Динара Халикова
Общеразвивающая программа дополнительного образования социальной– педагогической направленности «Весёлые лабиринты»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
социальной– педагогическойнаправленности
«Весёлые лабиринты»
для детей среднего возраста
с нарушением зрения 4-5 лет
Срок реализации рабочей программы : 1 учебный год
Автор-составитель: Халикова Д. Г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка….
Актуальность программы….
Новизна и педагогическая направленность программы….….
Цель программы….
Задачи программы….
Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования социальной– педагогической направленности „Весёлые лабиринты“» размещена в разделах
- Лабиринт. Дидактические игры на основе лабиринтов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Возраст детей и срок реализации программы….
Форма организация занятий….
Планируемые результаты реализации программы….
Календарный учебный график….
1. Учебно-тематический план….
2. Содержание программы….
3. Методическое обеспечение программы…. ….
4. Организационно-педагогические условия реализации программы…. ….
Литература…. …
Пояснительная записка
«Весёлые лабиринты» – кружок по развитию ориентировки в пространстве для детей среднего возраста 4-5 лет).
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего месторасположения при помощи какой-либо системы отсчета. В процессе ориентации осуществляется восприятие пространства, сличение воспринятого с имеющимися представлениями и определение взаиморасположения человека и окружающих его объектов.
Механизмы пространственного познания играют значительную роль как для общего когнитивного развития (развитие восприятия, памяти, мышления, так и для реализации любой деятельности индивида во внешнем пространстве. Зрительное и пространственное познание тесно взаимосвязаны. Зрение, являясь ведущим пространственным анализатором человека, позволяет воспринять пространственные характеристики окружающей среды, а пространственные механизмы координируют во многом развитие зрительной системы.
На основе пространственных представлений дошкольники учатся ориентироваться в пространстве, кроме того, эти представления являются фундаментом для формирования пространственного мышления и способности понимать пространственные признаки, свойства и отношения между объектами в пространстве.
В дошкольном возрасте у детей должны быть сформированы представления о расположении объектов и предметов в окружающем пространстве по отношению к себе и другим предметам. Успешность овладения пространственными представлениями во многом определяется состоянием сенсорных функций и, в первую очередь, состоянием зрения.
Актуальность программы
Дети, имеющие серьезные нарушения зрения, ограничены не только в зрительном, но и в пространственном познании. Они испытывают значительные затруднения и в задачах зрительного поиска, и в задачах, требующих трансформации форм, и в запоминании больших объемов информации.
Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро - и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.
Ориентировка в пространстве на ограниченной сенсорной основе требует специального обучения детей активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, обоняния и т. д., т. к. именно дошкольный возраст является сензитивным для восприятия ориентировки в пространстве.
Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется на специальных занятиях, в дидактических играх и упражнениях; в них дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем.
Новизна и педагогическая направленность
Программа «Весёлые лабиринты», заключается в целенаправленной деятельности по обучению навыкам ориентировки в пространстве, необходимой длясоздания у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
Цель программы : развитие зрительно-пространственной ориентировки у детей среднего возраста с нарушением зрения.
Задачи программы :
Обучающие:
Закреплять умения детей ориентироваться на собственном теле, обозначать в речи пространственное расположение частей своего тела.
Учить сравнивать, соотносить пространственные направления собственного тела и стоящего напротив ребенка.
Развивать навыки ориентировки в окружающем пространстве: учить дифференцировать направления пространства, словесно обозначать их.
Учить определять направление местоположения предметов, находящихся на расстоянии от детей.
Развивать умение определять стороны /части/ игрушек и предметов.
Развивать умение детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление движения в соответствии с указаниями педагога.
Развивать умение сравнивать расположение предметов в реальном пространстве с их отображением в зеркале. Учить словесно обозначать сравниваемые пространственные отношения.
Развивать активное использование пространственных терминов и обозначающих пространственные отношения предлогов и наречий (в, на, под, над, перед, за, рядом, около, друг за другом, между, напротив, посередине).
Развивать навыки микроориентировки на поверхности листа бумаги, фланелеграфа, стола.
Учить самостоятельно ориентироваться на территории детского сада.
Учить выделять в окружающем пространстве предметы, являющиеся ориентирами.
Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице.
Учить составлять простые схемы-пути передвижения на территории и вокруг детского сада.
Развивающие:
Развивать умение самостоятельно ориентироваться в микро и макро пространстве определять месторасположение предмета по плану-карте (схеме, используя для этого различные зрительные ориентиры (лабиринты и т. п).
Развивать психические процессы: восприятие, образное мышление, воображение, фантазию, а так же мелкую моторику рук.
Воспитывающие:
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Стимулировать желание детей экспериментировать.
Формировать коммуникативные навыки.
Формирующие:
Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
В процессе занятий дошкольники знакомятся с различными видами обучения ориентировки в пространстве:обучение детей ориентировке в пространстве по картинке – плану;знакомство с условными (схематическими изображениями игрушек, реальных предметов и окружающего пространства.);
-обучение ориентировке:
- по схеме пространства;
- по планам пространства;
- по схемам и планам пути передвижения;
-обучение детей самостоятельному составлению простейших схем и планов.
Возраст детей и срок реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения детей 4-5 лет.
Набор детей носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.
Форма организации занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю в групповой форме. Длительность занятий с детьми 4-5 лет –– 20-25 минут.
Занятия проводятся во вторую половину дня после сна. В ходе образовательного процесса используется различный методический и дидактический материал (разнообразный иллюстративный материал, наглядные пособия, и др.). Занятия проводятся в игровой форме.
Планируемые результаты реализации программы.
Главным результатом является умение каждого ребенка самостоятельно ориентироваться в микро и макро пространстве, используя зрительные ориентиры и умение менять и словесно обозначать пространственные отношения между предметами.
Ожидаемый результат:
-уметь ориентироваться в пространстве по схеме – плану
-использовать различные зрительные ориентиры и условные схематические изображения игрушек, реальных предметов и окружающего пространства
- уметь ориентироваться в пространстве по схеме и планам пути передвижения, составлять простейшие схемы, планы, лабиринты.
При составлении схемы обследования и способов психолого-педагогической коррекции использовались методы нейропсихологического исследования, разработанные Т. В. Ахутиной, Е. Н. Винарской и др.
Обследование процесса формирования ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения.
Разделы Уровни развития
низкий средний высокий
Обследование ориентировки в схеме собственного тела.
Ребенок не справился с заданием Ребенок выполнил задания с помощью взрослого Ребенок самостоятельно справился с заданиями.
Обследование восприятия пространственных признаков предметов Ребенок не справился с заданием Ребенок выполнил задания с помощью взрослого Ребенок самостоятельно справился с заданиями.
Обследование восприятия пространственных признаков предметов Ребенок не справился с заданием Ребенок выполнил задания с помощью взрослого Ребенок самостоятельно справился с заданиями.
Обследование ориентировки в окружающем пространстве Ребенок не справился с заданием Ребенок выполнил задания с помощью взрослого Ребенок самостоятельно справился с заданиями.
Обследование зрительно-пространственной ориентировки Ребенок не справился с заданием Ребенок выполнил задания с помощью взрослого Ребенок самостоятельно справился с заданиями.
Диагностика проводится два раза в год: в начале учебного года (первичная – сентябрь) и в конце учебного года (итоговая – май).
Календарный учебный график
1. Учебно-тематический план.
№
занятия
Тема Количество занятий
Сентябрь
1. «Зайчик» 1
2. «Поезд» 1
Октябрь
3. «Куда?» 1
4. «Какой игрушки не стало?» 1
5. «Возьми игрушку» 1
6. «Петрушки» 1
Ноябрь
7. «Воробышки и автомобиль» 1
8. «Где живут игрушки?» 1
9. «Замри» 1
10. «Муха» 1
Декабрь
11. «Где, чей домик?» 1
12. «Где позвонили?» 1
13. «Внизу - наверху» 1
14. «Лево - право» 1
Январь
15. «Далеко - близко» 1
16. «Кукла Маша купила мебель» 1
Февраль
17. «Где Мишка?» 1
18. «Жила-была Красная шапочка» 1
19. «Где стоит человечек?» 1
20. «Справа и слева» 1
Март
21. «Где спрятался жучок?» 1
22. «Что изменилось?» 1
23. «Картина» 1
24. «Ориентировка на плоскости» 1
Апрель
25. «Где Маша?» 1
26. «Расскажи сказку» 1
27. «Запомни и найди» 1
28. «Дом для матрешки» 1
Май
29 «Три медведя» 1
30 «Куда показывает стрелка?» 1
31 «У куклы день рождения» 1
32 «Где что находится? (ориентировка на листе бумаги)» 1
Итого 32
Перспективный план работы кружка по ориентировке в пространстве
«Весёлые лабиринты» для детей с нарушением зрения среднего возраста.
