Елена Егорова
Образовательный туризм Экскурсия в музей природы города Владимира
▼ Скачать + Заказать документы
. Паспорт маршрута
1. Наименование маршрута Экускурсия
Музей природы г. Владимир
2. Предметное и тематическое направление образовательно-экскурсионного маршрута (общеобразовательный предмет, тема; направление внеурочной деятельности, тема занятия; направление внеклассной деятельности, тема внеклассного мероприятия) Внеурочная деятельность спортивно – оздоровительного направления
«Юный турист : изучаем родной край»
Публикация «Образовательный туризм Экскурсия в музей природы города Владимира» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
3 класс, раздел программы «Красота природы родного края».
Тема: «Животный мир Владимирского края»
3. Возраст учащихся 8 -9 лет
4. Цели, задачи, образовательные результаты маршрута Цель: познакомится с животным миром Владимирской области.
Задачи:
Формирование элементарных представлений о многообразии животных и экосистем края.
Воспитывать бережное отношение к животному миру, умение правильно вести себя в природе
5. Вид маршрута ( по способу перемещения: пешеходный, автобусный, виртуальный и т. д.) Автобусный
6. Форма контроля образовательного результата, рефлексия маршрута (используемые приемы) Урок в Лесной школе,
заполнение индивидуального листа по результатам проведенной экскурсии, составление фотоальбома, выставка рисунков
7. Предварительная подготовка к участию в образовательно-туристическом маршруте (текст беседы, рассказа или конкретно, какое произведение, какого автора прочитать) 1. Беседа о правилах поведения в музее
2. Знакомство с Красной книгой Владимирской области
3. Информационный час «Животные Владимирского края»
8. Маршрут экскурсии (графическая схема дорожной карты образовательно-туристического маршрута, места остановок, перечень объектов показа, время для осмотра или другого вида деятельности на объекте) Маршрут
Проезд п. им. К. Маркса – г. Владимир
Музей природы г. Владимир ул. Мира, д. 19
Проезд г. Владимир - п. им. К. Маркса
9. Продолжительность (ч) 3 часа
10. Протяженность (км) 120 км
4. Схема маршрута экскурсии
п. им. К. Маркса – Музей природы г. Владимир
1. п. им. К. Маркса Камешковский район Владимирская область
2. город Владимир Музей природы
Проезд автобусом п. им. К. Маркса – город Владимир улица Мира дом 19 - 60 км
Проезд автобусом город Владимир улица Мира дом 19 - п. им. К. Маркса - 60 км
5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ
Тема экскурсии Животный мир нашего края»
Продолжительность (час) ___1 ч___
Протяженность (км) ___ 400 м
Автор-разработчик ___сотрудники музея
(автор, коллектив авторов, предприятие)
Содержание экскурсии ___краеведческая, экологическая, познавательная_
___
Маршрут экскурсии __8 остановок : 1. Древние животные, 2. Животные весной, 3. Животные болота, 4. Волчье логово, 5. Озерная Мещера, 6. Животные Ополья, 7. Животные леса зимой, 8. познавательный урок в лесной школе
Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута Места остановок Объект показа Продолжительность осмотра (в минутах) Основное содержание информации Указания по организации* Методические указания**
1 2 3 4 5 6 7
Сбор экскурсантов в п. им
К. Маркса
остановка 10 мин Организационный момент. Правила поведения и безопасности в автобусе
Сбор возле
Музея природы У информационного щита с изображением эмблемы музея.
Камень – известняк
Знакомство со схемой маршрута 5 мин Что такое музей?
Чтение надписи на информационном листе, на камне Инструктаж по технике безопасности Рассказ, показ
Совместное обсуждение прочитанного
1. Мамонты
Древние животные У смотровой площадки Обитатели древних морей, бивни и зуб мамонта 15 мин Особенности жизнедеятельности древних животных, формы жизни на Земле Группа просматривает экспозицию, отвечает на вопросы Рассказ об особенностях жизни обитателей древних морей, демонстрация разновидностей форм жизни на Земле.
