Ольга Аникина
Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка на тему:
«Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников"
Тема: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».
Цель: развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.
Задачи:
1. повысить речевую активность;
2. учить слушать и понимать речь взрослого;
Публикация «Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
3. создать благоприятный эмоциональный фон;
4. развивать умение подражать взрослому;
5. развивать воображение и память;
6. тренировать память ребенка Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.
Развитие речи детей - одна из главных задач, которая решается любым детским учреждением. Тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не только руки, но мозг.
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку- белобоку». И мы до сих пор играем.
Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.
Перед каждой игрой настройте детей, найдите способ их заинтересовать.
Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки, мячики.
При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы. Подчеркивая отдельные слов, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то достаточно выполнять движения вместе с взрослым.
Актуальность. Я считаю, что данная тема наиболее актуальна для детей нашей группы, так как именно в данном возрасте активно пополняется словарный запас ребенка и развивается речь.
Моя работа проводится по 3 направлениям:
1. дети;
2. родители;
3. педагоги.
• Пальчиковые игры были включены в непосредственно образовательную деятельность;
Например, во время занятия по конструированию.
Молоточком постучу,
Гвоздики заколочу,
Буду строить дом-дом,
Буду жить я в нем, в нем!
На рисовании можно использовать следующую игру:
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем.
При проведении занятия по развитию речи предлагаю:
Петушок наш вдруг проснулся,
Прямо к солнцу повернулся.
Кукарекнул раз, два, три!
Ты сегодня не проспи.
• использую в режимных моментах, например, во время одевания на прогулку,умывания или укладывания спать:
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — дедушка,
Ну, а этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Водичка водичка, (подставить ладони под воображаемую струю воды)
Умой моё личико.
Чтобы глазки смотрели,
Чтобы щечки краснели.
Чтоб смеялся роток
И кусался зубок.
На подушку головой –
Глажу, глажу лобик свой.
Глазки закрываю, быстро засыпаю.
• во время самостоятельной деятельности детей. Например, ребенок играет в семью.
Мы капусту рубим-рубим,
Мы капусту солим-солим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту жмем-жмем.
В работе с детьми использую групповые, подгрупповые и индивидуальные формы работы.
Групповая форма:
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой, (Большие пальцы соединяют
остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют
изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло.
Работу в подгруппах использую, когда ребята разучивают новую пальчиковую игру. Индивидуальную работу провожу с теми детьми, у которых возникли трудности с разучиванием игры, либо с координацией движений.
Достичь хороших результатов помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы.
• консультации для родителей «Как правильно использовать пальчиковые игры» и «Для чего нужны пальчиковые игры».
• буклеты “Пальчиковые игры”.
Для совершенствования работы по данной теме я наметила следующие перспективы:
Продолжить работу над развитием мелкой моторики детей;
Пополнять копилку пальчиковых игр;
Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей;
Осуществлять взаимодействие с семьей.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их, и вместе с тем развивать речь. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться.
КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
КАПИТАН
Я плыву на лодке белой
По волнам с жемчужной пеной.
Я - отважный капитан,
Мне не страшен ураган.
Чайки белые кружатся,
Тоже ветра не боятся.
Лишь пугает птичий крик
Стайку золотистых рыб.
И, объездив чудо-страны,
Посмотрев на океаны,
Путешественник-герой,
К маме я вернусь домой.
ДОМИК
Под грибом - шалашик-домик,
Там живет веселый гномик.
Мы тихонько постучим,
В колокольчик позвоним.
Двери нам откроет гномик,
Станет звать в шалашик-домик.
В домике дощатый пол,
А на нем - дубовый стол.
Рядом - стул с высокой спинкой
На столе - тарелка с вилкой.
И блины горой стоят - Угощенье для ребят.
БАРАШКИ
Захотели утром рано
Пободаться два барана.
Выставив рога свои,
Бой затеяли они.
Долго так они бодались,
Друг за друга все цеплялись.
Но к обеду, вдруг устав,
Разошлись, рога подняв.
ГРОЗА
Капли первые упали, Пауков перепугали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра,
Разбежалась детвора.
В небе молния сверкает,
Гром все небо разрывает.
А потом из тучи солнце
Вновь посмотрит нам в оконце!
МОЯ СЕМЬЯ
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
КОШКА И МЫШКА
Мягко кошка, посмотри,
Разжимает коготки.
И легонько их сжимает
Мышку так она пугает.
Кошка ходит тихо-тихо,
Половиц не слышно скрипа,
Только мышка не зевает,
Вмиг от кошки удирает.
ПАЛЬЧИКИ
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик лег в кровать,
Этот пальчик чуть вздремнул.
Этот сразу же уснул.
Этот крепко-крепко спит и тихонечко сопит.
Солнце красное взойдет, утро ясное придет,
Будут птички щебетать, будут пальчики вставать!
ПАЛЬЧИКИ В ЛЕСУ
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот лишь глядел!
КТО ПРИЕХАЛ?
Кто приехал?
Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да! Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да!
"ШАЛУН"
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
БЕЛОЧКА
Сидит белка на тележке,
Продат свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
"ДЕТКИ"
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные, Все такие нужные.
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать.
"ПО ГРИБЫ"
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идм грибы искать!
Этот пальчик в лес пошл,
Этот пальчик гриб нашл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик вс съел,
Оттого и потолстел.
"ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ"
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Листья берзы, листья рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберм.
"ПАСТУШОК"
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду,
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок,
Там Бурнка лежит
На теляток глядит.
А домой не идт,
Молочка не нест.
Надо кашу варить,
Деток Кашей кормить.
"ОЧКИ"
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
“СТУЛ”
Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.
“СТОЛ”
У стола 4 ножки
Сверху крышка, как ладошка.
"ЛОДКА"
Лодочка плывт по речке,
Оставляя на воде колечки
“ПАРОХОД”
Пароход плывт по речке
И пыхтит он, словно печка.
“КОЗА”
У козы торчат рога,
Может забодать она.
ПАУЧОК
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил,
Паучков на землю смыл.
Солнце стало пригревать,
Паучок ползт опять,
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
ПЧЕЛКИ
Домик маленький на лке,
Дом для пчл, а где же пчлки?
Надо в дом постучать,
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по лке,
Где же, где же эти пчлки?
Стали вдруг вылетать:
Раз два, три, четыре, пять!
ЧЕРВЯЧКИ
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Червячки пошли гулять.
Вдруг ворона подбегает,
Головой она кивает,
Каркает: "Вот и обед!"
Глядь - а червячков уж нет!
ПЯТЬ УТЯТ
Пять утят плывут вперд,
На берегу их мама ждт,
Но только четверо утят
Вернулись к мамочке назад.
Четверо утят плывут.
Трое утят плывут.
Двое утят плывут.
Вот один плывт вперд,
На берегу его мама ждт,
И сразу пятеро утят
Вернулись к мамочке назад.
ВЕТЕР
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
Чайка над водой летает
И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.
РЫБКИ
Пять маленьких рыбок
Играли в реке,
Лежало большое
Бревно на песке,
И рыбка сказала:
“Нырять здесь легко!”
Вторая сказала:
“Ведь здесь глубоко”.
А третья сказала:
“Мне хочется спать!”
Четвртая стала
Чуть-чуть замерзать.
А пятая крикнула:
“Здесь крокодил!
Плывите скорей,
Чтобы не проглотил!”
УЛИТКА
В домике она сидит,
Рожки высунув, молчит.
Вот улиточка ползт
Потихонечку вперд.
На цветочек заползт,
Лепесточки погрызт.
Рожки в голову втянула,
В домик спряталась, заснула.
ЧАСЫ
Мышь полезла в первый раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом!”,
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла второй раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом!”
Мышь скатилась кувырком.
Мышь полезла в третий раз
Посмотреть, который час.
Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!”
Мышь скатилась кувырком.
ПЕРЧАТКА
Веслая мышка
Перчатку нашла,
Гнездо в ней устроив,
Мышат позвала.
Им корочку хлеба
Дала покусать,
Погладила (отшлпала) всех и отправила спать.