Получи документы

Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у Колобка»

Анна Иванчина
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы

Общеразвивающая программа

дополнительного образования

социально-педагогической направленности

«В гостях у Колобка»

Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)

Срок реализации программы : 1 год

Автор-составитель: Иванчина А. М.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности „В гостях у Колобка“» размещена в разделах

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : машинки, куклы Барби. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Актуальность программы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей программы.

Новизна и педагогическая направленность программы

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе, развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.

Цель программы :развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой, знакомство детей с детской литературой и книгой, литературное развитие дошкольников через раскрытие мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, выработка художественного вкуса.

Задачи программы :

• Сформировать интерес к художественной литературе, дать начальные знания о ее жанрах.

• Расширять и активизировать словарный запас детей.

• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;

• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).

Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

• Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, творческие способности у детей.

Отличие программы от уже существующих

я старалась разработать программу для формирования и совершенствования речи детей средствами художественной литературы, показать разнообразие форм, подобрала упражнения для дошкольников в умении использовать богатое словарное наследие в своей речи.

Процесс развития связной речи средствами художественной литературы строится на общедидактических и специфических принципах:

- последовательности;

- системности;

- постепенного и поступательного усложнения материала.

Возраст детей и срок реализации программы4-5 лет, 1 учебный год.

Форма организации занятий: подгрупповая совместная деятельность взрослого с детьми.

Планируемые результаты реализации программы :

-освоение детьми начальных знаний о художественной литературе, ее жанрах; развитие у них речи, эмоциональной отзывчивость на художественные тексты; обучение пересказу, выразительному чтению наизусть;

-осознанно грамматически правильное использование слов в речи;

-количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников;

-формирование навыка эмоционального восприятия произведений художественной литературы.

Оценка результативности программы проводится по следующим критериям:

Высокий:

- Умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы

- Имеет элементарные представления о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.

- Использует в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

- Умеет применить речевые обороты в быту.

- Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх и инсценировках со сверстниками.

- Показывает сценки с интересным ребенку видом театра, умеет импровизировать.

- С желанием участвует в любом виде деятельности.

Средний:

- Умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы

- Имеет некоторые элементарные представления о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.

- Старается использовать в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

- Умеет применить речевые обороты в быту.

- Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх и инсценировках со сверстниками.

- Показывает сценки с одним из видов театра, умеет импровизировать с помощью взрослого.

- Участвует в некоторых видах деятельности.

Низкий:

- Не умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы

- Не имеет элементарных представлений о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.

- Не использует в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).

- Не умеет применить речевые обороты в быту.

- Не проявляет самостоятельности в играх и инсценировках со сверстниками.

- Не умеет показывать сценки с одним из видов театра, не умеет импровизировать.

- Участвует в некоторых видах деятельности.

Формы подведения итогов реализации программы

Викторина «Я люблю книги»

Календарный учебный график

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут – 34 занятия в год.

Общая продолжительность – 8 часов 30 мин.

Содержание программы

Сентябрь

1. «Я Колобок, Колобок» Рассказывание русской народной сказки «Колобок»

Цель: Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы.

2. «Я люблю свои игрушки»

Цель: Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто, формировать положительное отношение к поэзии.

3. «Расти коса до пояса»

Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях пестушек, потешек, колыбельных песен, помочь детям заучить текст колыбельной песенки при помощи инсценировки.

4. «На машине ехали». Стихи и загадки о разных видах транспорта.

Цель: Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения,, продолжать детей учить отгадывать загадки, уточнить представления о видах транспорта.

Октябрь

1. «Загадки об овощах и фруктах».

Цель: Расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.

2. «Колосок» (рассказывание украинской сказки).

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.

3. «Ехать можно – путь открыт». Чтение стихотворения М. Пляцковского «Светофор».

Цель: Расширить знания детей о ПДД, учить понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи.

4. «Мы едем, едем, едем». Заучивание отрывка из стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».

Цель: Побуждать детей эмоционально рассказывать отрывок из стихотворения, продолжать обогащать словарный запас детей.

Ноябрь

1. «Осень наступила». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень».

Цель: Побуждать детей выразительно читать наизусть стихотворение, обогащать словарный запас.

2. Чтение башкирских народных сказок.

Цель: Познакомить с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», ее своеобразием.

3. «В тесноте, да не в обиде» Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».

Цель: Развивать умение у детей слушать произведение, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, привлекать к частичной инсценировке прочитанного.

4. Стихи о маме русских классиков. Конкурс чтецов стихов о маме.

Цель: Учить слушать и воспринимать стихи ; формировать любовь и теплоту к родным людям.

Декабрь

1. «Все работы хороши!». Отражение темы «Профессии в художественной литературе.

