Марина Позднякова
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Готовимся в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Принято
на заседании педсовета
МБДОУ д/с №3 г. Лебедянь
Липецкой области
Протокол № Утверждено
заведующий МБДОУ д/с №3
г. Лебедянь Липецкой обл.
Приказ №
Дополнительная общеразвивающая программа социально – педагогической направленности «Готовимся в школу»
Публикация «Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности „Готовимся в школу“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Скоро в школу
- Темочки
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3
города Лебедянь Липецкой области
Составитель:
воспитатель МБДОУ д/с №3
Позднякова Марина Александровна
Лебедянь – 2018 г.
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы ДОО»
- Уставом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, практика показывает, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.
Концепция программы подготовки будущих первоклассников основана на следующей идее: дошкольники только готовятся к систематическому обучению и этим определяется выбор содержания, методов и форм организации образования детей.
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем, т. к. требования к успешному обучению в начальной школе становится сложнее и выше. В ходе дополнительных занятий у детей через творчество, умение придумывать, создавать новое, наилучшим образом формируется личность ребенка, развивается его самостоятельность и познавательный мир. Таким образом, во время работы по данной программе у будущего первоклассника будет происходить не только знакомство учителя и ученика, но и решаться главная задача: сокращение адаптационного периода при поступлении ребенка в школу. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Актуальность разработки программы обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, с учетом тенденций развития всей системы образования, современной научной и научно-методической литературы, предполагающей единство содержания и методов подготовки детей к обучению чтению и письму на уровне детского сада, и непосредственного обучения грамоте в условиях начальной школы. Главное назначение этой программы состоит в том, чтобы развивать у детей логическое мышление, математическую речь; зак-реплять состав чисел до 20. На занятиях дети упражняются в фор-мировании пространственных представлений, используя знаки,
Особое значение приобретает индивидуализация обучения и дифференцированный подход в проведении занятия.
Подготовка детей к школе на занятиях по математике сводится к обучению их счету, формированию элементарных математических представлений, развитию у детей фантазии, воображения, творческих способностей.
На занятиях по математике у детей формируются представления о свойствах предметов: форме, цвете, размере и др. Они учатся отличать равенство и неравенство чисел, используя знаки.
Новизна программы «Готовимся к школе» заключается в том, что занятия по данной теме рассматривают познавательную деятельность детей, одновременно обучая дошкольников организации проектной деятельности.
Большая роль на занятиях отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения.
Программа направлена на освоение новых для детей способов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей. У детей 6-7 лет повышается физическая и умственная работоспособность. Они могут непрерывно заниматься продуктивной работой 25-30 мин. В психическом развитии важную роль начинает играть новая жизненная позиция, связанная с переходом в подготовительную группу. Дети понимают, что они самые старшие в детском саду и скоро станут школьниками. Меняются отношения со взрослыми, сверстниками, возникает повышенный интерес к учебной деятельности. Дети могут сформулировать учебную задачу, ориентируясь на рисунок, планировать и самостоятельно выполнять задание, способны решать в уме многие математические задачи, осуществлять самоконтроль и самооценку каждого задания.
Реализация программы «Готовимся к школе» рассчитана на один год обучения.
В реализации программы участвуют дети от 6-7 лет (подготовительная группа).
Работа с детьми по дополнительному образованию по познавательной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, 1 раз в неделю).
Длительность занятий – 30 минут.
Цель:
Целью подготовительного курса по математике является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющее им в дальнейшем успешно усваивать программу начальной школы, а также выравнивание стартовых возможностей детей не посещавших дошкольные отделения. Целью подготовительного курса по обучению грамоте является развитие связной речи ребенка, его фонематического слуха, творческого мышления, позволяющее в дальнейшем успешно усваивать программу начальной школы, а также выравнивание стартовых возможностей детей не посещавших дошкольные отделения. Курс позволяет вести подготовку детей к обучению чтению, формирует элементарные навыки культуры речи.
