Марина Часовская
Образовательный проект в подготовительной группе «Год до школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.
Л. А. Венгер
Образовательный проект в подготовительной группе
«Год до школы».
Составитель: воспитатель - Часовская Марина Георгиевна.
Актуальность проекта :
Публикация «Образовательный проект в подготовительной группе „Год до школы“» размещена в разделах
Практически все первоклассники в первый год обучения в школе сталкиваются с определёнными трудностями. Для того чтобы процесс подготовки к школе и предстоящая адаптация к школьной жизни протекали с наибольшей пользой для ребёнка, начинать эту работу надо заранее и вести её постепенно.
Отношение ребёнка к школе формируется до того, как он в неё пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ её подачи со стороны родителей и педагогов. Мы, взрослые, создаём эмоционально привлекательный образ школы : «Ты будешь у нас отличником!», «У тебя появится много новых друзей!» Тем самым взрослые пытаются привить ребёнку интерес к школе. А если что-то сложится не так… И, ребёнок, настроенный на радостную увлекательную деятельность в школе, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учёбе.
Перед педагогами ДОУ стоит задача подготовить к школе не только детей подготовительной группы, но и подготовить родителей к новой социальной роли «родители первоклассника». Большую роль в подготовке детей к школе играют родители.
Таким образом, вся работа будет отражена в долгосрочном проекте «Год до школы».
Психолого-педагогический проект.
Срок реализации: с 1 сентября 2018 по 31 августа 2020 года.
Цель проекта :
Повышение уровня мотивационной готовности детей к обучению в школе, формирование представления о школе не только детей, но и родителей будущих первоклассников.
Задачи проекта :
Для детей:
• формировать личностную готовность детей к школе;
• создать условия для первичной адаптации детей к условиям школьного обучения;
• развивать компетентности будущих первоклассников (социально-коммуникативную, информационную);
• воспитывать положительное отношение к сверстникам и педагогам.
Для родителей:
• Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
• создать условия, облегчающие школьную адаптацию;
• обогатить предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами по теме проекта;
Для педагогов:
• Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по подготовке детей к школе.
• Укреплять связи между детским садом и семьёй.
Участники проекта :
• дети подготовительной группы №10
• педагоги ДОУ: воспитатели группы №10, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный работник;
• учителя начальных классов;
• работники библиотеки;
• родители воспитанников группы №10.
Ожидаемый результат:
Для детей:
• осознание дошкольником неизбежности и важности поступления в школу;
• облегчение процесса социально - психологической адаптации к школе;
• формирование положительного образа школы в восприятии будущего первоклассника;
• доброжелательное отношение к школе и учителю, дружелюбное отношение к сверстникам.
Для родителей:
• информированность о наиболее важных психологических характеристиках готовности ребёнка к школе;
• владение практическими знаниями о помощи детям в подготовке к школе;
• повышение родительской компетентности в вопросах подготовки;
• снижение уровня ситуативной тревоги у родителей по поводу предстоящего перехода детей в школу.
Для педагогов :
• Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах готовности детей к школьному обучению.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
№
п/п Содержание работы Результат Ответственные
1. Определение целей и задач, создание условий для совместной деятельности детей и педагогов. Выбор проекта.
Постановка и определение целей и задач проекта.
воспитатели
2. Разработка плана работы. Перспективно-тематический план.
(Педагогические мероприятия познавательной, коммуникативной, художественно-эстетической направленности).
Старший воспитатель,
воспитатели,
психолог, учитель-логопед, муз. работник.
3. Подбор информации по данной теме. Создание методического обеспечения проекта.
Подбор литературы по теме. Создание познавательных альбомов для детей.
Подбор пословиц и поговорок по теме проекта
Подбор иллюстраций, фотографий, буклетов на заданную тематику, текстов художественных произведений, стихотворений. воспитатели
4. Формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности. Анкетирование родителей по теме, проведение встречи с психологом, учителем начальных классов. Тематическое родительское собрание. воспитатели
психолог
2. Практический этап.
Мероприятия:
Сентябрь ответственные
Беседы «Что такое школа?». воспитатели
НОД НОД «Что такое школа?». воспитатели
Коммуникативная деятельность Рассматривание картин о школьной жизни, азбуки, тетрадей. воспитатели
Чтение художественной литературы С. Маршак «Первое сентября»
Ю. Коваль «Нулевой класс»
Э. Мошковская «Мы играем в школу» воспитатели
Речевое развитие Беседы, составление рассказов из личного опыта Воспитатели
Учитель-логопед
Художественно-эстетическая деятельность Рисование «Здание школы» воспитатели
Работа с родителями Родительское собрание : «Год до школы».
Консультация психолога: «Родителям будущих первоклассников».
Консультация учителя-логопеда: «Обращайте внимание на то, как дети говорят» Воспитатели
психолог
Октябрь ответственные
Беседы «Каким я буду первоклассником». воспитатели
НОД «Что тебе понравилось в школе?» (составление рассказа) воспитатели
Физическое развитие Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок воспитатели
Дидактические игры На школьную тематику воспитатели
Экспериментальная деятельность Экскурсия в библиотеку воспитатели
Чтение художественной литературы А. Барто «В школу»
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано» воспитатели
Речевое развитие Модель трё х вопросов:
«Что мы знаем о школе?
Что мы хотим узнать о школе?
Как это можно узнать» Воспитатели
Учитель-логопед
Художественно-эстетическая деятельность Рисование «Школьные принадлежности»
Слушание песен о школе Воспитатели, музыкальный руководитель
Работа с родителями Памятка «Советы родителям будущих первоклассников»,
Консультация «Как современные родители понимают «готовность ребёнка к школе» воспитатели, родители,
психолог, учитель-логопед
Ноябрь ответственные
Беседы «Профессия учитель». воспитатели
НОД Интервью: «Почему я хочу учиться в школе?». воспитатели
Физическое развитие п/и «Игровая переменка». «Звучит сигнал». воспитатели
Дидактические игры «Что возьмём в школу»
«Чудесный мешочек»
«Путаница»
«Живая неделя»
«Что лишнее» воспитатели
Сюжетно – ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей» воспитатели
Чтение художественной литературы Э. Мошковская «Мы играем в школу» воспитатели
Речевое развитие Лексические игры и упражнения.
Художественно-эстетическая деятельность Рисование «Что я увидел в школе»
воспитатели
Работа с родителями Анкетирование: «Как вы готовите ребёнка к школе?»
Консультация учителя-логопеда "Речевая готовность старших дошкольников к школе" Воспитатели
Психолог
Учитель-логопед
Декабрь ответственные
Беседы «Школьные правила»
«Что делают в школе на уроках и переменках?» воспитатели
НОД «Каким будет мой первый день в школе?» воспитатели
Физическое развитие Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок воспитатели
Дидактические игры «Скоро в школу»
«Слоговые домики». воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Я – учитель» воспитатели
Чтение художественной литературы В. Драгунский
«Удивительный день»
«Заколдованная буква» воспитатели
Речевое развитие ЗКР Воспитатели
Учитель-логопед
Художественно-эстетическая деятельность Аппликация «Здание школы»
Воспитатели,
Работа с родителями Беседы «Развиваем волевые качества будущего школьника»,
Папка-передвижка:
«Ребёнок боится идти в школу»
«Портрет успешного первоклассника» Воспитатели, психолог
Январь ответственные
Беседы «Чего нельзя делать в школе» воспитатели
Театральная деятельность Кукольный театр «Как Буратино в школу ходил» Воспитатели
Муз. работник
Физическое развитие П/и «Я – спортсмен!»
«Найди!» воспитатели
Дидактические игры «Собери портфель в школу» «Расскажу, но не покажу»
«Добавь букву»
«Логические бусы»
«Отгадай, где спрятано»
«Когда это бывает?»
«Что сначала, что потом» и т. д. воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Урок физкультуры» воспитатели
Чтение художественной литературы А. Алексин «Первый день»
Г. Шалаева «Большая книга правил поведения»
В. Воронкова «Подружки идут в школу» воспитатели
Речевое развитие Творческие рассказы детей.
Обучение грамоте воспитатели
Художественно-эстетическая деятельность Рисование «Что я видел в школе»
Разучивание песен о школе воспитатели, муз. руководитель
Работа с родителями Консультации:
«Навыки первоклассника»
«Выбираем портфель» воспитатели
Февраль ответственные
Беседы «Чем школа отличается от детского сада?» воспитатели
НОД «Я в школе» (рассказывание воспитатели
Физическое развитие Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок воспитатели
Дидактические игры «Я начну, а ты продолжи»
«Собери портфель» воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Урок математики» воспитатели
Чтение художественной литературы С. Маршак «Кот и лодыри»,
А. Барто»В школу»
М. Ясон «Подходящий угол» воспитатели
Художественно-эстетическая деятельность Конструирование «Закладка для любимой книги» воспитатели,
Речевое развитие Лексические игры и упражнения Воспитатели
Учитель-логопед
Работа с родителями Консультация «Как выбрать школу?» воспитатели,
психолог
Март ответственные
Беседы «Правила поведения в детском саду и школе. Одинаковые или разные?»
«Дом для книг» /Экскурсия в библиотеку/ Воспитатели
Работники библиотеки
НОД «Как я готовлюсь к школе дома. В детском саду» воспитатели
Физическое развитие Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок воспитатели
Дидактические игры «Расшифруй слова»
«Числовые домики» воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Школьная библиотека» воспитатели
Чтение художественной литературы М. А. Панфилова серия сказок «Лесная школа»
Л. Н. Толстой «Филлипок».
А. Алексин «Первый день».
Воспитатели
психолог
Художественно-эстетическая деятельность Карта «Дорога в школу» Воспитатели
Родители
дети
Театральная деятельность Обыгрывание ситуации: «Что делать, если получил двойку» Воспитатели
Муз. руководитель
Апрель ответственные
Беседы «Хотите ли вы учиться в школе?»
Экскурсия в школу (возможно посещение урока, знакомство с учителем). воспитатели
НОД «Чему учат в школе?» воспитатели
Физическое развитие Изучение подвижных и малоподвижных игр для школьных переменок воспитатели
Дидактические игры «Первоклассник»
«Логический поезд»
«Легкий счет» воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Школа». воспитатели
Чтение художественной литературы М. А. Панфилова серия сказок «Лесная школа»
В. Драгунский «Денискины рассказы»
А. Барто «Первоклассница»
Л. Толстой «Рассказы из «Азбуки».
Б. Заходер «Заболела эта книжка».
Л. Барбас «Кому нужна пятёрка».
Воспитатели
психолог
Художественно-эстетическая деятельность Рисование «В какой школе я хочу учиться» воспитатели
Работа с родителями Итоговое родительское собрание :
«Готовность к школе».
Оформление памяток:
«Шпаргалка для родителей будущих первоклассников»
«Мудрые советы».
воспитатели, родители
психолог
учитель-логопед
Май ответственные
Беседы «Предметы-помощники в школе?» воспитатели
НОД «Смогу ли я учиться в школе?» (рассказ) воспитатели
Дидактические игры «Кто быстрее соберёт портфель»
«Морской бой»
«Кто быстрее дойдёт до цели»
«Соберись в школу»
«Составим цифры из счётных палочек»
«Найди клад по карте» воспитатели
Сюжетно-ролевая игра «Школа» воспитатели
Чтение художественной литературы В. Орлов «Что написано в тетрадке?»
В. Головкин «Не везёт»
В. Берестов «Считалочки» воспитатели
Художественно-эстетическая деятельность Разучивание песен о школе, подготовка к выпускному балу Воспитатели, музыкальный работник
Работа с родителями Фотовыставка «Наши папы и мамы тоже были первоклашками»
Выпускной бал «До свиданья, детский сад!»
Оформление портфолио детей. воспитатели, родители, музыкальный работник
Июнь, июль, август
Беседы «Как правильно одеваться в летнее время»
«Закаливание – это важно»
«Безопасность в летний период на воде» воспитатели
Работа с родителями Консультация «Соблюдение режима дня будущего первоклассника на летних каникулах».
Памятка по ПДД для родителей дошкольников «Обучение детей наблюдательности на улице» Воспитатели, психолог
Работа с детьми Создание максимально эффективных условий по охране и укреплению здоровья детей подготовительной группы, предупреждению заболеваемости и травматизма;
-обеспечение оптимальной двигательной активности (подвижные игры, игры на свежем воздухе);
-познавательное развитие дошкольников в летний период (беседы, игры-эксперементирования);
-использование эффективных форм и методов для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей в совместных мероприятиях с родителями.
Воспитатели родители
Мероприятия • Международный день защиты детей.
• Рисование мелками на асфальте «Красивые картины».
• День друзей. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе.
• День хороших манер
• День цветов. Изготовление цветов из бумаги. Воспитатели
Муз. руководитель
3. Итоговый этап.
№
п/п ответственные
1 Анализ результатов реализации проекта Воспитатели
2 Обогащение предметно-развивающей среды в группе, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Школа» воспитатели,
родители,
3 Создание презентации «Первый раз в первый класс!» (фотоотчет) для родителей и педагогов ДОУ воспитатели
Литература:
• Л. В. Куцакова «Нравственно-трудовое воспитание в детском саду» М., Мозаика-Синтез, 2008 г.
• Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении» М., ТЦ Сфера, 2008 г.
• Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой : Мозаика-Синтез, 2014.
• О. В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением подготовительная к школе группа» М., Мозаика-Синтез, 2014 г.
• М. А. Панфилова серия сказок «Лесная школа»
• Хрестоматия для чтения детям 6-7 лет МОЗАИКА-СИНТЕЗ
• Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения (3-7 лет)
Саулина Т. Ф. Библиотека программы "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ", МОЗАИКА-
СИНТЕЗ
• ФГОС Социально-коммуникативное развитие дошкольников. Подготовительная к школе группа (6-7 лет). Абрамова Л. В., Слепцова И. Ф.,
• ФГОС Формирование элементарных математических представлений. (6-7 лет). Подгот. к школе группа. Помораева И. А., Позина В. А. ,
• ФГОС Изобразительная деятельность в детском саду (6-7 лет) Комарова Т. С.
• ФГОС Развитие речи в детском саду. (6-7 лет). Подготовительная к школе группа
Гербова В. В.
• Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)
Веракса Н. Е., Галимов О. Р. ,
• Игровая деятельность в детском саду (2-7 лет)
Губанова Н. Ф.
• Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО для работы с детьми 6-7 лет. Белая К. Ю.
• ФГОС Этические беседы с дошкольниками. Петрова В. И., Стульник Т. Д. ,
• Интернет-ресурсы.