Анастасия Владимирована Рихтер
Общение как средство обогащения и закрепления межличностных и социальных связей
▼ Скачать + Заказать документы
В результате общения происходят определенные контакты, межличностные отношения, осуществляется объединение (или разделение) людей, вырабатываются правила и нормы поведения. Успешность любых контактов зависит от налаживания взаимопонимания между партнерами по общению.
Публикация «Общение как средство обогащения и закрепления межличностных и социальных связей» размещена в разделах
- Межличностные отношения и взаимодействия дошкольников
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В реальных межличностных контактах раскрывается весь спектр качеств личности, ее коммуникативный потенциал, социальная значимость, оказываются человеческие симпатии и антипатии, любовь и дружба, совместимость и несовместимость, привлекательность и вражда.
В связи с этим чрезвычайно важно знать те взаимоотношения, которые сложились между членами контактной группы, ведь от них, в конечном итоге, зависит вся система общения отдельной личности, развитие ее коммуникативного потенциала, средства, используемые в процессе взаимодействия.
Потребность человека в общении обусловлена общественным способом ее жизнедеятельности и необходимостью взаимодействовать с другими людьми. Наблюдение за детьми, которые первые годы своей жизни провели среди животных и не имели возможности общаться с себе подобными, свидетельствуют о многочисленных нарушениях в их развитии как психическом и физическом, так и социальном.
Общение, таким образом, становится основным условием выживания человека и обеспечивает реализацию функций обучения, воспитания и развития индивида. Изучая поведение младенцев, американские исследователи К. Ф. Лейк-Хобсон, Б. Робинсон и П. Скин отмечают, что в первые недели жизни дети могут обмениваться со взрослыми только жестами, мимикой, многочисленными звуками, что свидетельствует, пожалуй, о генетической «запрограмтрованности» на общения с окружением. И хотя мимика и звуковые «ответы» рефлекторные и их еще нельзя назвать общением в полном понимании этого слова, но они чрезвычайно важны в процессе установления отношений («сращивания») между родителями и ребенком.
Исследование Д. Ельконина показали, что проявлением подлинной потребности ребенка в общении со взрослыми является комплекс оживления, который возникает в момент появления родителей и во время их общения с ребенком. Когда ребенок оживленно двигает ручками и ножками, улыбается взрослому, поворачивает головку на голоса, которые звучат рядом, все это свидетельствует о появлении потребности в общении.
В течение первого года жизни дети все лучше знакомятся со взрослыми, которые их окружают, у них появляются положительное эмоциональное отношение к взрослым, чувство доверия к ним, удовольствие от общения с ними, формируется привязанность к взрослым. Относительно доверия (недоверия, то, по Э. Эриксону, беззащитные малыши в первый год своей жизни оказываются в ситуации конфликта: доверие против недоверия к окружающему миру, успешное решение которой зависит от характера взаимоотношений ребенка и взрослых.
Речь идет о том, что когда ребенка любят, разговаривают с ним, он начинает доверять взрослым, если же его потребности не удовлетворяются, особенно потребность в общении, он вырастает с чувством недоверия ко всему окружающему миру.
Сказанное вовсе не означает, что родители должны удовлетворять любые прихоти ребенка. Вместе с тем следует подчеркнуть, что факт недоверия, равно как и дефицит общения, тормозят психическое развитие ребенка, создают проблемы в процессе вхождения в социум. Это же самое можно сказать и о излишней опеке, чрезмерном общении, которые также вызывают трудности. Относительно чувства привязанности к взрослым, которое является важным событием в жизни ребенка первого года жизни, то оно становится особенно заметным после полугода жизни.
Анализируя фазы привязанности (К. Флейк-Хобсон и др., можно проследить, как у малышей в процессе общения с взрослыми постепенно формируются эмоционально-психологические связи с любящими их людьми. Первая фаза (от рождения до трех месяцев) характеризуется тем, что ребенок ищет близости и готов общаться с любой знакомым или незнакомым человеком.
Для достижения потребности в общении малыш использует свои специфические сигналы: улыбку, звуки голоса, движения и т. п. На второй фазе (третий - шестой месяца) дети постепенно учатся различать знакомые и незнакомые лица. Общение с взрослым на этой фазе начинает приобретать выборочный характер. На третьей фазе (седьмой-восьмой месяцы) избирательность характера общения закрепляется, формируется представление о постоянстве людей и предметов.
Н. Лисин обозначил следующие стадии развития потребности ребенка в общении :
• потребность в виде и доброжелательности взрослого, результатом удовлетворения которого является обеспечение физического комфорта и развития ребенка (первое полугодие жизни);
• потребность в сотрудничестве со взрослым, которая обеспечивает удовлетворение в ведущей игре-манипуляции (со второго полугодия до двух - двух с половиной лет);
• удовлетворения потребности в уважении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст);
• потребность в понимании людей, которые окружают ребенка, и сопереживание им (старший дошкольный возраст).
В конечном счете, можно утверждать, что процесс вхождения ребенка в социум, усвоение его норм и ценностей охватывает потребность в общении, приобретения, расширения, совершенствования, обогащения и закрепления межличностных и социальных связей.