Анна Иванчина
Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «В гостях у Колобка»
▼ Скачать + Заказать документы
Общеразвивающая программа
дополнительного образования
социально-педагогической направленности
«В гостях у Колобка»
Для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Срок реализации программы : 1 год
Автор-составитель: Иванчина А. М.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Публикация «Общеразвивающая программа дополнительного образования социально-педагогической направленности „В гостях у Колобка“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- «Колобок». Все материалы по сказке
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны : машинки, куклы Барби. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.
В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, "пофантазировать". Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.
Актуальность программы
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи, обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объёме, а также затронут только её поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющей позицией моей программы.
Новизна и педагогическая направленность программы
Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Велика роль художественной литературы в развитии речи ребенка, без чего невозможно успешное обучение в школе, развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой.
Цель программы :развитие речи детей дошкольного возраста при ознакомлении с художественной литературой, знакомство детей с детской литературой и книгой, литературное развитие дошкольников через раскрытие мира нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, выработка художественного вкуса.
Задачи программы :
• Сформировать интерес к художественной литературе, дать начальные знания о ее жанрах.
• Расширять и активизировать словарный запас детей.
• Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
• Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений;
• Способствовать психофизиологическому развитию (фонематический слух, память, внимание, воображение, художественное и литературное творчество).
• Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.
• Развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, творческие способности у детей.
Отличие программы от уже существующих
я старалась разработать программу для формирования и совершенствования речи детей средствами художественной литературы, показать разнообразие форм, подобрала упражнения для дошкольников в умении использовать богатое словарное наследие в своей речи.
Процесс развития связной речи средствами художественной литературы строится на общедидактических и специфических принципах:
- последовательности;
- системности;
- постепенного и поступательного усложнения материала.
Возраст детей и срок реализации программы4-5 лет, 1 учебный год.
Форма организации занятий: подгрупповая совместная деятельность взрослого с детьми.
Планируемые результаты реализации программы :
-освоение детьми начальных знаний о художественной литературе, ее жанрах; развитие у них речи, эмоциональной отзывчивость на художественные тексты; обучение пересказу, выразительному чтению наизусть;
-осознанно грамматически правильное использование слов в речи;
-количественное и качественное увеличение словарного запаса дошкольников;
-формирование навыка эмоционального восприятия произведений художественной литературы.
Оценка результативности программы проводится по следующим критериям:
Высокий:
- Умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы
- Имеет элементарные представления о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.
- Использует в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
- Умеет применить речевые обороты в быту.
- Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх и инсценировках со сверстниками.
- Показывает сценки с интересным ребенку видом театра, умеет импровизировать.
- С желанием участвует в любом виде деятельности.
Средний:
- Умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы
- Имеет некоторые элементарные представления о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.
- Старается использовать в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
- Умеет применить речевые обороты в быту.
- Проявляет самостоятельность и доброжелательность в играх и инсценировках со сверстниками.
- Показывает сценки с одним из видов театра, умеет импровизировать с помощью взрослого.
- Участвует в некоторых видах деятельности.
Низкий:
- Не умеет разыгрывать и инсценировать простейшие сказки и рассказы
- Не имеет элементарных представлений о жанровых особенностях сказок, рассказов, стихотворений.
- Не использует в повседневной жизни изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения, произведения малых форм фольклора (заклички, потешки, считалки, пословицы).
- Не умеет применить речевые обороты в быту.
- Не проявляет самостоятельности в играх и инсценировках со сверстниками.
- Не умеет показывать сценки с одним из видов театра, не умеет импровизировать.
- Участвует в некоторых видах деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
Викторина «Я люблю книги»
Календарный учебный график
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут – 34 занятия в год.
Общая продолжительность – 8 часов 30 мин.
Содержание программы
Сентябрь
1. «Я Колобок, Колобок» Рассказывание русской народной сказки «Колобок»
Цель: Побуждать детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании, учить точно отвечать на вопросы.
2. «Я люблю свои игрушки»
Цель: Вызвать у детей желание выразительно читать стихи А. Барто, формировать положительное отношение к поэзии.
3. «Расти коса до пояса»
Цель: Уточнить представления детей о жанровых особенностях пестушек, потешек, колыбельных песен, помочь детям заучить текст колыбельной песенки при помощи инсценировки.
4. «На машине ехали». Стихи и загадки о разных видах транспорта.
Цель: Продолжать знакомить детей с жанром стихотворения,, продолжать детей учить отгадывать загадки, уточнить представления о видах транспорта.
Октябрь
1. «Загадки об овощах и фруктах».
Цель: Расширять знания детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм – частушках и загадках, дать о них новые представления. Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении.
2. «Колосок» (рассказывание украинской сказки).
Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию сказки. Развивать внимание, мышление, память, интонационную выразительность речи. Воспитывать интерес к сказкам других народов, трудолюбие.
3. «Ехать можно – путь открыт». Чтение стихотворения М. Пляцковского «Светофор».
Цель: Расширить знания детей о ПДД, учить понимать содержание текстов, чувствовать ритм стихотворной речи.
4. «Мы едем, едем, едем». Заучивание отрывка из стихотворения С. Михалкова «Песенка друзей».
Цель: Побуждать детей эмоционально рассказывать отрывок из стихотворения, продолжать обогащать словарный запас детей.
Ноябрь
1. «Осень наступила». Заучивание стихотворения А. Плещеева «Осень».
Цель: Побуждать детей выразительно читать наизусть стихотворение, обогащать словарный запас.
2. Чтение башкирских народных сказок.
Цель: Познакомить с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы», ее своеобразием.
3. «В тесноте, да не в обиде» Чтение сказки В. Сутеева «Под грибом».
