Татьяна Дубовицкая
Дополнителная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Дополнителная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 4–5 лет
Учебный план
первого года обучения (дети 4-5 лет)
№ Тема Теория Практика
1 Хлопни в ладоши.
Развивать устойчивость и переключение внимания, познавательную активность ребенка; расширять кругозор.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка»
Публикация «Дополнителная общеразвивающая программа психолого-педагогической направленности для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Средняя группа
- Темочки
Игра «Хлопни в ладоши» (Педагог называет ребенку разные слова, если он услышал слово, обозначающее, например, животное, то обязательно должен хлопнуть в ладоши. В другой раз предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объединить первое и второе задание, то есть ребенок хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих растения.)
Игра «найди отличия»
Самостоятельная работа детей ««Раскрась предметы, опираясь на образец»
Игра «Верно-неверно» (Педагог произносит разные фразы - верные и неверные. Если фраза верна, дети хлопают, если нет, то топают.)
Прощание «Встретимся опять».
2 Обобщаем группы предметов. Учить детей называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т. д. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Разложи (соедини стрелочки) фрукты в корзинку, а овощи – на тарелку».
Игра: дети делятся на две команды, одна команда должна перенести в свою тарелку фрукты, другая-овощи.
Самостоятельная работа детей ««Раскрась все не…» (не треугольники, не фрукты, не растения, «Пройди лабиринт»
Прощание.
3 Сад-огород.
Развитие умений классифицировать предметы по существенным признакам, закрепление слов-обобщений.
Развитие умений детей точно определять место произрастания фруктов и овощей.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Беседа об овощах и фруктах (какого цвета, размера, какой формы, какой на вкус, на ощупь, что можно приготовить)
Рассказ детей об овоще, фрукте (на выбор) по мнемотаблице.
Игра «Пятый лишний» (на картинке овощ или фрукт лишний)
Игра «Во саду ли, в огороде»
Самостоятельная работа детей «По лесным тропинкам».
Прощание.
4 Сравни длину, размер. Учить решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов, определять положение человека по отношению к себе, знать левую и правую стороны
Упражнение – приветствие
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Игра «Сравни длину отрезков», «Сравни размеры фигур»
Игра «День рождения куклы», в гости пришли игрушки, слева за стол усаживаются мишки-слева, справа куклы.
Самостоятельная работа детей «Раскрась картинки по заданию».
Прощание.
5 В магазин за покупками. Увеличить и разнообразить словарный запас детей, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Разучивание скороговорок» по мнемотаблицам.
Игра «В магазин за покупками»
( Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй мишек по образцу».
Прощание.
6 Скажи по – другому. Учить разделять предметы и правильно описывать их. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)»
(Например :
жесткий - твердый,
печальный – грустный)
(Например :
жара - холод
добро – зло)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов.
Самостоятельная работа детей на листочках «Правый-левый».
Прощание.
7 Будь внимателен! Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Что же могут делать кошки?»
Игра «Будь внимателен!» (На слове «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, на слово «лошадки» - как бы ударять «копытом» об пол, «раки» - пятиться, «птицы» - бегать, раскинув руки в стороны «аист» - стоять на одной ноге.)
Игра «Цветные контуры»
Самостоятельная работа детей «Весёлый клоун»
Прощание «Встретимся опять»
8 Визуальные «да-нет-ки».
Учить анализировать; развивать мышление. (обобщать, классифицировать).
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Визуальные "да-нет-ки"» (Разложить на столе игрушки или картинки (не более 10, дать ребенку немного времени их рассмотреть. Затем спросить: «Какой предмет я загадала?» Ребенок с помощью наводящих вопросов определяет загаданный предмет).
Игра «Обведи игрушки красным цветом, одежду – жёлтым цветом, посуду – синим цветом».
Самостоятельная работа детей ««Дорисуй в каждом квадрате нужный предмет»
Прощание.
9 Животные и их детёныши. Учить находить и называть на картинках домашних животных и их детёнышей.
Уточнить знания детей о названии насекомых и их передвижении. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «назови насекомых» (по карточкам (бабочка летает, кузнечик прыгает)
-игра «Животные и их детёныши» (подбери карточки кошка-котёнок)
Самостоятельная работа детей «В каких домах живут дети?»
Прощание.
10 Манипуляции с фигурами. Формировать интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между».
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Манипуляции с фигурами» (как будет выглядеть квадрат за кругом, пирамида на кубе).
Игра «Наш мишка заболел», под левую лапку поставим градусник, в правую дадим ложку с медом.
Самостоятельная работа детей «Раскрась по заданию».
Прощание.
11 Подарки друзьям. В процессе игр развивать способность произвольно запоминать. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Разучивание стихотворения «Фрукты» по мнемотаблице
Игра «Подарки друзьям».
( Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй листочки по образцу».
Прощание.
12 Смысл слова. Учить ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Придумывание сказки совместно с детьми (используем перчаточные куклы).
Игра «Смысл слова».
( Описание: предложить ребенку объяснить, как он понимает смысл слов «велосипед», «нож», «шляпа» и др.)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов.
Самостоятельная работа детей на листочках «Вверху-внизу».
Прощание.
13 Что изменилось? Развивать внимание, память, наблюдательность.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Детёныши»
Игра «Что изменилось?» (Разложить на столе несколько предметов, знакомых ребенку. Попросить его отвернуться и убрать один из предметов.)
Игра «Цветные контуры»
Игра «Найди отличия»
Самостоятельная работа детей «Раскрась по цифрам»
Прощание «Встретимся опять»
14 Третий лишний. Учить классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Третий лишний» (Педагог называет три слова, например : «собака», «кошка», «рыба». Ребенок должен определить: все три слова относятся к обозначениям живой природы, но «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» - нет).
Игра «Посади (при помощи стрелок) петушка не на брёвнышко и не на скамейку, курочку – не на забор и не на брёвнышко, кошку – не на скамейку и не на забор».
Самостоятельная работа детей «Пройди лабиринт»
Прощание.
15 Служебные машины. Рассказать о назначении служебных машин. Учить распознавать их на картинках. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Как можно узнать…»
( Задавайте ребенку вопросы типа:
Как можно узнать, холодно ли на улице или нет? (посмотреть на градусник за окном)
Рассказ педагога о служебных машинах и их назначении
Самостоятельный рассказ детей, о выбранной им машине.
Самостоятельная работа детей «Найди схему комнаты девочки».
Прощание.
16 Прятки.
Учить распознавать направление движений : вперед-назад, вправо-влево, вверх-вниз. Упражнение – приветствие
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Игра «Охарактеризовать местоположение одних объектов относительно других» («где находится кошка? — за домом»).
Игра «Прятки» любимая игра дошколят, которую можно с успехом использовать в обучении. Ребенок отворачивается, а взрослый прячет игрушку. Потом «прокладывается» путь к спрятанному предмету при помощи инструкции: «три шага вперед, шаг влево, прямо два шага, шаг вправо и т. д.» Таким образом начинается обучение перемещению в двухмерном пространстве.
Самостоятельная работа детей «Раскрась по заданию».
Прощание.
17 Что убрали со стола? Стимулировать такие показатели процесса запоминания, как его прочность и длительность.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Разучивание стихотворения «Овощи» по мнемотаблице.
Игра «Что убрали со стола?» (на столе 10 игрушек, дать детям время их запомнить; затем убрать несколько и спросить- какие игрушки убрали)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй цветочки по образцу».
Прощание.
18 Картинки-загадки. Учить выделять главное и второстепенное; закреплять навыки описания предметов.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Отверженный пересказ сказки «Теремок» ( Взрослый начинает фразу: "Стоит в поле. ", а ребенок ее заканчивает: ". теремок"ит. д.)
Пересказ детьми сказки «Теремок» по мнемотаблице.
Игра «Картинки-загадки».
( Описание: выбирается водящий. Он достает из мешочка одну из карточек и начинает описывать то, что на ней изображено. Игроки предлагают свои варианты ответов. Следующим водящим становится тот, кто первым ответил правильно.)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов.
Самостоятельная работа детей на листочках «Узкий-широкий».
Прощание.
19 Обобщаем понятия. Развивать память, внимание, моторику. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Что же делают собаки?»
Игра «Я знаю.» (предложить ребенку поиграть в старинную игру. Начать: «Я знаю три имени мальчиков.» Произнося каждое имя, делать хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь ребенка назвать те имена, которые знает он.)
Игра «Найди две одинаковые картинки»
Самостоятельная работа детей «Раскрась картинки по точкам»
Прощание «Встретимся опять»
20 Кто кем был?
Развивать внимание, воображение. (учить сравнивать предметы) Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Кто кем был?» (ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему педагог).
Игра «Где чей хвост, где чей нос?»
Самостоятельная работа детей «Сделай все предметы одинаковыми», «Пройди лабиринт»
Прощание.
21 Кто и чем занимается. Рассказать о профессиях и о том, чем кто занимается. Упражнение – приветствие
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Рассказ педагога о профессиях
Игра «Кто чем занимается» (по карточкам учитель-учит)
Игра «Кому что нужно»
(Взрослый называет человека, а ребенок в ответ называет, какой предмет (или предметы - можно поставить условие - до тех или до пяти предметов) ему может понадобиться.
парикмахер - ножницы, расческа)
Самостоятельная работа детей «Куда придёт Маша?»
Прощание.
22 Мяч в корзину. Учить определять положение человека по отношению к себе, знать левую и правую стороны.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Мяч в корзину» (мячи одного цвета забрасываются в левую корзинку, другого в правую).
Игра «Дорисовать вторые половинки картинок».
Самостоятельная работа детей «Раскрась по заданию».
Прощание.
23 Повтори мой танец.
Развиватьспособность преднамеренно или целенаправленно запоминать. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Повтори мой танец».
( Инструкция: взрослый показывает ребенку ряд простых движений. Это могут быть притопы, хлопки, повороты и т. п. Ребенок должен их запомнить и повторить в той же последовательности.)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй рыбок по образцу».
Прощание.
24 Играем в слова.
Расширять словарный запас детей. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика
Отверженный пересказ сказки «Репка» ( Взрослый начинает фразу: "Посадил дед. ", а ребенок ее заканчивает: ". репку" и т. д.) Пересказ сказки «Репка» детьми по мнемотаблице.
Игра «В слова».
( Описание: предложить ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих игрушки, овощи, деревья, цветы, диких домашних животных, птиц, инструменты, мебель, профессии.)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов.
Самостоятельная работа детей на листочках «Толстый-тонкий»
Прощание.
25 Отыщи букву. Развивать внимание. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика «Лошадка»
Игра «Отыщи букву» (показать ребенку текст с крупным, знакомым ему шрифтом, попросить найти и подчеркнуть букву А столько раз, сколько она встретится в тексте.)
Игра «Найди фрагмент к картинке»
Игра «Найди фрагмент не с этой картинки»
Самостоятельная работа детей «Ёлочка»
Прощание «Встретимся опять»
26 Сундук с сокровищами. Развивать воображение, навыки анализа. (учить сравнивать) Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Сундук с сокровищами» (предложить ребенку с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри).
Игра «Подбери пару каждому предмету. Соедини линиями подходящие предметы.»
Самостоятельная работа детей «Найди две одинаковые фигуры. Раскрась их.»
Прощание.
27 Времена года.
Учить угадывать по картинкам времена года. Знать приметы каждого из них.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Беседа о каждом времени года по мнемотаблицам.
Самостоятельный рассказ детей по обобщающей мнемотаблице.
Игра по картинке «К какому времени года подходят эти предметы?»
Самостоятельная работа детей «В какой вагон сядут дети?»
Прощание.
28 Зеркало наоборот.
