Елена Салл
Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье обоснована роль общения со взрослыми как условие развития инициативности среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что инициатива является определяющим фактором в развитии ребенка. Подчеркивается, что инициатива детей старшего дошкольного возраста является очень важным качеством личности, т. к. влияние различных факторов современного ритма жизни диктует условия, в рамках которых необходимо быть «успешными» и достаточно самостоятельными в условиях социально-экономической системы. Все это требует от дошкольника общественной активности, инициативности и предприимчивости, которая может развиваться с помощью общения со взрослыми.
Публикация «Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Ключевые слова: общение, старший дошкольный возраст, развитие инициативности.
Общение со взрослым человеком имеет большое значение для ребенка на всех этапах его развития. Но особенно важным оно является в детстве, в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Именно общение со взрослым способствует формированию у ребенка и целостной картины мира, и позитивного отношения к окружающим, от того как ведут себя окружающие ребенка взрослые зависит формирование мировоззрения ребенка, становление личности будущего гражданина, члена общества, проявляется его инициатива.
В психолого-педагогической литературе инициативность рассматривается, как врожденное качество личности ребенка, направленное на его побуждение в удовлетворение познавательных интересов и потребностей, развивается в специально созданных условиях, и помогает ему осваивать разнообразные виды деятельности.
Инициативность как самостоятельное личностное качество рассматривается в работах К. А. Албулхановой-Славской, С. В. Тетерского, М. С. Говорова, Н. С. Степашова, А. Н. Поддякова и других.
К. А. Абулханова-Славская анализирует личностный аспект инициативы, который автор определяет как выражение мотивов и желаний субъекта, мотивов субъекта, как предвидение внешних требований или противодействие свободной деятельности субъекта по отношению к ним.
К. А. Абулханова-Славская рассматривает инициативу как «свободную форму самовыражения, отвечающую потребностям субъекта, как стимулирующий аспект деятельности, общения и познания», опережающую индивидуальные внешние требования и проявление творчества, как взаимное обогащение свободы и необходимости [1, с. 65].
Современные реалии определяют развитие инициативы среди детей как приоритетную задачу в сфере дошкольного образования.
При завершении этапа дошкольного образования в качестве целевых ориентиров, которые определенны ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей старшего дошкольного возраста :
проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
способен к волевым усилиям;
пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
способен к принятию собственных решений.
Различные исследования авторитетных психологов лишь доказывают, что именно в период дошкольного обучения открываются благоприятные и устойчивые возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, а также инициативности и ребенка.
Инициатива детей старшего дошкольного возраста способна показывать уровень развития самой личности, особенно на самых ранних этапах развития, проявляющихся определенно во всех видах деятельности, но больше всего – это проявляется в общении, предметной деятельности, а также игре и экспериментировании.
Инициатива детей старшего дошкольного возраста активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет, когда появления феномена «я сам», наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициатива проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело, присоединиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и самостоятельно их инициирует, творчески развивает сюжет игры, используя разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициатива связана с любознательностью, творчеством, индивидуальными способностями детей, поддерживающими их свободу поведения и самостоятельность [2, с. 81].
Эмоционально-практическое общение со взрослыми – соучастие – позволяет ребенку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость.
Следует отметить, что отличительной особенностью общения взрослых и детей является преобладание инициирующих высказываний – ребенку важно говорить за себя, а не слушать другого. Инициатива намного богаче по своему смыслу и функциям, что является отличительной чертой.
В старшем дошкольном возрасте проявлениями инициативы являются : активность, произвольность поведения, самостоятельность, знание способов выполнения действий, умение планировать и оценивать результаты своих действий и т. д. Развитие инициативы у детей возможно в таких видах деятельности, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, креативность. К ним относится детская трудовая деятельность.
Именно в ней ребенок может проявить инициативу, характеризующуюся мотивационной готовностью к выполнению определенной деятельности, различными знаниями (представлениями) о ходе ее осуществления, соответствующими как репродуктивным, так и производительным навыкам, а также сознательным отношением к цели и результату деятельности.
Итак, необходимым условием развития инициативного поведения является его воспитание в условиях развивающего, неавторитарного общения. Общение между взрослым и ребенком, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченной деятельности, станет условием для полного развития позитивной свободы и инициативы ребенка. Взрослым нужно научиться тактично общаться с детьми: не нужно пытаться показать и объяснить все сразу, не стоит преподносить сразу никаких неожиданных сюрпризов, шумовых эффектов и т. д., необходимо создать условия, чтобы дети могли о многом догадываться самостоятельно, получать от этого удовольствие [3, с. 81].
Можно сделать вывод о том, что развитие инициативы в общении со взрослыми способствует формированию новых знаний и умений ребенка, ведя его от одной возрастной ступени к другой, более высокой. Осознание этого процесса и роли взрослого в нем отражено в ФГОС ДО, где детская инициативность определяется как интегративное качество личности, развитие которого представляет собой особую образовательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов:
помощь и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержание инициативы у детей в различных мероприятиях.
Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что общение и взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития инициативы.
Список литературы
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. 117 с.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 218 с.
3. Коваль, А. В. Роль общения в развитии ребенка // Журнал «Наука, образование и культура». 2021. №27. С. 54-59.