Тема занятия Задачи Материал
1 «Зайчик» учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Текст стихотворения
2 «Поезд» учить ориентироваться в макропространстве большой лист бумаги, карандаш, четыре стрелки (длина 50 – 60 см).
3 «Куда» Учить называть пространственные направления (влево, вправо). на белом листе бумаги контурные изображения машин, деревьев
4 «Какой игрушки не стало»
учить детей запоминать игрушки и их расположение в пространстве, обозначая его в речи соответствующими пространственными терминами. разнообразные крупные игрушки от 5 до 10 штук, скамейка
1 «Возьми игрушку» продолжать развивать ориентировку в ближнем пространстве, закреплять и уточнять значение слов «далеко», «близко». разные игрушки.
2 «Петрушки» познакомить с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов «на», «под», «рядом»; вызывать интерес к пространственному положению предмета. кукольная мебель (стол, стул, шкаф, два клоуна или петрушки, две мелкие игрушки.
3 «Воробышки и автомобиль» учить детей ориентироваться в групповой комнате, пользуясь планом лист бумаги, карандаш, веревка
4 «Где живут игрушки» учить детей определять пространственное расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек
1 «Замри» учить детей составлять схему кабинета, в котором проходят занятия, обозначать в речи пространственное расположение предметов заменителей на схеме. 15 карт(20х30 см). На каждой карточке схематически изображен человечек в какой–то позе. Например, ноги вместе, правая рука вниз, левая в сторону или ноги вместе, руки в стороны
2 «Муха» введение в активный словарь детей слов, обозначающих четыре диагональных направления перемещения на плоскости: вправо, влево, вверх, вниз; развитие внимания на доске или на листе бумаги рисуется квадратное игровое поле в клетку. В центральной клетке изображается муха
3 «Где, чей домик?» учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа и словесно обозначать пространственные отношения фланелеграф, изображение дерева (вырезанное из цветной бумаги
4 «Где позвонили?» определение направления звука звоночек (колокольчик, дудочка).
1 «Внизу-наверху»
продолжать формировать правильные представления о пространственных отношениях предметов; показать, что расположение предметов по отношению друг к другу относительно и может изменяться два мяча, две куклы, два мишки, кукольный стул, детский стул, большой стул и стол.
2 «Лево - право» учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле
3 «Далеко- близко» учить детей понимать слова «далеко - близко», «дальше – ближе», активно использовать их в речи картинки - девочка сидит с котенком, девочка кормит птиц, девочка смотрит из окна на звезды, в небе летят журавли
4 «Куда Маша купила мебель» учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана макет кукольной комнаты, кукольная мебель, геометрические фигуры, соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели, лист бумаги, изображающий кукольную комнату
1 «Где мишка» учить детей свободно пользоваться планом вырезанные из бумаги изображения различных предметов кукольной мебели ит. д.
2 «Жила – была Красная Шапочка» учитьпользоватьсяэлементарнойкартой базовый рисунок ландшафта, содержащий признаки удаленности
3 «Где стоит человечек?»
учить ориентироваться на листе бумаги. учить детей свободно пользоваться планом. символическая карта (это может быть реальное изображение комнаты или двора или изображение воображаемого города. Важно, чтобы предметы в карте имели символическое сходство с натуральными). Два игрушечных человечка.
4 «Справа и слева»
учить детей понимать слова «справа - слева», «направо - налево», активно использовать их в речи. листы бумаги в клеточку, простой карандаш.
1 «Где спрятался жучок?» учить детей свободно пользоваться планом бланки с цифровым обозначением картинок, фломастеры
2 «Что изменилось?» учить детей определять разницу в пространственном расположении игрушек, отражать ее в речи соответствующими пространственными терминами крупные игрушки (по две одинаковые, например, 2 машины
3 «Картина»
учить располагать предметы на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой большой лист бумаги для панно, крупные детали аппликации (солнце, полоса земли, дом и т. д, листы бумаги, те же элементы аппликации небольших размеров, подносики, клей, кисточки, клееночки.