2. Весенний лес У стенда Лоси, тетерев, кукушка, крот, уж, еж, гадюка, медведь бурый, глухарь, синица, снегирь, воробей, ласка, тетеревятник 15мин Растительность леса и его обитатели Группа просматривает экспозицию, отвечает на вопросы. Находят животных на экспозиции ежа, ужа, кукушку, осматривают внешний вид животных Рассказ об особенностях жизни медведей, глухаря, кукушки
3. Берег водоема. Хатка бобра У стенда Бобры, утки, перепелка, енотовидная собака, орлан - белохвост 15 мин Растительность берега водоема, обитатели водоема, животные леса Группа просматривает экспозицию, отвечает на вопросы. Находят хатку бобра, узнают хищных животных на экспозиции Рассказ об особенностях постройки хаты бобра, размещении входа в дом.
4. Сфагновое болото. Волчье логово У стенда Болото, волки, волчата 15 мин Особенности жизни волчьей семьи их повадки, воспитание потомства Группа подходит к болоту, наблюдение за особенностями жизни волков в природе Рассказ о жизни волчьей семьи
5. Озерная Мещера У стенда Лебедь- шипун, утки, щука, бекас, орлан – белохвост, журавль серый, шилохвость, утка кряква, сапсан, стриж, ласточка 10 мин Особенности экосистемы водоема Группа движется к экспозиции озерная Мещера, находит среди экспонатов хищных животных Рассказ об особенностях жизни животных озера, животных занесенных в Красную книгу.
Лебединая песня.
6. Животные Ополья У стенда Филин, сова болотная, лось, дятел черный, заяц, косуля европейская, орлан – белохвост, куница, рысь, кабан, лоси, белка, куница лесная, лиса, хорек, крот, ворон, рябчик, кабан 15 мин Растительность и обитатели леса Группа рассматривает животных леса, обращает внимание на крупных животных, животных хищников, особенности внешности животных Рассказ о жизни животных леса, экологических цепях леса, особенностях жизни лосей в лесу, животных занесенных в Красную книгу. Лось – лесной великан. Кабан - наиболее многочисленное животное заповедника
7. Животные леса зимой У стенда Лисы, дятел пестрый, куница лесная, заяц - русак, куропатка белая 10 мин Краткая информация о редких растениях занесенных в Красную книгу Рассказ экскурсовода о жизни животных в зимнее время года
8. Познавательный урок в лесной школе Кабинет с партами и интерактивной доской Образцы меха животных, животные древнего моря, зуб мамонта 15 мин Проверка знаний по результатам проведенной экскурсии Школьники участвуют в интерактивном познавательном занятии, рассматривают образцы меха животных, представителей древнего моря
Сбор после экскурсии
Отъезд из музея в п. им.
К. Маркса
10 мин Организационный момент. Правила поведения и безопасности в автобусе
6. Портфель экскурсовода
Подготовительный этап
Подготовительный этап начинается за несколько дней до экскурсии и включает следующие виды работ:
- определение конкретных учебно-воспитательных задач каждой экскурсии;
- выбор объектов экскурсии в соответствии с программным содержанием и предварительное знакомство с ними;
- проектирование содержания экскурсии;
- предварительная подготовка детского коллектива, постановка общей задачи экскурсии, распределение заданий и обязанностей, ознакомление с правилами поведения на экскурсии, подготовка снаряжения и оборудования;
- выбор транспорта и наиболее целесообразного маршрута с учетом того, чтобы в пути дети могли вести интересные наблюдения;
- подготовка помощников в проведении экскурсии (родители).
Учитель читает стихотворение:
Пройдет и сто, и двести лет,
И триста лет пройдет,
Но каждый снимок и портрет
Любую вещь, любой предмет
Здесь сохранит народ.
(С. Михалков)
-Так куда мы с вами отправимся? Догадались? (В музей)
Молодцы! Назовите, в каких музеях мы уже успели побывать?
Вступительная беседа «Что такое музей»
- Мы продолжим знакомство с историей и культурой нашего чудесного края. Как вы думаете, куда идут люди, когда хотят больше узнать о прошлых событиях истории, увидеть своими глазами произведения искусства или народных мастеров? Действительно, музей.
«МУЗЕЙ–учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов–памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью».
В 1990 г. Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл в г. Владимире первую постоянную «природную» выставку «В мире животных», которая в 1997 г. после реэкспозиции получила название «Родная природа».
Путешествие начнется с «прохода» сквозь распиленные глыбы известняка, символизирующие огромные пласты времени, спрессованной органической жизни за последние 300 млн лет.
- Попробуем перечислить, что делают люди, которые работают в музее (находят экспонаты; собирают коллекции; изучают; хранят; демонстрируют посетителям; реставрируют).
