Нурия Чайникова
Обучайте дошкольников правилам дорожного движения
▼ Скачать + Заказать документы
Обучайте дошкольников правилам дорожного движения
Из года в год в нашем городе и нашей стране увеличивается количество автомобильного транспорта. Улицы города с потоком движущихся машин требуют от детей хорошей ориентировки, а ориентировка формируется в процессе практической деятельности. Быстрое развитие автомобильного транспорта, увеличение интенсивности движения выдвигает серьезную задачу – обеспечение безопасности движения детей. [Электронный ресурс]
Публикация «Обучайте дошкольников правилам дорожного движения» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
По усредненным данным ежегодно на улицах и дорогах страны гибнет 1500 и получает ранения 24.000 несовершеннолетних участников дорожного движения. Около четверти (26,8%) всех пострадавших детей – это подростки от 14 до 16 лет. Каждый пятый пострадавший ребенок не достиг восьмилетнего возраста. Более половины (55%) пострадавших составили школьники в возрасте от 7 до 14 лет: из 100 пострадавших – 9 получают смертельные ранения.
Тяжесть травмирования детей других возрастных групп несколько ниже: 5 погибших из 100 пострадавших в возрасте от 7 до 14 лет и 7 – от 14 до 16 лет.
В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчете на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30 раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии. [4]
Существуют психофизиологические особенности поведения ребенка-дошкольника на дороге :
1) Дошкольники иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть дороги. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
2) Яркая эмоциональность. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
3) Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с небольшой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, он недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью.
4) У детей более узкий угол зрения, чем у взрослого человека: у 6-летнего ребенка он в10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет.
5) Слух и зрение детей развиты в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.
6) Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека.
7) У ребенка дошкольного возраста способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени.
8) Время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до начала действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8с, а у дошкольника 1,3-1,5с; [3]
Все вышеперечисленные психофизические особенности ребенка-дошкольника свидетельствуют о необходимости планомерной, систематической, целенаправленной работы по формированию у дошкольника основ безопасного поведения на дороге.
В узком аспекте формирование безопасного поведения – присвоение дошкольникам фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности ребенка и общества[2]. Кроме того, в узком аспекте формирование безопасного поведения – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам различных ситуаций, условиям деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.
Обучить детей безопасному поведению - это значит приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен выработаться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент.
Однако, существует специфика обучения дошкольников ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах. Можно отметить следующее: правила дорожного движения едины для детей и взрослых, к сожалению, они написаны «взрослым» языком, без всякого расчета на детей. Знакомство ребенка с дорожной ситуацией, с транспортом как элементами окружающей его среды очень сложное. Для него важен личный опыт, но он не может ее «попробовать». Последствия ДТП нельзя испытать на себе лично, оно не адекватно легкому ожогу. [1]
Среди широкого круга проблем, связанных с формированием у детей навыков безопасного поведения особое место занимает проблема взаимоотношений воспитателя и дошкольников. Педагогу в своей работе необходимо учитывать индивидуальные особенности психики каждого ребёнка. Возьмём для примера медлительного ребёнка, который не сразу включаются в совместную деятельность, игру. Воспитатель может избрать для них такую тактику поведения: чаще давать «главные» роли, требующие проявления активности, включающие их в коллективный процесс.
Эмоциональность и заинтересованность педагога в данной работе – ключ к успеху. Когда педагог проводит знакомство с правилами дорожного движения без эмоций, по одной и той же схеме, то в скором времени активность детей станет носить в основном репродуктивный, воспроизводящий характер. Воспитатель показал, объяснил - ребёнок повторил. В результате такого подхода познавательные интересы и активность детей постепенно снижаются. Итог - дошкольники не пытаются и не используют полученные знания и умения в практической деятельности.
Развитие активного мышления дошкольников достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов, форм организации совместной деятельности. Задача педагога - вызвать у детей интерес к деятельности, создать у них состояние увлеченности, умственного напряжения. Нужно это для того, что интерес связан с тем, понимает ли дошкольник, зачем ему нужны те или иные знания, видит ли он возможность их применить.
Еще одной проблемой в формировании у дошкольников основ безопасного поведения на дороге является разрыв в теоретических знаниях и практическом их применении. Осознанное применение правил дорожного движения невозможно, если дети не умеют различать и называть (в зависимости от возраста) левую, правую сторону, середину. Правила дорожного движения требуют от ребенка ориентировки в пространстве и правильно реагировать на изменения окружающей обстановки. Следовательно, чтобы добиться успеха в освоении правил дорожного движения воспитатели должны осуществляют связь между всеми разделами программы.
В своей работе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения педагоги ориентируются на программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной, О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой, а именно раздел «Ребенок на улицах города. Начина со второй младшей группы в ДОУ ведется работа по ознакомлению детей с различными видами транспорта, воспитанию у детей умения вести себя на улице и проезжей части дороги. [1]
Важную роль в ознакомлении детей с правилами дорожного движения играет тесная взаимосвязь ДОУ с родителями. Воспитатели ведут большую работу по правилам дорожного движения с родителями, учитывая своеобразие каждой семьи, привлекают их к участию в детсадовских мероприятиях; добиваются взаимопонимания, единого направления педагогических воздействий, направленных на формирование основ безопасного поведения на дорогах. Работа с семьей приобретает особое значение, она охватывает широкий круг вопросов, касающихся всех сторон развития и воспитания детей, в том числе и по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. В разнообразных формах общения с родителями своих воспитанников педагог-воспитатель выявляет, какую помощь нужно оказать семьям, в рекомендациях и советах каких специалистов они нуждаются.
В конце учебного года воспитателями всех возрастных групп ДОУ проводится изучение уровня усвоения детьми программного материала по правилам дорожного движения по специально разработанным критериям, что дает возможность выявить уровень усвоения материала детьми и наметить задачи работы с детьми в летний оздоровительный период. [3]
Роль ДОУ в предупреждении дорожно-транспортного травматизма велика, так как систематическая, целенаправленная, правильная воспитательная работа с дошкольниками создает прочный навык поведения детей на улице, помогает сохранить жизнь и здоровье ребенка, обеспечивает самостоятельность и осознанность поведения детей на улице. [2]
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования у ребенка основ безопасного поведения является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам данного вопроса. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада, с целью достижения общего результата - правильной и полной подготовки ребёнка к школе, к выходу в новый социум, которая возможна только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
Список литературы
1. Безопасность. Ребенок в городе: Рабочая тетрадь 1 - 4: Для детей старшего дошкольного возраста. Авдеева, Н. Н., Князева, О. Л, Стеркина, Р. Б. - М. ; Просвещение. - 2006.
2. Борисова, Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В. Борисова--- Наб. Челны,2006.
3. Клименко, В. Р. Обучайте дошкольников правилам движения. /Клименко, В. Р. - М. «Просвещение» 1973 г
4. Мошкин, В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности. // Основы безопасности жизни. - 2005. - N 7.
5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Извекова,Н. А., Медведева, А. Ф., Полякова,Л. Б. ,Фетодова,А. Н; Под ред. Романовой,Е. А., Малюшкина,А. Б. - М. : ТЦ Сфера, 2006. 64с.
6. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL : https://dou31.neftekamsk.ru/davajte-poznakomimsya/bezopasnost/opyt-raboty-po-pdd.