Учить определять положение объектов в пространстве;
ориентироваться на плоскости;
воспроизводить графические изображения. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Зеркало наоборот».
(Например, ведущий прикасается левой рукой к правой щеке, игрок должен повторить наоборот; поднимает левую руку, ребенок правую)
Игра «Какие фигуры спрятались на картинке?»
Самостоятельная работа детей «Раскрась по заданию».
Прощание.
29 Накрываем на стол. Учить детей не механически воспроизводить информацию, а делать это эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Разучивание стихотворения «Строим дом»
Игра «Накрываем на стол» (Например, накрывая на стол, проговорите последовательность посуды, которую запомнит и повторит, а затем и поставит ребенок.)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй барабаны по образцу».
Прощание.
30 Похожие слова. Изучить синонимы, разные значения одного и того же слова; учить выбирать наиболее точные слова для описания определенного предмета, избегать повторений.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Пересказ детьми сказки «Курочка Ряба» по мнемотаблице
Игра «Похожие слова».
( Описание: объяснить ребенку, что об одном и том же можно сказать разными словами:
Наш котенок веселый. (Забавный, смешной, потешный, комичный)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов
Самостоятельная работа детей на листочках «Высокий-низкий».
Прощание.
31 Найди предмет по описанию.
Учить находить предмет, не подходящий к группе предметов по какому то признаку (и наоборот). Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Какой предмет подходит под описание?» (Круги Эйлера).
Игра «Помоги девочкам найти свои игрушки: соедини линиями»
Игра «В каждой группе есть предмет, который не подходит к остальным по какому-то признаку. Назови эти признаки.»
-самостоятельная работа детей «Найди в каждой группе предметы, образующие пару. Соедини их линией»»
Прощание.
32 Какие игрушки спрятались?
Учить определять положение объектов в пространстве. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Сбей кеглю (синие кегли сбиваются левой рукой, красные правой)».
Игра «Какие игрушки спрятались?»
Самостоятельная работа детей «Раскрась по заданию».
Прощание.
33 Выложи ряд.
В процессе игр развивать способность произвольно запоминать. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Разучивание стихотворения «Мебель» по мнемотаблице.
Игра «Выложи ряд» (Взрослый проговорит последовательность овощей и фруктов, которую запомнит и повторит, а затем и выстроит ребенок.)
Самостоятельная работа детей «Дорисуй рубашки по образцу».
Прощание.
34 Что ты слышишь? Развивать слух, способность к распознаванию речевых и неречевых звуков. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Пересказ детьми сказки «Колобок» по мнемотаблице.
Игра «Что ты слышишь?».
( Описание: педагог сажает ребенка на стул спиной к себе: он не должен видеть, только слышать, а потом определить, на чем играли или чем производили гот или иной звук.)
Беседа с детьми по картинке на сравнение предметов.
Самостоятельная работа детей на листочках «Большой-маленький».
Прощание.
35 Найди нужный цвет. Развивать активное внимание. Закрепить знание цветов и геометрических фигур. Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Игра «Найди нужный цвет»
(По ковру разбрасываются геометрические фигуры (пластмассовые). Ведущий называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета.)
Игра «Слушай хлопок!»
(Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки – в стороны, на два хлопка – позу «лягушки» (присесть на корточки, на три хлопка – возобновить ходьбу.)
Самостоятельная работа детей ««Раскрась предметы, опираясь на образец».
Прощание.
36 Из чего приготовлено?
Расширить знания детей о продуктах питания. Обогатить активный и пассивный словарь детей по данной теме.
Упражнение – приветствие.
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Беседа с детьми о продуктах питания
Игра «Что из чего приготовлено?» (Например : из чего готовят суп-подбери нужные карточки)
Игра «Готовим пиццу» (детям раздать по кусочку пиццы (из картона, рецепт- сколько кусочков и каких продуктов положить и карточки с продуктами). Можно устроить соревнование-кто быстрее приготовит пиццу.
Самостоятельная работа детей «Собери букет для Маши?»
Прощание.