МААМ-картинки

Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста

Елена Салл
Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Аннотация. В статье обоснована роль общения со взрослыми как условие развития инициативности среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что инициатива является определяющим фактором в развитии ребенка. Подчеркивается, что инициатива детей старшего дошкольного возраста является очень важным качеством личности, т. к. влияние различных факторов современного ритма жизни диктует условия, в рамках которых необходимо быть «успешными» и достаточно самостоятельными в условиях социально-экономической системы. Все это требует от дошкольника общественной активности, инициативности и предприимчивости, которая может развиваться с помощью общения со взрослыми.

Публикация «Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: общение, старший дошкольный возраст, развитие инициативности.

Общение со взрослым человеком имеет большое значение для ребенка на всех этапах его развития. Но особенно важным оно является в детстве, в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Именно общение со взрослым способствует формированию у ребенка и целостной картины мира, и позитивного отношения к окружающим, от того как ведут себя окружающие ребенка взрослые зависит формирование мировоззрения ребенка, становление личности будущего гражданина, члена общества, проявляется его инициатива.

В психолого-педагогической литературе инициативность рассматривается, как врожденное качество личности ребенка, направленное на его побуждение в удовлетворение познавательных интересов и потребностей, развивается в специально созданных условиях, и помогает ему осваивать разнообразные виды деятельности.

Инициативность как самостоятельное личностное качество рассматривается в работах К. А. Албулхановой-Славской, С. В. Тетерского, М. С. Говорова, Н. С. Степашова, А. Н. Поддякова и других.

К. А. Абулханова-Славская анализирует личностный аспект инициативы, который автор определяет как выражение мотивов и желаний субъекта, мотивов субъекта, как предвидение внешних требований или противодействие свободной деятельности субъекта по отношению к ним.

К. А. Абулханова-Славская рассматривает инициативу как «свободную форму самовыражения, отвечающую потребностям субъекта, как стимулирующий аспект деятельности, общения и познания», опережающую индивидуальные внешние требования и проявление творчества, как взаимное обогащение свободы и необходимости [1, с. 65].

Современные реалии определяют развитие инициативы среди детей как приоритетную задачу в сфере дошкольного образования.

При завершении этапа дошкольного образования в качестве целевых ориентиров, которые определенны ФГОС ДО, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможностей детей старшего дошкольного возраста :

проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

способен к волевым усилиям;

пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

способен к принятию собственных решений.

Различные исследования авторитетных психологов лишь доказывают, что именно в период дошкольного обучения открываются благоприятные и устойчивые возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, а также инициативности и ребенка.

Инициатива детей старшего дошкольного возраста способна показывать уровень развития самой личности, особенно на самых ранних этапах развития, проявляющихся определенно во всех видах деятельности, но больше всего – это проявляется в общении, предметной деятельности, а также игре и экспериментировании.

Инициатива детей старшего дошкольного возраста активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет, когда появления феномена «я сам», наиболее благоприятный период – это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициатива проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело, присоединиться к разговору, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и самостоятельно их инициирует, творчески развивает сюжет игры, используя разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициатива связана с любознательностью, творчеством, индивидуальными способностями детей, поддерживающими их свободу поведения и самостоятельность [2, с. 81].

Эмоционально-практическое общение со взрослыми – соучастие – позволяет ребенку увидеть свои возможности, проявить инициативу и ощутить свободу и независимость.

Следует отметить, что отличительной особенностью общения взрослых и детей является преобладание инициирующих высказываний – ребенку важно говорить за себя, а не слушать другого. Инициатива намного богаче по своему смыслу и функциям, что является отличительной чертой.

В старшем дошкольном возрасте проявлениями инициативы являются : активность, произвольность поведения, самостоятельность, знание способов выполнения действий, умение планировать и оценивать результаты своих действий и т. д. Развитие инициативы у детей возможно в таких видах деятельности, где ребенок может проявить самостоятельность, активность, креативность. К ним относится детская трудовая деятельность.

Именно в ней ребенок может проявить инициативу, характеризующуюся мотивационной готовностью к выполнению определенной деятельности, различными знаниями (представлениями) о ходе ее осуществления, соответствующими как репродуктивным, так и производительным навыкам, а также сознательным отношением к цели и результату деятельности.

Итак, необходимым условием развития инициативного поведения является его воспитание в условиях развивающего, неавторитарного общения. Общение между взрослым и ребенком, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченной деятельности, станет условием для полного развития позитивной свободы и инициативы ребенка. Взрослым нужно научиться тактично общаться с детьми: не нужно пытаться показать и объяснить все сразу, не стоит преподносить сразу никаких неожиданных сюрпризов, шумовых эффектов и т. д., необходимо создать условия, чтобы дети могли о многом догадываться самостоятельно, получать от этого удовольствие [3, с. 81].

Можно сделать вывод о том, что развитие инициативы в общении со взрослыми способствует формированию новых знаний и умений ребенка, ведя его от одной возрастной ступени к другой, более высокой. Осознание этого процесса и роли взрослого в нем отражено в ФГОС ДО, где детская инициативность определяется как интегративное качество личности, развитие которого представляет собой особую образовательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов:

помощь и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

поддержание инициативы у детей в различных мероприятиях.

Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что общение и взаимодействие ребенка со взрослыми является главным и ведущим условием развития инициативы.

Список литературы

1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО. Москва-Берлин : Директ-Медиа, 2020. 117 с.

2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика : учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2021. 218 с.

3. Коваль, А. В. Роль общения в развитии ребенка // Журнал «Наука, образование и культура». 2021. №27. С. 54-59.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослымиБеседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности со сверстниками и взрослыми Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на выявление гармонизации личности, открытость, умение идти на контакт со сверстниками и взрослыми.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Общение ребенка со сверстниками старшего дошкольного возраста» Общения дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей и качественно отличается от общения со взрослыми. К 6-7 годам.

Мастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослымиМастер класс по рисованию «Рисунки на камнях» для детей старшего дошкольного возраста совместно со взрослыми Предлагаю вашему вниманию мк по рисованию выполненный на камнях. Мир природы загадочен, красив и неповторим. Работая с природным материалом.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период усиленного развития, изменения и обучения, парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Стихотворение для Рождественской встречи. Для чтения взрослыми детям старшего дошкольного возрастаСтихотворение для Рождественской встречи. Для чтения взрослыми детям старшего дошкольного возраста Как быстро пролетела предновогодняя суматоха, это сказочно-волшебное ожидание чуда! У кого-то оно свершилось, а кто-то, возможно, его.

Возможности развития коммуникативных способностей детей со взрослыми Современный образовательный процесс в детском саду опирается на повышение коммуникативной, познавательной, исследовательской и творческой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 апреля 2023 в 18:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общение со взрослыми как условие развития инициативы детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Салл в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД