Екатерина Галюкшева
Проект «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Зимующие птицы» в старшей группе
№6 «Одуванчики»
Галюкшева Екатерина Владимировна
Проект «Зимующие птицы» в старшей группе
Тип проекта :Познавательно-творческий;
Продолжительность проекта : Краткосрочный( 1 неделя)
Вид проекта : групповой;
Публикация «Проект „Зимующие птицы“» размещена в разделах
Участники: воспитанники старшей группы, педагоги и родители группы;
Актуальность. Зима вступает в свои права. Льдом покрываются лужи, снегом занесло землю, инеем серебрятся ветки деревьев. Наступило трудное время для птиц.
Птицы - защитники наших садов, полей, огородов и лесов. Мы должны очень бережно относиться к пернатым, любить их. Птицам крайне необходима наша забота и поддержка, которую мы проявляем, вешая кормушки. Зимняя подкормка спасает от гибели птичек.
Цель: Экологическое просвещение и формирование экологической культуры, вовлечение детей и родителей в природоохранную работу.
Задачи:
- вызывать интерес к окружающему миру;
- закрепить знание детей названий пернатых друзей, которые зимуют в нашей местности;
- формировать представление о повадках птиц и приспособленности их к среде обитания;
- формировать умение различать птиц по внешнему виду;
- познакомить со стихами, художественными произведениями, загадками о птицах.
Подготовительный этап.
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- Чтение художественной литературы по теме проекта, просмотр иллюстраций, энциклопедий из цикла "живая природа"
- Определение целей, задач проекта.
- Подбор литературы по данной теме.
Основной этап.
Игровая деятельность:
Дидактические игры: «Один - много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Третий лишний», «Угадай по описанию», «Птичья столовая», «Где чья тень», «Скажи наоборот».
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор» и «Путешествие в лес».
Подвижные игры: «Совушка», «Воробушки и автомобили», «Воробушки и кот», «Филин и пташки»
Беседы:
• «Как живут наши пернатые друзья зимой»
• «Меню птиц»
• «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой»
Наблюдение за птицами зимой.
• За синицами
• За вороной
• За снегирём
• За голубем
Чтение рассказов В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», А. Яшин «Покормите птиц зимой», С. Маршак «Где обедал воробей»,
Заучивание стихотворения «Покормите птиц зимой».
Отгадывание загадок. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.
Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах.
Художественное творчество.
Рисование. «Зимующие птицы»
Коллективная работа: Изготовление коллажа на тему «Птицы у кормушки».
Результаты реализации проекта :
-В результате у детей расширились знания о зимующих птицах;
-Повысился уровень любознательности, творческих способностей, познавательной активности;
-Удалось привлечь родителей к совместной деятельности с детьми;
-Дети узнали. как правильно подкармливать птиц;
-Дети научились сопереживать, появилось желание помогать птицам
Понедельник
Беседа: "Что мы знаем о зимующих птицах? ", чистоговорка «Дятел», Речевое упражнение «Скажи наоборот»
Вторник
Пальчиковая гимнастика «Стайка», просмотр учебного фильма «Зимующие птицы». Д\И «Подскажи словечко», разрезные картинки по теме
Среда
Чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь. Январь», П/И «Шустрая синица» Д\И «Чья тень?»Д\И «Птичья столовая» Рисование птиц по трафаретам
Четверг
Игра-инсценировка «Узнай птицу». Разучивание стихотворения «Покомите птиц зимой» Д/И «Прилетели птицы»
Пятница
Конспект НОД по ознакомлению с природой в старшей группе «Зимующие птицы»
Задачи: Способствовать формированию обобщенных представлений детей о зимующих птицах : умение узнавать птиц по внешнему виду и называть их, представление о видах питания зимующих птиц и способов добывания ими корма, особенности образа жизни. Стимулировать речевую активность детей. Продолжать развивать умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи, правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Способствовать развитию слухового восприятия, мышления, памяти, воображения, внимания.
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать интерес к жизни птиц, заботливое и доброжелательное отношение к птицам, и желание помочь им пережить суровое зимнее время; воспитывать экологическую культуру; воспитывать самостоятельность, эстетические эмоции. Продолжать воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и друг друга.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Птицы», наблюдение за птицами во время прогулок, на тему «Птицы» заучивали загадки, играли в игры. рассматривание картинок с птицами; прослушивание записей с голосами птиц; чтение художественной литературы: «Перелетные и зимующие птицы»
М. Борисенко, «Птичья столовая» В. Бианки, «Воробей и дятел, Совы.»
Н. Сладков, «Птицы-соседи», «Голубь» В. Корабельникова, «Сидит снегирь на ветке…» М. Пляцковский, «Зарумянились кустарники» Л. Татьяничева, «Скачет шустрая синица» А. Барто; беседы о птицах; НОД рисованием, на которой дети изображали птиц.
Материал и оборудование: Магнитные передвижные доски, иллюстрации с изображением зимующих птиц, конверты, карточки с изображением зимующих птиц, карточки с карманами расположенными в два ряда, предметные картинки с изображение корма птиц, посылка, плакат.
Ход занятия:
В: Ребята, посмотрите, сегодня у нас много гостей, давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение и утро было добрым.
А теперь посмотрите на меня, я хочу прочитать вам стихотворение.
(воспитатель читает детям стихотворение «Доброе утро»).
«Доброе утро» солнцу и птицам
«Доброе утро» улыбчивым лицам
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
В: Ребята, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, кто-то постучал к нам в окно. Я подошла к окну, открыла его, и в группу залетел голубь. В клюве он держал конверт с письмом. Прочитаем его!
(Воспитатель читает письмо).
«Дорогие ребята! Нам сейчас очень тяжело, холодно и голодно! Помогите нам, пожалуйста! Но сделать вы это можете только в том случае, если покажете свои знания о нас. До встречи на прогулке».
В: Чтобы помочь зимующим птицам, нужно лучше знать их образ жизни, повадки, знать, чем они питаются. Как вы думаете, справимся?
Поэтому я предлагаю вам посетить «Птичью выставку», где экскурсоводами будем мы с вами и покажем свои знания.
Пальчиковая гимнастика:
Прилетайте птички!
Сала дам синичке,
Приготовьте крошки,
Хлебушка немножко.
Эти крошки-голубям,
Эти крошки-воробьям.
Галки да вороны ешьте макароны.
Вы сейчас будете выходить по одному, выбирать изображение вашей любимой зимующей птицы и читать про нее стихотворение.
Дети выходят по одному, выбирают птицу и читают про нее стихи.
По тропинкам, по дорожкам
Скачет серый воробей.
Что он ищет? Ищет крошки
Для себя и для детей.
В: Как называется эта птица.
Д: Воробей.
В: Что вы знаете о воробье?
Д: Птица самостоятельная, но многие воробьи живут селятся в непосредственной близости от человека.
В: Какого цвета ее оперение?
Д: Ответы детей.
В: Чем питается воробей?
Д: Зимой птица ест все : семена растений, хлеб, зерна, крупу).
(Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ о воробье)
Д: Воробей – это маленькая, не унывающая птичка. Спинка у него коричневая с широкими продольными черными полосками. Хвост и крылья темно-бурые, украшенные рыжеватой каймой, горлышко черное. Они строят гнезда рядом с домами людей.
Картинка с изображением воробья помещается на доску.
Не сидит она на месте,
На хвосте приносит вести,
Может в них и мало прока.
Но горда собой сорока.
Картинка с изображением помещается на доску.
В:Как называется эта птица?
Д:Сорока.
В:Что вы знаете о сороке?
Д. В народе у нее очень много произвищ:сорока- белобока и даже сорока –воровка. Своим громким стрекотанием, она предупреждает лесных жителей об опасности.
В:Какое у нее оперенье.
Д:Белобокая, потому что по бокам перышки у сороки совсем белые, голова и крылья черные. Хвост тоже черный, но очень с красивым зеленоватым отливом.
В:Чем питается сорока?
Д:Сороки собираются в небольшие стайки, летают по садам, угощаются ягодами рябины, боярышника, облепихи.
Воспитатель: -Сорока- белобокая, длиннохвостая непоседа. Она очень любопытная. Увидит что – нибудь блестящее: стекло, монету, внимательно рассмотрит, а потом схватит и утащит в своё гнездо.
Пусть снег вокруг искрится,
А зимний ветер злится-
Поёт не уставая
Синица расписная.
Картинка с изображением синицы помещается на доску.
В: Как называется эта птица.
Д: Синица.
В: Что вы знаете о синице?
Д: Птица лесная, но зимой перебирается ближе к людям.
В: Какого цвета ее оперение?
Д: Ответы детей.
В: Чем питается синица?
Д: Зимой птица ест все : хлеб, зерна, сало, крупу).
(Воспитатель предлагает детям составить короткий рассказ о синице)
Д: Синица – это небольшая птичка с желтенькой грудкой, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
Физминутка:
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится,
Прыг-скок, прыг скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку.
Почесала клювом грудку.
И с дорожки на плетень
Тири-тири, тень-тень-тень.
Когда идёшь ты на прогулку,
Возьми с собой кусочек булки,
Будь добрым, корма не жалей,
Любите дети голубей.
В: Как называется эта птица?
Д: Голубь.
В: Какой окрас у голубя?
Д: Окраска у голубей бывает черной, каштановой, синей, светло-сизой (голубой, сиреневой, коричневой, желтой, красной, вишневой, пепельной, белой и др.
В: Голубь по размеру меньше или больше воробья?
Д: Голубь больше воробья.
В: Чем питаются голуби?
Д: Питаются семенами растений, зерновыми культурами).
В: «Голуби – это птицы, которых можно научить передавать письма. Для этого к лапкам голубя привязывают письмо, и он приносит его в определенное место – в свою голубятню. Во время войны голуби служили почтальонами и доставляли ценные письма адресатам. Голубь – одна из самых добрых и мирных птиц. За это люди избрали ее символом мира и дружбы. А веточка в клюве у голубя означает, что он несет добрую весть о мире и дружбе».
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря.
Чтоб в морозы и пургу
Не замёрз он на снегу.
В: Как называется эта птица?
Д: Снегирь.
В: Дети, как вы думаете, слово «снегирь» связано со словом «снег»?
Д: Нет, название «снегирь» птицы получили за ярко-красный оттенок брюшка.
В: Чем отличается по внешнему виду самочка снегиря от самца?
Д: Самки отличаются от самцов тем, что грудка у них не красного цвета, а бурого с серым оттенком).
В: Чем питаются снегири?
Д: Питаются снегири семенами, почками растений и ягодами, из которых выклевывают семечки. Птенцов они тоже кормят растительными кормами. Насекомых в пищу яркие птицы почти не употребляют.
Д: : Снегирь – самая зимняя птичка. Когда выпадает снег, снегирь повсюду становится очень заметным, благодаря своей красной грудке. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
Особа всем известная,
Она крикунья, местная.
Взлетит на ель зелёную
И смотрит словно с трона
Ворона.
Картинка помещается на доску.
В:Как называется эта птица?
Д:Ворона.
В: Как выглядит ворона?
Д:Ворона это крупная птица, она не выделяется яркостью окраски. Голова, клюв, горло, хвост и лапы у нее черные, а все остальное серое.
В: Чем питается ворона?
Д: Ворона всеядная- она очень любит свалки, ведь там всегда можно поживится.
Воспитатель: -Ворона – хитрая, ловкая и находчивая птица. В каждой стае одна из ворон выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности. Тело вороны серого цвета, а вот голова, крылья и хвост- чёрные.
Дятел – врач лесного царства,
Дятел лечит без лекарства.
Лечит липы, клёны, ели,
Чтоб росли и не болели.
Картинка помещается на доску.
В: Как называется эта птица?
Д: Дятел.
В: Какой окрас у дятла?
Д: У самца на голове красивая ярко-красная «шапочка», а у самочки дятла ее нет.
В: Почему дятел в лесу часто стучит по дереву?
Д: Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
В: Чем питаются дятлы?
Д: Ответы детей
Д: Дятел - это очень трудолюбивая и умная птица. В народе его называют "лесным доктором". Живут дятлы в дремучих лесах, держаться на деревьях и очень редко спускаются на землю. Добывают корм острым крепким клювом. Любят семена еловых и сосновых шишек.
В:Как вы думаете какие голоса подают птицы?
Воробей – чирикает,
Сорока - трещит,
Синица –свистит,
Снегирь - посвистывает,
Голубь – воркует,
Ворона –каркает,
Дятел – стучит.
- А сейчас я предлагаю послушать голоса птиц.
Воспитатель: -Ребята, давайте поиграем в игру на внимание: «Какой птички не стало?» Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одну картинку и спрашивает детей, когда они открывают глаза: «Какая птичка улетела?»
Дидактическая подвижная игра «На кормушке»
Воспитатель. Сейчас мы с вами поиграем. На столе лежат картинки птиц, подойдите, пожалуйста, и возьмите ту птицу, которая вам понравилась.
Дети подходят, берут птицу и садятся на своё место.
Воспитатель. Представьте, ребята, что вы - птицы. Я читаю стихотворение, та птица, которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» (дети прикрепляют птицу на магнитную доску - кормушку) .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду,
А в четверг со всех краёв
Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом.
Воспитатель: -Зима – очень трудное время года для птиц, особенно если она морозная и снежная. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? Какой корм любят птицы? Посмотрите, что у нас тут спрятано? (кормушка, на подносе сало, просо, семечки, хлебные крошки, конфета)
-Назовите одним словом то, что лежит на подносе.
Посмотрите внимательно, что у нас тут лишнее? Почему?
Давайте корм переложим на кормушки, и, когда пойдем гулять, вынесем кормушку на участок, пусть птицы кушают. И будем каждый день подсыпать корм в кормушку. Хорошо?
Вот ребята, как много интересного вы знаете о зимующих птицах.
С нашей помощью они все обязательно доживут до весны!
В: По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«СПАСИБО ВАМ ВЕЛИКОЕ»
Итог занятия:
1. О ком мы сегодня беседовали?
2. Каких вы знаете зимующих птиц?
Ребята, что вам больше всего понравилось?
А в каких заданиях вы испытывали затруднения?
Я надеюсь, что вы расскажите своим друзьям и родителям, о том как надо заботиться зимой о птицах.
А я вам приготовила подарок картинки
Презентация проекта «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»