Надежда Коновалова
Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма: круглый стол
Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка;
заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада;
выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций.
Материалы: презентация по теме собрания, видеоролик «Во что играют наши дети» (мнения детей группы, буклет для родителей «Возрастные особенности детей 4-5 лет», медали – благодарности для родителей.
Ход собрания:
I. Вступление.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Роль игры в развитии и воспитании ребенка“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель: Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (слайд 2).
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребёнок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишён увлекательной игры. Задача взрослого – помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
II. Проблемный вопрос.
Воспитатель: Так в какие игры играют наши дети? Предлагаю каждому высказаться на эту тему. Ответы родителей.
Так в какие игры играют наши дети? (слайд 3)
Центр «Семья» - позволяет ребенку не только увлеченно наследовать пример собственных родителей, но и проводить параллель между моделью поведения в других семьях.
(слайд 4)
Центр «Магазин» - организация самых разных игр, в которых дети будут учиться важнейшим социальным навыкам.
(слайд 5)
Центр «Салон красоты» - благодаря этому игровому центру дети смогут попробовать на себе профессию парикмахера или побыть в роли посетителя салона красоты. С помощью этой сюжетно-ролевой зоны дети приобретут навыки доброжелательного общения, уважения к труду профессии, а кто-то даже справится со страхами перед настоящей парикмахерской.
(слайд 6)
Центр «Мастерская» и конструктивной деятельности
Для осуществления конструктивной деятельности детей в группе предоставлены различные настольные и напольные стройматериалы, разнообразные конструкторы, мозаики и пазлы. Все это помогает развивать у детей технические способности.
(слайд 7)
Уголок дежурства Организация дежурства в детском саду - важная часть трудового воспитания дошкольника. так как дежурство воспитывает у детей такие качества, как трудолюбие, дисциплину, аккуратность. Благодаря этому дети становятся более уверенными в своих действиях.
(слайд 8)
Центр дорожного движения - это часть работы по обучению воспитанников дорожной грамоте.
(слайд 9, 10)
И многие другие развивающие центры, играющие огромную роль в развитии и воспитании ребенка.
Воспитатель: Не секрет, что многие современные родители зачастую предпочитают играм с ребенком просмотр телевизора, компьютерные игры. А между тем это не заменит полноценную игру.
III. Психологический аспект игры (слайд 11).
Педагог-психолог: Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например, сложить один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть
Ребенок ежедневно сталкивается с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу: Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.
Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.
Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятия. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободных игр. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.
Пусть ребенок самостоятельно выберет, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным - пусть ребенок проявит фантазию.
IV. Значение игры (слайд 12).
Педагог-психолог: О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.
Вопросы родителям:
В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?
Ответы родителей.
(после высказываний родителей педагог-психолог обобщает ответы).
Воспитатель: В игре ребенок обучается:
Эмоционально вживаться, "врастать" в сложный социальный мир взрослых людей.
Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
Осознать своё реальное место среди других людей.
Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. +Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.
V Экспериментальная деятельность в развитии детей (слайд 13, 14, 15)
Воспитатель: На протяжении дошкольного детства, наряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы. Проведение экспериментов, занимательных опытов из доступного материала, коллекционирование развивает наблюдательность, расширяет кругозор детей, углубляет знания, приучает к усидчивости и аккуратности, даёт навыки исследовательской деятельности. Важно стремиться учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Становится очевидным, что усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение исследовательской деятельности в практику работы дошкольных образовательных учреждений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
«Эмоциональные руки»
В отличие от животных и в отличие от роботов человек – очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции «написаны на лице». Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, их можно показать руками.
Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить:
- злость,
- радость,
- испуг, страх,
- грусть.
«Эмоциональные ноги»
Мы люди пользуемся огромным арсеналом средств для выражения своих эмоций. Конечно, в первую очередь мы демонстрируем эмоции мимикой лица, но не менее выразительными могут быть спина, плечи, кончики пальцев и даже уши.
Попробуйте только с помощью ног продемонстрировать эмоциональные состояния:
- гнев,
- страх,
- восторг,
- презрение.
VI. Заключение.
Воспитатель: В начале нашей беседы я задала вопрос: «Во что играют наши дети?». Думаю, всем будет интересно послушать ответы наших детей и сделать для себя выводы, в ногу ли вы шагаете с вашим ребенком, знаете ли вы все о нем…
Видеоролик.
Воспитатель: Мы хотели вас убедить в том, что ребенку 4-5 лет необходима игра, что она доставляет ему массу положительных эмоций и он очень любит играть. Не лишайте его этой радости, помните, что и вы были детьми! (слайд 16)