Иващенко Ольга
Образовательный проект «Развитие мелкой моторики и навыков графической деятельности в подготовительной группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект на тему : «Развитие мелкой моторики и навыков графической деятельности в подготовительной группе»
Воспитатель: Иващенко О. О.
Актуальность проекта : в моей группе имеет большое количество детей с речевыми нарушениями. Таких детей 11 человек.
Статистика.
Публикация «Образовательный проект „Развитие мелкой моторики и навыков графической деятельности в подготовительной группе“» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
У них отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. В связи с этим в системе по их обучению и воспитанию предусматриваются воспитательно-коррекционные мероприятия в данном направлении. Развитие тонкой моторики рук важно для детей. Так как в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учитывая важность данной проблемы, мною разработан образовательный проект, который позволяет развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован как педагогами, так и родителями для занятий с детьми. Работа по развитию мелкой моторики начинается задолго до поступления детей в школу.
Цель проекта : Формирование графических навыков, согласованных действий в системе «глаз-рука», слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти посредством развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Задачи проекта :
1. Изучить литературу по проблеме развития мелкой моторики рук у дошкольников.
2. Изучить влияние развития мелкой моторики на развитие речи.
3. Изучить особенности организации работы по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи.
4. Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
5. Модернизировать предметно-развивающую среду подготовительной группы.
6. Развивать тактильную чувствительность пальцев рук.
7. Совершенствовать мышечный тонус пальцев рук.
8. Развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук.
9. Формировать элементарные специфические графические навыки.
10. Развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга.
11. Формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.
Правила при работе по развитию мелкой моторики :
1. Подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности.
2. Учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения.
3. Проведение работы регулярно, систематически.
4. Соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
5. Повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру.
6. Забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, обучению и развитию.
Разработчик проекта : Иващенко О. О.
Куратор: Зафесова Ю. Н.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители.
Сроки реализации: 2016 – 2017 учебный год.
Этапы проекта :
1 этап – подготовительный.
• Целью данного этапа является создание условий для реализации выбранной темы. Подготовительный этап условно разделё н на блоки и включает в себя:
• Сбор информации по данной теме.
• Изучение родительских запросов, их компетентности по данной теме.
• Разработку перспективного плана и составление конспектов совместной деятельности педагога с детьми, а также с родителями
• Подбор материала (игрового и методического).
2 этап – основной.
Работа по развитию мелкой моторики руки на этом этапе реализуется через разные виды деятельности. Содержание работы построено так же по 3 блокам педагогического процесса, с использованием комплексного подхода. Развитие мелкой моторики присутствует в любом виде деятельности (игровой, продуктивной, художественно-речевой, театрализованной, режимных моментах)
1 блок – непосредственная образовательная деятельность.
Включает цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми строгой последовательности специальных заданий, отвечающей логике развития тех или иных способностей (сенсорных, развитию мелкой моторики, мыслительных). Взрослый здесь всегда инициатор.
2 блок – совместная деятельность воспитателя с детьми.
Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, пальчиковые игры.). Большое значение для "постановки руки" имеет развитие графической моторики. Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандаша. Однако следует помнить, что эти упражнения представляют собой значительную нагрузку на зрение и их продолжительность должна быть не более 5-7 минут.
3 блок – взаимодействие с родителями.
Основная задача на начальном этапе работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми.
В рамках данного блока используются как традиционные, так и не традиционные формы работы:
• Родительские собрания.
• Широко используется наглядная информация.
• Проведение конкурсов, выставок, праздников, развлечений совместно с родителями.
• Проведение мастер-классов.
Постепенно из пассивных зрителей родители превращаются в активных участников - помощников по решению проблем по данному направлению.
3 этап – итоговый.
Он включает в себя диагностический блок, цель которого - подведение итогов работы, выявление результатов и определение дальнейшей работы. Следует сказать, что работа, проводимая по данному направлению, оказывает влияние на развитие ребёнка в целом. Благодаря целенаправленной системы работы с детьми у детей улучшились:
• Улучшилась речь.
• Ловкость руки.
• Переключаемость с одного вида движений на другой.
• Внимание.
• Глазомер.
• Зрительная память.
• Усидчивость.
• Аккуратность.
• Фантазия.
• Образное мышление.
Январь III-IV нед. Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Подгрупп.
Индивид.
Подгрупп.
Индивид. Игра с пальчиками «Дом и ворота». Упражнение «Обведи, заштрихуй». Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».
Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».
Игра с прищепками «Гусеница». Печатание штампами. Перебирание чёток.
Игры «Определи на ощупь», «Готовим кораблик в путешествие». Игры на планшете «Нарисуй фигуру».
Февраль I-II нед. Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Подгрупп.
Подгрупп. Игра с пальчиками «Зайка в лесу». Пальчиковый театр.
Игра «Загони шарик в ворота». Бисероплетение.
Игра «Выложи из семян».
Завязывание бантов, узлов
. Книга-лабиринт.
Лепка букв из песка.
III-IV нед. Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп. Игры с пальчиками «В гостях», «Черепаха».
Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки».
Игра «Разложи разноцветные горошины».
Рисование по манке.
Рисование по клеткам.
Игра «Лыжи» (с крышками).
Игра «Паровозик-Грамотей».
Игра «Сенсино».
Март I-II нед. Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид. Игра «Выложи узор».
Дорисуй вторую половинку.
Игра с пальчиками «Сказка». Речь с движением «Кокон».
Игра с аппликатором «По кочкам». Застёгивание молний, крючков. Конструктор букв.
Игры с песком «Причудливые узоры»
III-IV нед. Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Индивид. Игра с пальчиками «На печке». Изготовление аппликации «Цыплята». Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев.
Игра «Резинки» (разной упругости). Конструирование букв из проволоки. Шнур-затейник «Яблонька». Бисерография.
Апрель I-II нед. Индивид.
Подгрупп.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Индивид.
Подгрупп.
Подгрупп.. Упражнение «Надень резинку на мяч».
Игра с пальчиками «Утята».
Игры с мозаиками.
Игры «Пристегни пуговицу», «Завяжи узел»
. Нахождение мелких предметов в сухом бассейне.
Шнур-затейник «Ромашка». Печатание фигур, штриховка.
Игра «Сороконожка».
III – IV нед Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.
Подгрупп.
Подгрупп.. Шнуровка «Домик».
Игра с пальчиками «Птицы на кормушке».
Лепка птиц, вырезание корма из полоски бумаги.
Массажные мячики. Собирание из прищепок фигур, букв.
Зоопарк из Тарамбуко
. Печатание по клеткам тетради
Май I-II нед. III-IV нед. Индивид.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Подгрупп.
Индивид.. Упражнение с аппликатором «Облако-тучка».
Игра с пальчиками «Зимние забавы». Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками».
Игры с конструктором
. Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук различных изображений. Обрывание бумаги разной плотности и фактуры.
•
•
• В заключении хочется отметить, что разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
•
• Литература
• 1. Глинка Г. А. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб 1999 г.
• 2. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. 1981 г.
• 3. Косинова Е. М. Уроки логопеда. – М. 2007г.
• 4. Руденко В. И. Домашний логопед. – М. 2002 г.