Литвинова Марина
Образовательный проект «Волшебный мир оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Паспорт проекта
Тип проекта : творческий;
Вид проекта : групповой;
Продолжительность: долгосрочный, сентябрь 2022г. – май 2023г. ;
Участники: педагоги, дети подготовительной группы.
Условия реализации: детский сад.
2. Актуальность проекта
Живописцу требуется холст,
Скульптору - необходимо пространство,
Для оригами нужен только лист бумаги.
Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Образовательный проект „Волшебный мир оригами“» размещена в разделах
Поделки, выполненные в технике оригами, можно эффективно использовать для занятий театральной деятельности. Многообразие и несложность выполнения позволяет инсценировать сказки, такие как колобок, репка, теремок. Дети с удовольствием готовят атрибуты и персонажей к постановкам. Что может быть интереснее, как создать что - то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей.
Оригами :
- Помогает детям испытывать свои возможности и проявлять конструктивные, изобразительные, творческие и оформительские способности,
- развивает точность движений пальцев рук, глазомер, способность работать руками под контролем сознания,
- концентрацию внимания,
- стимулирует развитие памяти, умение следовать устной инструкции,
- совершенствует трудовые навыки, учит аккуратности,
- способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
С бумагой ребенок сталкивается гораздо раньше, чем учится писать, рисовать или читать. Он ее рвет, мнет, непроизвольно пытаясь придать ей необходимую форму. Бумага доступна и дешева. Этот простой материал легко поддается любым изменениям. Его поверхность податлива, хорошо содержит форму. Стало быть, с помощью оригами можно развить у детей фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и интеллект. И сделать это можно совершенно незаметно, в игровой форме. Малыши даже не поймут, как освоили сложные математические и геометрические понятия.
3. Программа проекта
3.1 Цель проекта : создать условия для эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приёмами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
• Воспитывать интерес к искусству оригами.
• Расширять коммуникативные способностей детей.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Материально – технические: разноцветная двухсторонняя бумага, ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, предметно – развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.
4. Этапы реализации проекта
Первый - подготовительный
Содержание подготовительного этапа
1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».
2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.
3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность в старшем дошкольном возрасте».
4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».
5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.
6. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности. Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста.
Второй этап – основной.
1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.
2. Знакомство с техникой изготовления оригами.
3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.
4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :
Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,
«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».
И производные от этих форм поделки.
1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;
2. Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.
3. Изготовление в технике оригами героев сказок.
4. Организация выставки «Мои поделки по оригами».
Третий этап – итоговый.
Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.
5. Планирование проекта
Месяц Тема проекта Программное содержание
Октябрь «В некотором царстве, в бумажном государстве…»
Заинтересовать детей изготовлением поделок из бумаги в технике оригами, познакомить с некоторыми из них: начать знакомить детей с историей искусства оригами.
«Ветряная мельница» Учить детей делать вертушку из бумаги в технике оригами по образцу.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 12
«Лягушка простая».
Продолжить формировать интерес детей к искусству оригами; Формировать умение конструировать поделку «Лягушку»; Формировать умение работать по схемам; Продолжить закреплять умение складывать бумагу в разных направлениях; Продолжить совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 40
«Кит» Научить детей складывать фигуру кита в технике оригами.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 106
Ноябрь «Ракушка» Изготовление поделок в технике оригами. Отрабатывать выполнение базовых форм; «треугольник», «книжка», «воздушный змей». Развивать навыки точных, аккуратных сгибов.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 86
«Лебедь». Научить складывать фигуру «лебедь», на основе базовой формы «квадрат», тщательно выравнивая углы и линии сгиба.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 70
«Лев».
Научить делать новую игрушку, складывая квадрат в разных направлениях.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 54
«Кошка – пальчиковая игрушка».
Формирование навыков работы с бумагой в технике оригами. Закреплять умение работать с бумагой, развивать аккуратность, творческое мышление, мелкую моторику.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 22
Декабрь «Елка». Учить детей складывать квадрат по диагонали. Составлять из треугольников елочку.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 200
«Кролик». Научить складывать поделку – кролика из квадрата по образцу. Закрепить навыки складывания листа бумаги в разном направлении, проглаживая сгибы, для получения поделки «Кролика»;
Развивать мелкую моторику, мышление, память, внимание, воспитывать усидчивость.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 26
«Пингвин». Научить детей способам складывания квадрата, который позволяет путем деления квадратной заготовки, воспитывать аккуратность.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 144
«Дед Мороз». Научить детей делать фигурки в технике оригами, используя схему.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 196
Январь «Рождественский венок». Научить детей делать «Рождественский венок» в технике оригами, используя схему.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 20
«Звездочка». Учить правильно и тщательно выполнять сгибына бумаге воспитывать у детей художественный вкус и аккуратность развивать воображение, творческое мышление, фантазию.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 36
«Кубик». Развитие внимания, конструктивного мышления, пространственного воображения. Развитие эстетического восприятия.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 66
«Розетка». Научить детей делать «Розетку» в технике оригами, используя схему.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 114
Февраль «Сердечко». Изготовить сердца для любимых.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 188
«Парусник». Создать композицию к 23 февраля. Изготовить «Парусник».
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 102
«Самолет». Научить детей делать из бумаги самолёт. Уточнить и закрепить умение складывать бумажный лист вдвое, по диагонали; Развивать зрительно – моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук; творческие способности.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 220
«Лодочка». детьми «Научить детей делать из бумаги «лодочку» в технике оригами.
Формировать умения следовать устным инструкциям
обучать различным приемам работы с бумагой
знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 94
Март «Бабочка». Развивать внимание, усидчивость. Развивать умение вырезать из сложенной в базовую форму бумагу; Развивать мелкую моторику рук.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 58
«Колокольчик». Учить детей изготавливать цветок в технике оригами.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 216
«Журавль». Учить складывать журавлика, машущего крыльями из базовой формы «Птица». Научить детей выполнению базовой формы «птица» в технике оригами; развивать навыки работы с бумагой, умение складывать бумагу в разных направлениях.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 78
«Две собачки».
Развивать творческое воображение; Воспитывать интерес к работе с бумагой. Воспитывать аккуратность в работе.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 50
Апрель «Тропическая рыбка». Продолжать знакомить детей с японским искусством оригами; Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, экономно использовать бумагу; Совершенствовать умение работать с ножницами. Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 90
«Подставка под стакан», «Стаканчик». Изготовление поделок «Подставка под стакан» и «Стаканчик».
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 16
Птицы: Синица, Ласточка. Развивать у детей творческие способности, чувство прекрасного, умение понимать и ценить красоту и богатство окружающего мира;
Закреплять умение детей складывать квадрат по диагонали (базовая форма «косыночка»);
Учить детей загибать углы разной величины и делать складку, закреплять умения складывать квадрат в разных направлениях.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 46 -74
«Ракета». Изготовить с детьми ракету с помощью техники оригами.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 122
Май «Цветок сакуры» Научить детей создавать цветок сакуры, используя технику оригами. Продолжать учить детей преобразовывать базовые формы. Развивать умение точно и аккуратно сгибать бумагу.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 28
«Одуванчик». Изготовить с детьми Одуванчик с помощью техники оригами.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 152
«Цветок сливы». Научить детей создавать цветок сливы, используя технику оригами. Вызвать интерес у детей мастерить цветы из цветной бумаги в технике оригами.
Совершенствовать тактильное восприятие, ловкость, аккуратность, терпение.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 156
«Домик». Воспитывать желание делать приятное другим. Развивать творчество в работе с бумагой; Умение создать определенный образ.
Литература: Аделина Клам «Оригами» стр. 118
6. Результат проекта :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в конструировании из бумаги в технике оригами;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к ручному труду, способен договариваться, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.
- у ребенка развита мелкая моторика;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в конструировании из бумаги;
- ребенок способен к волевым усилиям при создании сложных конструкций;
- ребенок проявляет любознательность, склонен экспериментировать с бумагой со способами создания из неё поделок.
Социальная значимость проекта :
Конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга, но совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка и способствует подготовке его к школе.
Дети проявляют большой интерес к оригами. Удовлетворить детские познавательные интересы, совершенствовать мастерство конструирования из бумаги возможно в рамках проекта. Освоение детьми различных базовых форм оригами позволит детям почувствовать себя, смелее, непосредственнее, даст полную свободу для самовыражения.
Итоги реализаций проекта :
В результате совместной деятельности по данному проекту дети научатся : различным приемам работы с бумагой, будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами; подбирать бумагу нужного цвета; следовать устным инструкциями, способам складывания; создавать поделки в технике оригами, владеть правилами техники безопасности при работе с ножницами; анализировать свою работу, красиво и выразительно оформлять поделку.
Организация деятельности с родителями.
Изготовление оригами совместно с детьми дома.
Выставка поделок оригами : Лягушка, котенок, пингвин, журавлик и т. д.
Создание коллективной работы по сказки «Теремок».
Совместное творчество детей с родителями будут осуществляться различные проекты «Магия оригами», Консультации «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Роль оригами в развитии детей».
Организация деятельности с воспитателями.
Консультации для воспитателей: «Оригами – искусство складывания из бумаги», Развитие мелкой моторики у детей посредствами оригами». Изготовление поделок из бумаги по схемам совместно с детьми.
7. Список используемой литературы.
1. Аделина Клам, Оригами – Магия японского искусства – Москва: Эксмо, 2021- 224с.