Оксана Бондаренко
Обучающий семинар «Основы финансовой грамотности. Проблемы и перспективы»
Цель:
актуализировать и расширить знания педагогов в области экономики и финансовой грамотности, развить умения правильно анализировать и своевременно использовать опыт окружающих в финансовой сфере.
Финансовая грамотность или экономическое образование сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.
Публикация «Обучающий семинар „Основы финансовой грамотности, Проблемы и перспективы“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и выражается в эффективном управлении финансами, учете доходов, и расходов, рациональном потреблении.
В период дошкольного детства огромную роль играет семья, и то какую культурную базу она создает для формирования у ребенка отношения к экономическим ценностям.
Когда же начинать формировать экономические понятия? Лучше всего это делать в возрасте 5-7 лет, когда дети активно желают помогать другому и усваивают нравственные ценности. Дети 5-6 лет усваивают понятия выгодно - невыгодно, выигрыш – проигрыш, а также эмоционально воспринимают ситуацию успеха и неуспеха. Другой предпосылкой является становление и развитие способности ставить себя на место другого человека и видеть вещи с его позиции, учитывая не только свою, но и чужую точку зрения.
Что говорят нам нормативно-правовые документы?
В национальной программе повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации говорится о том, что «… финансовое образование необходимо всем категория граждан. Детям дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета».
Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 г., содержит определение финансовой грамотности, как результата процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благосостояния.
Как же помочь дошкольнику сформировать понятия о ценности окружающего его предметного мира, о том, что необходимо уважать людей, умеющих трудиться, признавать авторитетными такие качества как бережливость, экономность, трудолюбие, и главное, применять полученные умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.
Современные нормативные документы, говорят нам о необходимости реализации такого направления, как финансовая грамотность для дошкольников.
Министерством образования и науки Российской Федерации, совместно с Центробанком Российской Федерации разработана парциальная программа для дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Для детей 5-7 лет», которое сопровождается замечательными методическим рекомендациями.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в детском саду.
Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.
Многочисленные исследования последних лет, подтверждают, что ребенок имеющий в своем распоряжении денежные средства и личный опыт приобретения товаров и услуг, раньше и успешнее своих сверстников проходит процесс усвоения экономических понятий и формирования стиля потребления товара.
Правильно организованное экономическое образование способствует нравственному развитию ребенка. Важным условием для формирования основ финансовой грамотности является поэтапное введение дошкольников в мир экономических категорий. С чего начать эту работу?
Первым и важным этапом апробации и внедрения в работу какого- либо опыта, является интерес ребенка. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Делать выбор, значит интересоваться чем-то в такой степени, что хочется выбрать именно это.
Какие материалы можно использовать? В основном, мы пользуемся собственными или заимствованными разработками. И лишь немногие образовательные организации строят образование на основе авторских разработках.
Среди заимствованных материалов самой востребованной является программа «Приключения кота Белобока или экономика для малышей»,
разработчиками являются Комитет образования и науки Волгоградской области и авторский коллектив Волгоградского социально-педагогического колледжа.
Институтом современного образования предложено при написании своей программы за основу брать программу Банка России - это одна из самых популярных и рекомендованных.