4 «Ориентировкана плоскости» учить ориентироваться на листе бумаги. таблица с геометрическими фигурами: посередине – круг, в верхнем левом углу– квадрат, в нижнем правом углу–овал и т. п. Листы бумаги, модели, геом. фигур (квадрат,круг и т. п).
1 «Где маша?» учить детей соотносить реальное пространство с планом план комнаты, в которой проводится игра, ( 1: 10);кукла Маша; красный кружок, с помощью которого можно отметить на плане, где спряталась Маша.
2 «Расскажи сказку» учить ориентироваться на поверхности фланелеграфа, словесно обозначать пространственные отношения изображения сказочных героев
3 «Запомни и найди» формировать представления о пространственном расположении предметов по отношению друг к другу, продолжать развивать внимание карты лото, на каждой по четыре картинки с изображением предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу (н/р, шарик на кубике, шарик и кубик рядом, маленькие карточки, картонки для накрывания больших листов, лото по числу играющих.
4 «Дом для матрешки» учить воспроизводить пространственное расположение элементов конструкции по подражанию действиям взрослого элементы настольного строителя (кубы, 3-х призмы для крыши, кирпичики (по 2 на ребенка, бруски (по 3 на ребенка, более крупный набор у педагога, мелкие игрушки.
1 «Три медведя» учить детей пользоваться моделью расположения предметов в пространстве.
2 фланелеграфа; контурные изображения домика, 2-3-хдеревьев и бумажные фигурки 3-х медведей: большого, среднего и маленького;3 бумажные полоски разной длины
2 «Куда показывает стрелка?»
формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности, усвоение детьми понятий «слева», «справа», «впереди», «сзади». набор вращающихся форм (стрелки, треугольник, квадрат, (20 х 20). Разные игрушки.
3 «У куклы день рождения» формирование понимания и восприятия проективных признаков удаленности. Усвоение детьми понятий: слева, справа, впереди, сзади. лист бумаги, на котором с разных сторон нарисованы мишка и кукла, набор разноцветных кружочков, фломастер
4 «Где что находится?» умение ориентироваться на листе бумаге белый лист бумаги, где изображены геометрические фигуры, которые рисуются по углам, посередине рисуется круг.
3. Методическое обеспечение программы.
Формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса.
Форма занятия: тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы проведения занятия: комбинированная (индивидуальная, групповая работа, самостоятельная и практическая работа). При проведении занятий используются приемы и методы: игровые, словесные (беседа, инструкция педагога, наглядные (показ образца, рассматривание планов, схемы-карты, лабиринтов, практические.
4. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Для эффективного развития творческой деятельности старших дошкольников необходимы следующие педагогические условия :
1) Разработанное планирование образовательной работы по художественно-эстетической деятельности.
2) Создание творческой среды для занятий художественной деятельностью.
Для проведения занятий необходимо помещение, хорошо освещенное, проветренное, проведена влажная уборка в соответствии с СанПиН. Количество столов и стульев должно соответствовать количеству детей, размеры мебели – соответствовать ростовым показателям.
Оборудование, методические пособия, наглядный демонстрационный материал должны быть содержательно-насыщенны, безопасны, практичны, доступны. Для проведения занятий необходимо следующее оборудование, материалы и инструменты:
Оборудование:
фланелеграф
листы белой бумаги
листы бумаги в клеточку
цветные карандаши, простые карандаши
клей, кисточки
фломастеры
образцы лабиринтов, карт, схем, планов
Литература
1. Боровская И. К., Ковалец И. В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми. – М. : «Владос», 2003.
2. Венгер Л. А. и др Воспитание сенсорной культуры ребенка. М. : Просвещение, 1988.
3. Венгер Л. А. и др Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста М. : Просвещение, 1989.
4. Грабенко Т. Н., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. С-Пб. : Детство – пресс,2002.
5. Григорьева Л. П., Бернадская М. Э., Блинникова И. В., Солнцева О. Г. Развитие восприятия у ребенка: Пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе. – М. : Школа-Пресс, 2001.
6. Подколзина Е. Н. Обучение дошкольников с косоглазием и амблиопией применению схем в процессе зрительно-пространственной ориентировки. // Дефектология 1994 № 3
7. Голубина Т. С. Чему научит клеточка… Методическое пособие для подготовки дошкольника к письму. Для родителей и воспитателей. – М. : Мозаика-Синтез, 2001.