Папки-передвижки

Общая характеристика расстройства аутистического спектра в психологии

Надежда Супрун
Общая характеристика расстройства аутистического спектра в психологии
▼ Скачать + Заказать документы

Детский аутизм – нарушение психического развития, характеризующееся аутистической формой контакта с окружающими, расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия.

Аутизм - отрыв от реальности. Уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контактах со средой (по Лебединскому).

Публикация «Общая характеристика расстройства аутистического спектра в психологии» размещена в разделах

Теория Дисонтогенеза (по Лебединскому)- при РДА отдельные психические функции ребенка развиваются замедленно, другие, наоборот, - ускоренно. Ребенок не говорит, но великолепно считает, другой имеет необыкновенно богатый словарный запас. В ряде случаев наблюдаются не все клинические характеристики для установления диагноза РДА. В таких случаях говорят об аутических чертах личности. Аутизм встречается в 15-20 случаях на 10000 новорожденных детей, у мальчиков – в 4-4,5 раза чаще, чем у девочек.

Тенденции - к росту синдрома РДА, независимо от национальностей, расы, географических факторов. Это носит не локальный, а общечеловеческий характер. Причины недостаточно ясны для науки. Большую роль играет генетический фактор (часто передается не сама патология, а предрасположенность к ней, предрасположенность к ее развитию, и реализуется она при наличии манифестального (провоцирующего) фактора, который может быть как экзогенным (внешним, так и эндогенным (внутренним). Экзогенные факторы: инфекции, психотравмы, заболевания. Эндогенные: возрастной кризисный переходный возраст, особенности обмена веществ и пр.

Клинико – педагогическая характеристика РДА

Основными признаками синдрома РДА (по Каннекеру) является триада симптомов:

1. Аутизм с аутичными переживаниями

2. Стереотипное однообразное поведение с элементами одержимости

3. Своеобразное нарушение речевого развития.

Аутизм наиболее ярко проявляется в возрасте 3-5 лет.

Проявления:

1. Ребенок не фиксирует взгляда, особенно на лице иди деталях лица другого человека, не выносит прямого зрительного контакта (глаза-в-глаза)

2. Первая улыбка хотя и появляется во-время (в младенчестве, но не адресуется кому-то конкретному. Улыбка не провоцируется смехом и радостью, как у других детей.

3. К окружающим людям такой ребенок относится индифферентно – на руки не просится, предпочитает лежать в кроватке.

4. Своих близких узнает, но эмоциональных длительных реакций не дает.

5. К ласке относится необычно: иногда равнодушно ее терпит или даже терпит неприязненно. Если даже и испытывает ласку, то быстро пресыщается.

6. Наблюдается парадоксальное отношение к моментам дискомфорта: либо вообще не переносит никаких изменений (частоты питания, либо вообще безразличен к тому, что происходит – положительных эмоций не проявляет. Потребности в контактах также парадоксальны: то избегает контактов, то относится к ним вяло и безразлично.

7. Для поведения такого ребенка характерен феномен тождестваю, который проявляется в стремлении сохранить привычные постоянства, в противодействии любым изменениям в окружающем.

8. Для этих детей характерно многократное повторение одних и тех же действий (от потряхивания руками до сложных ритуалов)

9. Ребенок привержен к постоянству в быту, педантичен в привычке иметь все на своих местах. Поменять одежду – истерика! Иногда ребенок может повторять один и тот же звук, может обнюхивать либо облизывать предметы. Искаженное развитие- Лебединский.

10. У него также наблюдаются стереотипы в игре (настойчиво стучит кубиком о кубик). Если обычные дети в песочнице делают куличики, строят замки, то РДА только пересыпают песок. В контакт с другими детьми не вступают и никто для них несущественен.

11. Неравномерность развития моторики – неуклюжесть и угловатость может сочетаться с вычурными движениями.

12. У них очень рано проявляются необычные страхи сильные, стойкие. Это постоянное неконкретное, диффузорное беспокойство может быть на фоне конкретных страхов (например, электроприборов) и трансформированных страхов (тетя в белом сделала укол –больно, потом у него в сознании осталось только белое – он боится белого цвета вообще.

Для аутизма Каннера характерны аутистическая отгороженность детей от реального мира с неспособностью формирования общения и неравномерным созреванием психической, речевой, моторной и эмоциональных сфер жизнедеятельности. Детям характерны недостаточное различение одушевленных и неодушевленных объектов, поведение и игры стереотипны, отсутствует подражание, выявляется недостаток реакции на окружающее. Форма общения с родными – симбиотическая или индифферентная, то есть, без эмоциональной реакции, вплоть до отказа общения с ними.

Смена привычного жизненного стереотипа или появление новых объектов может вызвать агрессию или самоагрессию. У детей застывшая мимика, направленный в пустоту взгляд, отсутствие реакции «глаза в глаза». Моторика угловатая со стереотипными движениями, ходьбой на «цыпочками». Речь развивается слабо, нарушено произношение звуков, нет интонационного переноса, голос то громкий, то становится тихим. Больные практически неспособны к диалогу. Иногда речь восстанавливается к 6-8 годам. Особенностями детского аутизма являются относительная сохранность абстрактных форм познания действительности. Особенно резко изменена игровая деятельность. Игры часто стереотипны, отсутствует сюжетность.

Для детского аутизма Каннера характерны отрицательные реакции на любые попытки изменить привычный жизненный стереотип. С раннего возраста у детей нарушается инстинктивная жизнь: изменяется аппетит, затрудненное засыпание, реакция на окружающих либо отсутствует, либо отмечается повышенная чувствительность. Аутизм приобретает наиболее завершенную форму в возрасте 3-6 лет. К 5-6 годам проявления ДА частично компенсируются, но умственное развитие резко отстает.

В связи с проблемой аутизма актуальны вопросы диагностики данного нарушения, симптоматика которого имеет сходство с другими нарушениями нервно-психического развития. Детям с ранним детским аутизмом в первые 2-3 года жизни возможна постановка ошибочного диагноза, поэтому необходима четкая дифференциация РДА и других заболеваний, имеющих аналогичные внешние проявления.

Большой вклад в обоснование медико-социального взгляда на данную проблему внес Л. С. Выготский (Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, 1983). Он дал наиболее полное определение своеобразия развития личности аутичного ребенка, которая, с его точки зрения, формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных, психолого-педагогических факторов. Смысл организованного воздействия он видел в помощи развитию личности. Л. С. Выготский говорил о том, что наличие большого резерва здоровых, незатронутых задатков, неравномерное распространение дефективности на разные стороны психической деятельности открывают большие возможности для социальной адаптации и реабилитации и дальнейшего развития при определенных благоприятных условиях, при активном использовании возможностей социальной защиты и образования при поддержке взрослых.

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина для детей имеющих психические расстройства «Скрипка»Мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина для детей имеющих психические расстройства «Скрипка» Мастер - класс поделки из пластилина " Скрипка" для детей имеющих психические расстройства. Цель: изготовить поделку на заданную тему. Назначение:.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 лет, имеющим нарушения аутистического спектра Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком. 2. Развивать эмоциональную устойчивость ребенка с помощью психологических игр. 3.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы с ребенком 6–7 лет с нарушением аутистического спектра Ф. и. ребенка:___ Дата рождения:___ Проблема:___ Задачи: 1. Установить эмоциональный контакт с ребенком.

Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия»Исследовательская работа «Волшебное превращение цветов спектра» в рамках научной конференции для детей «Мои первые открытия» Работа с одаренными детьми в ДОУ - одно из важных направлений деятельности педагога, нашедшее своё место в перечне задач ФГОС ДОУ и в президентской.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Конспект занятия по лепке «Мяч» для детей, имеющих психические расстройстваКонспект занятия по лепке «Мяч» для детей, имеющих психические расстройства Цель: формировать умение скатывать шар из пластилина круговыми движениями между ладонями. Программное содержание: 1. Изобразительная задача:.

Мастер-класс по созданию орнамента с помощью модуль-спектраМастер-класс по созданию орнамента с помощью модуль-спектра Создание собственного уникального орнамента с помощью модуль-спектра, отличается тем, что доступно детям дошкольного возраста и не менее.

Развитие дошкольников с помощью спектра музыкальных игр В современной педагогике игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Игры различаются по содержанию, характерным.

Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) Сценарий новогоднего мероприятия для детей начальной школы (1–4 класс) с расстройством аутистического спектра (РАС) 8:3–8:4 Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая характеристика расстройства аутистического спектра в психологии
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 20:45
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая характеристика расстройства аутистического спектра в психологии» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Супрун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД