Наталья Куплинова
Образовательный проект с детьми раннего возраста в области познавательного развития «Бусы для снеговика»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Познавательная активность у маленьких детей формируется в процессе ведущей для этого возраста деятельности – предметной, которая является основой для ознакомления с окружающим миром.
К концу третьего года жизни малыша в его познавательном развитии создаются предпосылки к качественно новому этапу освоения окружающего. От чисто внешней, эмоциональной стороны в приобретении сведений об окружающем ребенок переходит к накоплению более содержательных знаний, раскрывающих какие-то внутренние закономерности. Последние приобретаются аналитически посредством наблюдений, усвоения причинно-следственных связей в окружающем мире. Ребенку интересно наблюдать изменения в предметах или явлениях на протяжении какого-то временного периода. Велика роль взрослого в появлении у детей первых умозаключений Как бы ни были элементарны первые знания, они становятся стержневыми в познании окружающего мира, ими обогащается раннее детство.
Публикация «Образовательный проект с детьми раннего возраста в области познавательного развития „Бусы для снеговика“» размещена в разделах
Одним из приемов активизации интереса к окружающему является практическое экспериментирование. Однако на этапе 3 лет жизни ребенка этот вид игр-занятий значительно отличается от ориентировочно-исследовательских действий малыша. Во-первых, оно проходит как деятельность, имеющая цели, задачи, средства, способы осуществления.
Моим детям нравиться экспериментировать с различными по материалу предметами (деревянная лодочка, бумажный кораблик, пластмассовая рыбка, железный шарик и т. п.).
В процессе экспериментирования ребенок накапливает опыт и начинает прогнозировать результат своих действий. Формируется опыт действий по обнаружению скрытых свойств предметов в новую ситуацию.
Поэтому разработала проект по познавательному развитию на тему : «Бусы для Снеговика».
Проект реализовывался в режимные моменты на прогулке, в утреннее и вечернее время пребывания ребенка в детском саду.
Проект краткосрочный с 1 февраля по 5 февраля.
Цель проекта : закрепление первоначальных знаний о явлениях неживой природы в процессе экспериментирования.
Задачи:
Формирование умений проводить простейшие экспериментирование с водой (вода при охлаждении превращается в лед, лет тает в теплом помещении и превращается в воду, делать простейшие умозаключения.
Ожидаемый результат
• закрепление первоначальных представлений о свойстве воды: окрашивании в цвет краски;
• умение проводить простейшие действия экспериментирования;
• умение делать простейшие умозаключения.
Для реализации проектной деятельности по экспериментированию с детьми раннего возраста запланировала формы образовательной деятельности с детьми.
План реализации проекта
№
п/п Формы работы Срок
1. Наблюдение за снежинками, знакомство со свойствами снега (тает, можно слепить снежный ком) на прогулке 1-2 февраля
2. Подвижные игры «Снег кружиться», «Снегопад», «Снежки» 1-5 февраля
3. Чтение стихов И. Токмаковой «Как на горке – снег, снег…», З. Рождественская «Звездочка малютка», «Снеговик» 1-5 февраля
4. Экспериментирование с водой окрашивание в группе, изготовление бус на прогулке (приложение1) 3-4февраля
5. Экспериментирование со снегом и льдом
в группе «Снеговик пришел в гости» (приложение 2) 5февраля
В процессе экспериментирования на прогулке дети с помощью воспитателя делали льдинки, в ходе наблюдения дети выяснили, что вода превращается в лед и из льдинок можно сделать бусы.
В групповом помещении дети во время игр со снеговиком дети увидели, что лед в теплом помещении тает и превращается в цветную воду.
Таким образом, экспериментирование в игровой ситуации способствовало формированию первых элементарных знаний о явлениях неживой природы, накоплению опыта, началу важного этапа развития мыслительного процесса ребенка, прогнозирования результата своих действий.
Литература
1. Арушанова А. Г. Рычагова Е. С. «Игры-занятия со звучащим словом». М. ,2012.
2. Павлова Л. Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. М., 2008.
3. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. М., 2010.
4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ. Сост. Е. С. Демина. М., 2005.