Цель: Расширить представления детей по теме,, продолжать знакомить с разными жанрами художественной литературы.

2. «Все сумею сделать!» Чтение и анализ рассказа Н. Носова «Заплатка».

Цель: Побуждать детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, полно отвечать на вопросы.

3. «Всех излечит, исцелит…». Инсценировка отрывка К. Чуковского «Айболит»

Цель: Побуждать эмоционально воспринимать стихи. Понимать их содержание, ритм.

4. «Хорошо ли быть капризным?» Пересказываем и рисуем сказку В. Сутеева «Капризная кошка».

Цель: Создать благоприятную атмосферу для создания детского словотворчества, продолжать учить точно отвечать на вопросы.

5. «Играем в сказку». Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».

Цель: Познакомить со сказкой, побуждать осознавать и запоминать сюжет, персонажей, интонационно воспроизводить голоса героев.

Январь

1. «Снег, снег кружится». Слушаем стихи о зиме и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»

Цель: Побуждать связывать литературные описания с реальными картинами природы.

2. «Лесные жители».

Цель: Продолжить знакомить с разными жанрами художественной литературы, уточнить представления о жизни зверей зимой.

3. «Мы похлопаем, потопаем», знакомство с малыми фольклорными формами.

Цель: Уточнить представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, познакомить с разными жанрами народного творчества.

Февраль

1. «Волшебные словечки». Слушаем и разбираем сказку М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших».

Цель: Дать представление о вежливых словах и правилах поведения, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

2. «Да здравствует мыло душистое!». Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».

Цель: Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание.

3. «О культуре поведения». По стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, понимать содержание, воспитывать культуру поведения.

4. «Вот так фрукт!». Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».

Цель: Развивать умение у детей слушать произведение, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, дать представление о жанре литературной - авторской сказки.

Март

1. «Мамин день» Г. Виеру (заучивание стихотворения).

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

2. «В гостях у Федоры». Чтение сказки К. Чуковского, загадки по теме «Посуда».

Цель: Познакомить детей с новым произведением Чуковского; продолжать учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по их содержанию, закрепить умение отгадывать загадки.

3. «В окно повеяло весною»

Цель: Продолжать знакомить детей с поэтическими произведениями о весне, научить использовать заклички.

4. «Стоит в поле теремок». Сравнение русской народной сказки «Теремок» и сказки В. Бианки «Теремок».

Цель: Познакомить с произведениями; учить понимать главную идею произведения, сравнивать сюжеты сказок.

Апрель

1. «Шутку шутить – людей насмешить»

Цель: Знакомить с потешным фольклором, научить детей составлять потешный рассказ.

2. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».

Цель: Знакомить с произведением, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

3. Чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши».

Цель: Продолжать знакомить детей с новым произведением, учить эмоционально воспринимать. отвечать на вопросы.

4. «Дружба верная не кончается». Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы».

Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить детей пересказывать, передавать прямую речь персонажей.

Май

1. Чтение сказки М. Михалкова «Лесные хоромы».

Цель: познакомить детей с новым авторским произведением, учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.

2. Итоговая литературная викторина.

Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений. Выявить знания и умения детей по программе.

Методическое обеспечение программы

иллюстрированные книги, содержащие материал художественной литературы, портреты писателей и поэтов, народные музыкальные инструменты, настольный кукольный театр.

Для организации и осуществления образовательной деятельности предусмотрены следующие основные методы:

- Словесные: беседа, объяснение, рассказ, чтение.

- Наглядные: демонстрация, наблюдение.

- Практические: упражнения, проектная деятельность (Масленица, Светлая Пасха, прослушивание аудиозаписей сказок перед сном, игровые обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.

Приемы:

-беседы с детьми;

-наблюдение за природой;

-слушание русских народных песен, сказок;

-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

-инсценировки песен и малых фольклорных форм;

-ручной труд.

Литература:

1. И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт-Петербург: Детство-Пресс

2. В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» издатель: Учитель 2008; серия : Дошкольник

3. О. А. Иванова «Учимся читать художественную литературу» Программа. Тематическое планирование, Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Москва «Школьная пресса».

4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Парциальная программа Санкт-Петербург : Детство-Пресс.

5. Р. Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство «Китап» имени З. Биишевой. Уфа.

6. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. 2 книги. Автор-составитель С. Д. Томилова М. : Астрель: АСТ.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Волейбол» Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа имеет физкультурноспортивную направленность. Игра в волейбол – это народная.

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Волшебное окошко в чудесный микромир» в подготовительных группах.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у Колобка»
Опубликовано: 15 декабря 2022 в 16:22
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у Колобка»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Иванчина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД