Шелехова Ольга
Методическая разработка образовательного проекта во второй младшей группе «Насекомые — наши друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №73 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт - Петербурга
Образовательный
«Насекомые-наши друзья»
Современные образовательные технологии : технология проектной деятельности, технология исследовательской деятельности (наблюдения, дидактические игры, постановка и решение вопросов проблемного характера, использование художественного слова, здоровьесберегающая технология (физминутки, пальчиковые игры, арт-терапия).
Публикация «Методическая разработка образовательного проекта во второй младшей группе „Насекомые — наши друзья“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
Выполнила: воспитатель
высшей квалификационной категории
средней группы «Колокольчик»
Шелехова О. А.
Санкт-Петербург – 2019 г.
Экологический проект в младшей группе «Насекомые-наши друзья».
Цель проекта : формирование и развитие у детей младшего дошкольного возраста представлений о насекомых.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с разнообразием насекомых. Дать представления о том, что насекомых очень много (божья коровка, муха, гусеница, бабочка, кузнечик, сверчок, комар, стрекоза, муравей)
2. Познакомить с особенностями внешнего вида насекомых, со строением тела (членистое строение тела, шесть ног,крылья, усики, голова, грудь, брюшко, способах питания.
3. Формировать умение выделять общие и отличительные признаки насекомых, элементарные понятия о пользе насекомых и опасности некоторых насекомых.
4. Развивать внимание и память на примере сравнения насекомых и их ярких отличительных внешних особенностях.
5. Воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому, что нас окружает, к насекомым.
Тип проекта.
1. По составу участников-коллективный.
2. По времени-среднесрочный.
3. По направлению деятельности участников проекта-познавательно-исследовательский.
Сроки реализации проекта с 01.06.2019 г. до 17.08.2019 г.
Участники проекта :
Дети младшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность: Дети 3-4 лет ещё мало знакомы с миром природы. Их знаний не хватает для понимания- стоит ли бояться насекомых и как к ним относиться. Часто дети, увидив насекомое, проявляют интерес. Некоторые хотят поймать и посадить в коробку или формочку, чтобы наблюдать. Другие боятся и убегают. А некоторые хотят раздавить насекомое. Во время беседы с детьми с помощью вопросов стало ясно, что они не знают, кто из насекомых опасен. Стоит ли бояться насекомых и как вести себя при встрече с насекомыми.
Участие детей в проекте поможет сформировать представление о насекомых, об их вреде и пользе для человека. Проект поможет увеличить у детей словарный запас по лексической теме «Насекомые», познакомит с особенностями внешнего вида насекомых.
Формы работы с детьми.
1. НОД.
2. Беседы.
3. Наблюдения (на прогулке за насекомыми :муравей, бабочка, гусеница,жук, божья коровка,шмель,оса,пчела. 4. Рассказывание.
5. Чтение.
6. Рассматривание.
7. Творческая деятельность (рисование, аппликация).
8. Дидактические и развивающие игры.
9. Подвижные игры.
10. Физминутки.
11. Пальчиковые игры.
12. Викторина.
Участие родителей в проекте.
Разучивание с детьми загадок, стихов о насекомых.
Подбор картинок с изображением насекомых для детской энциклопедии «Такие разные насекомые».
Этапы реализации проекта.
1этап. Организационный.
-Обсуждение цели и задач проекта (анализ проблемы) и обсуждение действий.
-Создание необходимых условий для реализации проекта (подобрать рассказы и стихи о насекомых, иллюстрации из книг, картинки).
-Составить план мероприятий.
-Разработать и накопить методический материал по теме «Насекомые».
-Беседа с родителями об изучаемом материале и о подборе стихов и загадок, картинок о насекомых.
2 этап. Основной.
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению и накоплению знаний дошкольников о насекомых.
3 этап. Заключительный.
Изготовление общегрупповой книги (энциклопедии) о насекомых, плаката по теме «Такие разные насекомые», проведение викторины «Что ты знаешь о насекомых?» и награждении участников проекта поощрительными призами (наклейки).
Необходимые условия для реализации проекта.
Подготовить рассказы и статьи о насекомых, доступные для детей 3-4 лет, иллюстрации из книг, картинки с изображением насекомых, фломастеры, цветные карандаши, цветную бумагу и листы формата а-4, а-3, стихи для плаката о насекомых, вопросы для викторины и маленькие наклейки для поощрительных призов.
Оборудование.
- Методическая литература по теме проекта.
- Картинки с изображением насекомых и картинка, где четко показано строение тела у насекомого.
- Книга Нуждиной Т. Д. «Энциклопедия для малышей. Чудо-всюду. Мир животных и растений».
- Рассказы и статьи о насекомых.
- Аудиодиск (записи стрекотания кузнечика, сверчка, писк комара, жужжание пчёл).
- Рассказы В. Бианки: «Комарики пляшут», «Приключение Муравьишки», «Как муха медведя от смерти спасла».
- Считалки по теме «Насекомые».
- Подвижные игры и физминутки по теме.
- Пальчиковые игры по теме «Насекомые».
- Сказка К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», «Тараканище».
Планирование работы с детьми младшей группы по проекту «Насекомые- наши друзья».
Месяц, неделя. Познавательные беседы с детьми. Совместная деятельность с детьми. Самостоятельная детская деятельность + работа с родителями.
Июнь.
1 неделя (04.06.-08.06.) Беседа. «Кто такие насекомые?» (Экология +развитие речи). Рассматривание картинок с изображением насекомых. Принятие решения создать плакат на тему «Насекомые» и энциклопедию «Кто такие насекомые?» Рассматривание детьми различных детских энциклопедий.
2 неделя. (11.06-15.06) Беседа «Строение тела у насекомых». (Экология + развитие речи). На примере муравья.
Рассказ о божьей коровке. Рассматривание картинки с изображением муравья. Дети показывают части тела муравья на картинке.
Наблюдение на прогулке за божьей коровкой и муравьем. Изобразительное творчество.
Раскрашивание фломастерами и цветными карандашами контурных изображений божьих коровок с дополнительным дорисовыванием цветов и травки.
3 неделя. (18.06-22.06.) Познавательная беседа + рассказ «Пчёлы-труженицы». (Экология+развитие речи). Рассматривание картинки с изображением пчёл и иллюстрации из книги Нуждиной Т. Д.
Разучивание наизусть считалки «Насекомые. Про пчелу». Изобразительное творчество.
Аппликация «Божья коровка на цветке».
Изготовление общей коллективной работы. Плакат «Божьи коровки на лугу».
4 неделя. (25.06-29.06) Познавательная беседа. «Пчела и оса. Главное отличие». (Экология+развитие речи). Рассматривание картинок с изображением осы и пчелы. Отличие и сходство во внешнем виде.
На прогулке. Подвижная игра «Пчёлы». Разучивание с родителями загадки о любом из насекомых.
По желанию рисунок понравившегося насекомого с помощью родителей.
Июль.
1 неделя. (02.07.-06.07) Познавательная беседа «Почему комары кусаются?» Рассматривание комара на картинке. Вопросы детям ( о строении тела: голова, грудь, брюшко, лапки, членистое тело, хоботок, зубы)
Разучивание считалки наизусть. «Насекомые. Трататушки тра-та-та, мы поймали комара».
Дидактическая игра «Найди, кто лишней?» (картинки с изображением насекомых и одна картинка -животное)
2 неделя. (09.07.-13.07) Познавательная беседа «Муравьи –труженики и наши друзья» .(Экология + развитие речи). Рассматривание картинки с изображением муравьёв.
Познание.
Дидактическая игра «Сравни по величине» (сравнение насекомых по величине)
3 неделя. (16.07.-20.07.) Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха». +вопросы по прочитанному (развитие речи)
Пальчиковая игра по теме насекомые «Прилетала к нам вчера…»
«Наблюдение на прогулке за насекомыми и сравнение их.
На прогулке: Подвижная игра «Медведь и пчёлы». Изобразительное творчество. Рисование с элементами аппликации. «Бабочки любят цветы». (гуашь, фломастеры, цветные карандаши, клей,кисточки)
4 неделя. (23.07.-27.07) Рассказ с элементами беседы по книге Нуждиной Т. Д. «Бабочки». Чудесное превращение. (Экология+развитие речи) + физкульт-минутка «Весёлые насекомые». Рассматривание картинки и иллюстраций из книг с изображением бабочки.
На прогулке. Наблюдение за бабочкой. Изобразительное творчество. Рисование гусеницы. (цветные карандаши)
Август. 1неделя. (06.08.-10.08.) Чтение отрывка из рассказа В. Бианки «Приключения Муравьишки».
На прогулке. Подвижная игра «Жуки».
Совместное изготовление плаката «Такие разные насекомые». (гуашь, цветная бумаг, клей, наклейки насекомых)
2 неделя. (13.08-17.08) Чтение сказки К. И. Чуковского «Тараканище». Вопросы по прочитанному. (развитие речи) Викторина «Что ты знаешь о насекомых?» Награждение всех участников. На протяжении всего проекта совместное наполнение детской энциклопедии рисунками детей, картинками, небольшими рассказами.
Рассматривание созданной совместно с детьми энциклопедии «Насекомые-наши друзья».
Результат проекта.
В ходе реализации данного проекта у детей младшего дошкольного возраста повысился уровень представлений о насекомых. Ребята закрепили в памяти названия таких насекомых, как бабочка, муравей, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар. Познакомились с внешним видом насекомых на примере демонстрационного материала и картинок. Также познакомились со строением тела насекомых : голова, грудь, брюшко,6 ног и могут быть крылья. Научились различать насекомых друг от друга и называть их. У ребят в процессе проекта формируется интерес к живой природе. Также во время образовательной проектной деятельности я старалась привить детям бережное и внимательное отношение к насекомым и природе в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белая К. Ю., Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 64 с.
2. Веракса Н. Е., Работа над проектами в детском саду//Современное дошкольное образование. – 2008.– № 5
3. Воронкевич О. А., "Добро пожаловать в экологию" – современная технология экологического образования дошкольников//Дошкольная педагогика. –2006.–№ 3
4. Каушкаль О. Н., Формирование целостной картины мира. Познавательн0-информационная часть, игровые технологии. Младшая группа. Учебно – методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 128 с.
5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
6. Павлова Л. Ю., Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 80 с.
7. Рыжова Н., Экологические сказки: Для работы с детьми дошкольного возраста//Дошкольное образование. –2008.– (Библиотечка "Первого сентября").
8. Экологические игры Натальи Рыжовой//Дошкольное образование. –2008.–№ 19. № 23; 2009.–№ 5; № 8.