- Как много задач стоит перед работниками музеев, их труд достоин нашего уважения, он требует больших знаний, терпеливой и кропотливой работы.
Правила поведения в музее :
1. Посещение выставки или музея начинается с гардероба, в котором оставляют не только верхнюю одежду, но и сумки, пакеты, зонты.
2. Постарайся прослушать сообщения экскурсовода. Даже если тебе не интересно, человеку очень приятно будет почувствовать себя нужным.
3. В выставочный зал надо входить тихо, не беспокоя других. При осмотре произведений не следует становиться перед другим посетителем, загораживая ему доступ к картине или скульптуре.
4. Держи себя так, чтобы своим присутствием не беспокоить окружающих: не говори громко, не смейся
5. Экспонаты руками трогать, разумеется, не следует. Объяснения экскурсовода слушай молча. Если возникают какие-то вопросы, не надо спрашивать у соседей, отвлекая их.
6. Необходимо отключить звук своего мобильного телефона.
Полезные советы
Во время посещения большого музея лучше внимательно изучить часть экспозиции, чем пытаться быстро обежать все залы.
Если вы впервые пришли в крупный храм искусства, не поленитесь приобрести бумажный путеводитель с картой.
Обязательно читайте информационные стенды и таблички возле экспонатов.
Учитель О каких животных будет экскурсия в музее вы узнаете из загадок.
1. Это лесное животное активно в ночное время суток. Защищаясь от врага, может свернуться в клубок. О нем говорят «колобок – колючий бок». (еж)
2. Люди ее называют «рыжая плутовка», это самый хитрый зверь в лесу. (лиса)
3. Их называют «лесными великанами». Большие широкие рога являются настоящим украшением этих животных. (лоси)
4. Этого лесного хищника называют «санитаром леса» за то, что он уничтожает слабых и больных животных. (волк)
5. А это животное очень большое и кажется неуклюжим. Но на самом деле это не так. Оно умеет быстро, почти бесшумно, бегать, умеет лазать по деревьям и прекрасно плавать. (бурый медведь).
6. Этот, на первый взгляд спокойный зверь, в минуту опасности может стать злым и свирепым. Он очень любит искупаться в грязной луже, но не потому, что грязнуля. Просто таким образом избавляется от насекомых, которые поселились в его щетине, а также спасается от жары. (кабан, свинья)
7. Назовите животное леса, которого люди назвали «косой», за то, что его большие глаза находятся по бокам головы. Поэтому видит он не только то, что происходит впереди себя, но и то, что находится по бокам и даже сзади. (заяц)
8. Зверек с очень ценным мехом. Этот хищник – враг белок, потому что ведет ночной образ жизни и в то время, когда белка спит в своем гнездышке, может подобраться к гнезду и схватить спящее животное. (куница)
9. Хищница, внешне похожа на кошку, но гораздо крупнее. Свою добычу подстерегает в засаде, а увидев поблизости – бесшумно подкрадывается и прыгает на нее. (рысь)
Учитель предлагает прослушать стихотворение:
Охраняется Красной книгой,
Столько редких зверей и птиц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты.
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга Красная,
Может, значит, она, что природа умрёт?
Цель у неё иная: Всё живое хранить зовёт.
- Кто из вас сможет предположить, с какими животными мы познакомимся в музее?
Дети: Животные Красной книги.
Есть животные и растения занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Мы будем говорить о них.
Учащиеся: Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.
Учитель: Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Как устроена Красная книга?
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти цвета: черный, красный, желтый, зеленый. Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята дают свои варианты ответов).
• Чёрная – уже вымерли (морская корова, странствующие голуби и другие).
• Красная – исчезающие виды (снежный барс, красный волк, амурский тигр).
• Жёлтая – редкие виды (розовый фламинго, джейран).
• Зелёная – восстановленные виды (речной бобр, лось).
Давайте познакомимся с некоторыми видами растений из Красной книги.
Учащиеся рассматривают Красную книгу Владимирской области.
Прочитаем стихотворение Валентина Берестова и подведем итог.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
-Соглашаетесь ли с поэтом? Почему?
Да, поэт ошибается в своих прогнозах.
Если растения будут уничтожены, то мы не останемся одни на планете, т. к. человека просто не будет. Зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания.
Каждое растение и животное по своей значимости достойно Красной книги и его необходимо беречь, а не ждать, когда его занесут в Красную книгу.
Учитель: Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей