизни. Детей просил показать один пальчик, два пальчика, три («сделай вот так»). Говорящим детям удавались изолированные движения пальцев. У неговорящих детей пальцы напряженные или вялые, не было изолированных движений. Были сформулированы выводы о том, что:
- не услышав речь ребенка, можно определить ее развитие;
- пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Сопоставляя все это факты, М. М. Кольцова приходит к заключению: говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикуляторного аппарата, но и движений пальцев рук. Приведенные факты позволяют, по мнению М. М. Кольцовой, отнести кисть руки к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.
Рука так связана с нашим мышлением, с переживаниями, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка. Все то, что есть в человеке неуловимого, невыразимого, что не находит слов, ищет выражение через руку.
Жест, как слово, может возвысить человека, успокоить, оскорбить, приласкать, вселить веру в правое дело, подтвердить слова, сделать их более весомыми.
Одновременно с этим развивается ручная умелость, отрабатывается
согласованность действий обеих рук (маленькие предметы ребенок
хватает одной рукой, большие — двумя руками, тип хватания —
кулаком, щепотью (тремя пальцами, указательным и большим
пальмами вместе (указательный тип хватания). Дифференцируется
движение пальцев (ребенок учится хорошо расставлять пальцы,
сжимать вместе, выделять один, два пальца). При нормальном
развитии к концу первого — начале второго года жизни ребенок
овладевает всеми перечисленными движениями.
1.2. Формы работы, используемые для развития ручных умений детей дошкольного возраста.
По формированию ручных умений у детей дошкольного возраста существуют разнообразные формы работы в дошкольных учреждениях:
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
По своему происхождению изобразительная деятельность является наиболее древним видом человеческой деятельности, которая зарождается и появляется гораздо раньше земледелия. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита (древнекаменного века) около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды этой деятельности (скульптура, живопись, графика, барельеф). На стенах пещер, которые служили местом обитания древних людей, найдены изображения рисунков, отпечатки рук, примитивные скульптуры животных.
Изобразительным искусством немедленно осваиваются новые отрасли человеческой деятельности. Совершенствование материальной культуры в мезолите и неолите приводит к зарождению декоративно-прикладного искусства в различных видах.
II. Организация работы в технике пластилинография с детьми младшего дошкольного возраста.
2.1 Организация кружковой работы ”Пластилиновое чудо”.
Организация кружка проходила в несколько этапов:
На первом (подготовительном) этапе мною была проведена диагностика ручных умений детей младшего дошкольного возраста.
Начальную диагностику развития ручных умений у детей младшего дошкольного возраста я провела, используя диагностический инструментарий следующих авторов: Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника, “Показатели нервно - психического развития детей второго – третьего года жизни”, разработанной Н. М. Аксариной, К. Л. Печерой, Г. В. Пантюхиной, Арушановой А. Г, а также В. Манов-Томов “Показатели норм развития у детей доизобразительной и изобразительной деятельности”, М. Питерси, Р. Трилор “Этапы формирования у детей навыков самообслуживания“.
При диагностике уровня развития я использовала балльную систему (от 1 до 3)
Ребенок, самостоятельно выполняющий задание получает- 3 балла.
С небольшой помощью взрослого – 2 балла.
Ребенок, пассивно ждущий помощи взрослого – 1 балл.
При суммировании баллов и делении их на количество заданий получалась количественная оценка, которая соответствует той или иной зоне развития:
Низкий уровень – 0 – 1.6;
Средний уровень – 1.7 – 2.4;
Высокий уровень – 2.5 – 3
Подобная оценка дает возможность осуществлять дифференцированный подход в развитии ребенка.
Обследование уровня развития ручных умений детей осуществлялось по следующим сферам:
- Изобразительные умения детей;
- Навыки самообслуживания;
Данные сферы основаны на конкретных умениях и навыках ребенка, наиболее точно характеризующих уровень развития ручных умений на определенном возрастном этапе.
Результаты начальной диагностики показали, что руки детей слабы, неумелы. Особенно трудно детям даются задания, связанные с изобразительным умением: соотносить зрительный контроль и движение руки. Показателем этого явилось задание, в котором нужно повторить по показу – круг или сложить лист бумаги пополам. Не получается у них в этом возрасте и задание, в котором нужно применить движение и силу руки, т. е. скатать кусок пластилина в змейку или шарик. Раскатывая пластилин пальцами, дети не умеют соизмерять силу движений, поэтому раскатывают слишком слабо и у них ничего не получается, или раскатывают с такой силой, что все размазывается по столу.
Несовершенство ручной моторики, недостаточная координация кистей и пальцев рук обнаружилась и в плохой сформированности навыков самообслуживания, например: когда дети надевают и снимают одежду, застегивают и расстегивают пуговицы, пользуются столовыми приборами и т. д. Проведенная диагностика по самообслуживанию показала также, что дети не знают в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей отсутствовали не только элементарные навыки самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно. Из бесед с родителями мы узнали, что они чрезмерно опекают детей, все за них делают сами.
По результатам начальной диагностики, учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей, мной была разработана рабочая программа изобразительной студии “ Пластилиновое чудо”. ( Приложение: Рабочая учебная программа по кружковой работе '' Пластилиновое чудо” с 2 до 4 лет). ( Приложение: Конспекты занятий по пластилинографии для детей младшего дошкольного возраста). Написание этой программы позволило мне систематизировать всю мою работу по обучению детей младшего дошкольного возраста пластилинографией.
Создание рабочей программы обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста.
Цель программы - обеспечить своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогать каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, а также систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.)
При разработке данной программы отбирались наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Занятия кружковой работы с детьми младшего дошкольного возраста проводились на втором – практическом этапе. Они проходили систематически и последовательно 1 раз в неделю по 10 минут во второй половине дня в первый год обучения и по 15 минут во второй год обучения. Один раз в месяц с детьми проводилась коллективная работа на больших форматах.
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определённые задачи.
Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап. В этот период дети младшего дошкольного возраста знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так на первых занятиях дети учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его к спинке божьей коровки, к шляпке мухомора или собирают “витаминки” в баночку и т. д. При этом дети учатся быть аккуратными. Уже в ноябре дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При освоении этого приема нужно следить, чтобы ребенок размазывал пластилин подушечкой пальца, а не царапал ногтём. Дети с удовольствием изображают иголочки для ёжика, дождик для цветочков, травку для курочки, полоски для тигра и т. д. Параллельно с освоением этих приемов, дети учатся работать на ограниченном пространстве, осваивают прием вдавливания.
На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, ‘рисуя” различные деревья, солнышко и т. д.). На этом этапе дети приступают к “рисованию”, т. е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его, используя при этом несколько цветов пластилина. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно. Этому способствуют такие занятия как, например, “Машина”, “Юла” и др. На этом же этапе я учу детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков). Чтобы построить, например, домик для Кошки, нужно заготовить много брёвен. Вот мы их сначала и раскатываем, а только потом строим дом.
На занятиях дети учатся создавать композиции, используя разные виды работ: рисование, аппликация и пластилинография. Так для выполнения композиции снеговика, дети сначала подготавливают основу, рисуя снежную вьюгу, а уж затем размазывают пластилин по контуру снеговика. Крышу для Кошкиного домика дети выполняют путём аппликации, приклеивая треугольник к построенному из пластилиновых бревнышек домику.
Для выразительности выполнения работ, дети учатся пользоваться вспомогательными предметами (косточки, перышки, горошки и т. д.) Так, для того, чтобы сделать работу «Птичка», ее крылышки и хвостик дети делают из настоящих перышек. Дно аквариума мы украшаем настоящими ракушками. Букет цветов мы создаем из крашеных макарон. Панцирь для черепахи мы создаем из фисташек, а лепестки для ромашки из ватных палочек. Мы, учимся наносить узор стекой или специальными приспособлениями – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и т. д. Так кудряшки для овечки, дети наносят с помощью специального приспособления в виде трубочки, а лепестки мать - и - мачехи дети прорисовывают стекой.
Детям нравится украшать свои поделки дополнительными деталями. Всё это способствует развитию не только ручной умелости, но и детского творчества.
Для успешного освоения навыков пластилинографии, при организации занятий с детьми младшего дошкольного возраста я использовала следующие приемы:
Работа детей на общем фоне. Особого внимания заслуживают коллективные работы детей, объединённые одним сюжетом. Здесь дети на своих рабочих местах выполняют “заготовки” индивидуально, а затем прикрепляют на общий фон. Такая последовательность работы позволяет детям менять позу во время занятия, что позволяет детям больше двигаться и держать руку не только на столе, а вытягивается на всю длину.
Пока дети не освоили технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении, как только дети научатся прижимать к нему детали, он будет располагаться вертикально.
Этот вид деятельности требует высокой работоспособности, терпения, усидчивости, организованности и в то же время даёт простор детскому воображению, фантазии, побуждает к действию, сотворчеству с товарищами.
Игровые приемы. Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление. Игровые приемы на занятиях снимают утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. Простое заучивание, механическое повторение с ребенком нового материала не эффективно, это может только подавить в нем усердие и радость от собственных достижений. Поэтому воспитатели или родители, слишком усердствующие в применении мер принуждения, могут вообще не добиться никаких результатов.
Обучение должно стать для ребенка игрой и приятным переживанием. Древний закон, вновь открытый современными психологами, подтверждает тот факт, что самый большой успех ребенок переживает в радостной и спокойной обстановке.
Таким образом, игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.
Игровая задача в используемых приемах – своеобразная формулировка, определение цели предстоящих игровых действий. Например, “Поможем мишке собрать шишки” или: “Подумайте, как мы можем помочь птичке”; “Построим кошке дом”.
После постановки игровой задачи я разыгрывала с детьми игровые действия. (Так, чтобы помочь мишке, необходимо отправиться в лес). В условиях игрового действия рождается мнимая (воображаемая) ситуация “как будто”. Внешнее выражение действий может быть представлено по-разному: моторным, практическим действием (машет руками, как птица крыльями); изобразительным действием (ритмичным движениям пальчика размазываем кусочки пластилина, изображающие листопад); звукоподражанием (я – шофер, я везу зерно… би-би-би).
Обучая детей пластилинографии, необходимо учитывать, что содержание игровых задач и игровых действий должно соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам.
Индивидуальный подход. Личностно-ориентированное образование обладает наибольшим здоровьесберегающим потенциалом и поэтому наиболее результативно.
Цель современного личностно-ориентированного образования – оказать педагогическую поддержку каждому ребёнку, требующему помощь.
Заключительный этап занятия – педагогическая оценка. Этот прием является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения,т. е. в течение всего занятия мы хвалим, подбадриваем малыша. В конце занятия мы еще раз внимательно рассматриваем работы и хвалим маленьких авторов ещё раз за старание. В процессе рассматривания работ мы вспоминаем и закрепляем: что и зачем мы делали на занятии, смогли ли мы кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т. д.
На третьем, итоговом этапе, дети самостоятельно выполняют задания, развиваются творческие способности детей. Ребенок не пассивно выполняет задание, а активно перерабатывает его в связи с накопленным опытом, отношением к «изображаемому». Для “разукрашивания” предметов, дети самостоятельно выбирают цвет пластилина. При выполнении подружек для сороки, дети самостоятельно создают образ птички. У кого-то она клюёт, у другого она машет крылышками.
Создание образа в своем воображении – наиболее трудный путь, требующий от детей большого объема знаний и впечатлений. Богатая эмоциональная гамма душевных переживаний, умение удивляться, наблюдать – все это помогает ребенку создавать свои работы.
Поэтому важно постоянно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее все новыми и новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желания поделиться своим состоянием с окружающими. Тогда наступает тот неповторимый миг вдохновения, когда, как песня из души, выливается поток творчества, создавая шедевры, единственные и неповторимые. Вот почему так важно прежде, чем нарисовать, как можно больше увидеть, услышать, потрогать, посидеть и подумать.
Каждое занятие сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми, а также музыкальными произведениями. В результате этого дети на занятиях активны, любознательны, уверены в себе, общительны со взрослым и сверстниками.
Данные формы работы с детьми младшего дошкольного возраста позволяют заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребенка, активно вовлечь детей в процесс работы.
В конце первого учебного года занятий кружка результаты диагностики детей младшего дошкольного возраста показали, что в сфере самообслуживания девять детей показали высокий уровень развития, трое детей средний уровень развития, а в сфере изобразительных умений восемь детей показали высокий уровень развития, четверо детей средний уровень развития. Детей с низким уровнем развития не выявлено.
Литература:
1. Абрамова Л. П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2003.
2. Агаян Г. Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.
3. Агаян Г. Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,1999.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М. :ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
8. Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).
9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua
10. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.
11. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144
12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Сов. Рассия, 1979. – С. 192
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.
15. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.
16. Под редакцией Серебрякова Н. В. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб. :КАРО,2008
17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1
18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
19. Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru
20. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : Хардфорд,1996
21. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.
22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
23. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаик – Синтез,2006.