Цель: Развивать умение у детей слушать произведение, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, привлекать к частичной инсценировке прочитанного.
4. Стихи о маме русских классиков. Конкурс чтецов стихов о маме.
Цель: Учить слушать и воспринимать стихи ; формировать любовь и теплоту к родным людям.
Декабрь
1. «Все работы хороши!». Отражение темы «Профессии в художественной литературе.
Цель: Расширить представления детей по теме,, продолжать знакомить с разными жанрами художественной литературы.
2. «Все сумею сделать!» Чтение и анализ рассказа Н. Носова «Заплатка».
Цель: Побуждать детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, полно отвечать на вопросы.
3. «Всех излечит, исцелит…». Инсценировка отрывка К. Чуковского «Айболит»
Цель: Побуждать эмоционально воспринимать стихи. Понимать их содержание, ритм.
4. «Хорошо ли быть капризным?» Пересказываем и рисуем сказку В. Сутеева «Капризная кошка».
Цель: Создать благоприятную атмосферу для создания детского словотворчества, продолжать учить точно отвечать на вопросы.
5. «Играем в сказку». Рассказывание сказки «Заюшкина избушка».
Цель: Познакомить со сказкой, побуждать осознавать и запоминать сюжет, персонажей, интонационно воспроизводить голоса героев.
Январь
1. «Снег, снег кружится». Слушаем стихи о зиме и заучивание стихотворения А. Барто «Снег»
Цель: Побуждать связывать литературные описания с реальными картинами природы.
2. «Лесные жители».
Цель: Продолжить знакомить с разными жанрами художественной литературы, уточнить представления о жизни зверей зимой.
3. «Мы похлопаем, потопаем», знакомство с малыми фольклорными формами.
Цель: Уточнить представления детей о загадках, учить отгадывать описательные загадки, познакомить с разными жанрами народного творчества.
Февраль
1. «Волшебные словечки». Слушаем и разбираем сказку М. Пляцковского «Как ослик Алфавит учился уважать старших».
Цель: Дать представление о вежливых словах и правилах поведения, побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.
2. «Да здравствует мыло душистое!». Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание.
3. «О культуре поведения». По стихотворению В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Цель: Побуждать детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, понимать содержание, воспитывать культуру поведения.
4. «Вот так фрукт!». Чтение сказки В. Сутеева «Яблоко».
Цель: Развивать умение у детей слушать произведение, побуждать их эмоционально реагировать на содержание сказки, дать представление о жанре литературной - авторской сказки.
Март
1. «Мамин день» Г. Виеру (заучивание стихотворения).
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, учить его наизусть. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
2. «В гостях у Федоры». Чтение сказки К. Чуковского, загадки по теме «Посуда».
Цель: Познакомить детей с новым произведением Чуковского; продолжать учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по их содержанию, закрепить умение отгадывать загадки.
3. «В окно повеяло весною»
Цель: Продолжать знакомить детей с поэтическими произведениями о весне, научить использовать заклички.
4. «Стоит в поле теремок». Сравнение русской народной сказки «Теремок» и сказки В. Бианки «Теремок».
Цель: Познакомить с произведениями; учить понимать главную идею произведения, сравнивать сюжеты сказок.
Апрель
1. «Шутку шутить – людей насмешить»
Цель: Знакомить с потешным фольклором, научить детей составлять потешный рассказ.
2. Чтение сказки Ш. Перро «Красная Шапочка».
Цель: Знакомить с произведением, учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
3. Чтение сказки Братьев Гримм «Горшочек каши».
Цель: Продолжать знакомить детей с новым произведением, учить эмоционально воспринимать. отвечать на вопросы.
4. «Дружба верная не кончается». Чтение сказки М. Пляцковского «Урок дружбы».
Цель: Познакомить детей с новой сказкой, учить детей пересказывать, передавать прямую речь персонажей.
Май
1. Чтение сказки М. Михалкова «Лесные хоромы».
Цель: познакомить детей с новым авторским произведением, учить детей отвечать на вопросы по содержанию, отчетливо произносить слова и словосочетания.
2. Итоговая литературная викторина.
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о литературных произведениях, прочитанных за год, особенностях разных жанров художественных произведений. Выявить знания и умения детей по программе.
Методическое обеспечение программы
иллюстрированные книги, содержащие материал художественной литературы, портреты писателей и поэтов, народные музыкальные инструменты, настольный кукольный театр.
Для организации и осуществления образовательной деятельности предусмотрены следующие основные методы:
- Словесные: беседа, объяснение, рассказ, чтение.
- Наглядные: демонстрация, наблюдение.
- Практические: упражнения, проектная деятельность (Масленица, Светлая Пасха, прослушивание аудиозаписей сказок перед сном, игровые обучающие ситуации, развивающие игры на компьютере.
Приемы:
-беседы с детьми;
-наблюдение за природой;
-слушание русских народных песен, сказок;
-разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;
-инсценировки песен и малых фольклорных форм;
-ручной труд.
Литература:
1. И. А. Бойчук «Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством» Санкт-Петербург: Детство-Пресс
2. В. Ю. Дьяченко, О. В. Гузенко «Развитие речи. Тематическое планирование занятий» издатель: Учитель 2008; серия : Дошкольник
3. О. А. Иванова «Учимся читать художественную литературу» Программа. Тематическое планирование, Конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. Москва «Школьная пресса».
4. О. Л. Князева, М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Парциальная программа Санкт-Петербург : Детство-Пресс.
5. Р. Л. Агишева «Фольклор и литература Башкортостана» издательство «Китап» имени З. Биишевой. Уфа.
6. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов. 2 книги. Автор-составитель С. Д. Томилова М. : Астрель: АСТ.