Задачи:
Познакомить с буквами по общепринятым группам на материале алфавита как знаками звуков
Учить различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные;
Учить определять место заданного звука в слове (в начале, середине и в конце);
Познакомить с условным изображением звуков: гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат (моделирование);
Учить писать слова с помощью графических изображений;
Учить писать печатные буквы в клетке, используя образец;
Учить соотносить звук и букву;
Учить писать слова и предложения печатными буквами;
Учить читать слова, предложения, небольшие стихотворные тексты;
Познакомить с термином предложение;
Учить правильно пользоваться терминами «Звук», «Слог», «Буква», «Слово», «Предложение»;
Учить составлять предложение из двух, трех, четырех слов;
Совершенствовать навыки счта в пределах 20 в прямом и в обратном порядке;
отношений между числами натурального ряда.
Учить решать стихотворные задачи.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги
Планируемые результаты освоения программы :
К концу года ребенок должен уметь:
- Писать буквы русского алфавита в клетке
- Определять место звука в слове в начале, в середине и в конце
- Различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки
- Пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный квадрат, твердые согласные – синий квадрат, мягкие согласные – зеленый квадрат)
- Соотносить звук и букву
- Определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком
- Проводить звуковой анализ слов
- Читать слова, слоги, предложения
- Правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «предложение»
-Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
-Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
-Соотносить цифру и количество предметов;
-Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
-Пользоваться цифрами и математическими знаками;
-Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
-Измерять длину предметов;
-Делить предметы на несколько равных частей. Сравнивать целый предмет и его часть;
-Различать, называть: отрезок, угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб;
-Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница);
-Определять временные отношения;
К концу года ребенок должен знать:
- буквы русского алфавита
-отличие буквы от звука.
-конфигурацию печатных букв.
-назначение прописной и строчной буквы
-отличие прописных букв от печатных.
-числа от 0 до 20 и их графическое изображение;
- состав числа первого десятка;
- предшествующее число, последующее, числа – соседи;
-понятия: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, близко, далеко, рядом, высоко, низко, глубоко;
-геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, многоугольник, ромб;
- строчку и столбик в тетради в клетку
- временные части суток: утро, день, вечер, ночь;
- название дней недели;
- название месяцев и времен года;
- знаки +, -, =, >,< и правильно их использовать;
- направление движения : слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, вперед, назад, в том же направлении, в противоположном направлении.
Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы :
Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада, через открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников, участие в конкурсах муниципального и регионального уровня.
Учебный план
Наименование модуля Количество часов
1. «Подготовка к чтению и письму» 18
2. «Занимательная математика» 18
Итого 36
Формы проведения аттестации. Промежуточная аттестация по каждому модулю проводится после проведения запланированных занятий по теме в форме проведения игры, а итоговой аттестацией будут выступать открытые занятия в детском саду.
Календарный учебный график
1. Режим образовательной деятельности: 1 раз в неделю.
2. Продолжительность учебного периода: 36 недель.
3. Срок реализации: с 1 сентября по 31 мая.
4. Возрастной состав:
- подготовительная группа (седьмой год жизни) – 15 человек
Сетка занятий
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
1 неделя месяца
15.40-16.10
2 неделя месяца
15.40-16.10
3 неделя месяца
15.40-16.10
4 неделя месяца
15.40-16.10
5. Образовательная нагрузка:
Продолжительность ДОД Количество ДОД в месяц Месячная образовательная
нагрузка
30 минут 4 30 мин. Х 4 = 120 мин.
Содержание изучаемого курса
Модуль «Подготовка к чтению и письму»
Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.
Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д., отрабатывать дикцию.
Учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трёхсложные слова с открытыми слогами.
Совершенствовать умение согласовывать части речи в соответствии с грамматическим строем родного языка.
Дать первоначальные представления о предложении.
Развивать умения детей образовывать однокоренные слова, составлять словосочетания и распространённые предложения.
Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.
Совершенствовать умение составлять рассказы.
Модуль «Занимательная математика».
Совершенствовать навыки счёта в пределах 20 в прямом и в обратном порядке.
Познакомить с цифрами 10-20
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и вычитание.
Дать первоначальные представления о величине (ширина, длина, высота) предметов и о геометрических фигурах (многоугольники)
Учить детей ориентироваться на листе бумаги. Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.)
Литература.
1. Н. В. Нищеева «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»,2015г.
2. В. Т. Голубь «Уроки обучения письму»,2003г.
3. С. В. Савинова «Математика»,2002г.
4. Е. П. Фефилова,О. А. Мокрушина «Поурочные разработки по математике»,2007г.