Алина Алексеенко
Образовательный проект «Путешествие в страну LEGO WeDo»
Общая характеристика проекта
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Благодаря разработкам компании LEGO и FUN S BOT на современном этапе появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.
Публикация «Образовательный проект „Путешествие в страну LEGO WeDo“» размещена в разделах
Конструирование для дошкольников – важный продуктивный вид деятельности по моделированию как реально существующих, так и вымышленных самими детьми объектов. В этом смысле уникальным явлением в мире игр для всех детей, позволяющим общаться без проблем на одном универсальном языке – языке игры, является конструктор LEGO. Он дает возможность ребенку не только собрать игрушку, но и поиграть с ней, видоизменять ее, преобразовывать, исходя из собственного замысла и фантазии или в соответствии с заданием, инструкцией.
Игра с мелкими деталями способствует развитию мелкой моторики, стимулирует развитие активной речи, воображения, творческих способностей. Применение в работе LEGO способствует сплочению детского коллектива, формированию чувство симпатии друг к другу, умение совместно решать задачи, распределять роли, объяснять важность данного конструктивного решения.
Исследования Л. П. Лурия, Н. Н. Поддьякова, А. Н. Давидчик, Л. А. Парамоновой показывают, что конструирование предметов из LEGO-деталей – является великолепным средством для интеллектуального и творческого развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы и выявления практического состояния изучаемой проблемы нами было выявлено, что недостаточно использованы возможности LEGO-конструирования как средства формирования первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Противоречие: между задачей развития первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования и недостаточным использованием возможностей для ее решения.
Проблема: каковы возможности LEGO-конструирования как средства формирования первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста?
Цель: развитие первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на основе LEGO-конструирования.
Объект:первоначальные, конструкторские и творческие способности у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: возможности использования образовательной робототехники в ДОУ.
Задачи:
1. Формировать конструкторские знания, умения и навыки по средствам моделирования и программирования с помощью конструктора LEGOEducationWeDO.
2. Повышать педагогическую компетентность воспитателей и сотрудников ДОУ в области познавательного развития и образовательной робототехники.
3. Развивать интерес родителей к LEGO-конструированию через организацию активных форм совместной работы родителей и детей.
Этапы реализации
Подготовительный этап
Апрель-июнь 2021. Проведение анкетирования для родителей и педагогов «Робототехника, как средство развития первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»; Выявление знаний родителей и педагогов ДОУ об образовательной робототехнике и её возможностях.
Изучение теоретического материала. Расширение знаний связанных с развитием первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ имеющихся условий Изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ.
Оформление стендового материала для родителей Повышение интереса родителей к LEGO-конструированию.
Разработка плана занятий и мероприятий Обогащение методического материала
Организация начального материально-технического обеспечения LEGO –кабинета. Обогащение предметно-развивающей среды
Основной этап
Сентябрь 2021 – май 2022. Реализация комплекса запланированных мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями. Развитие технического творчества и навыков конструирования детей старшего дошкольного возраста.
Заключительный этап
Май 2022 – июнь 2022. Проведение повторного анкетирования родителей и педагогов «Робототехника, как средство развития первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста». Выявление знаний родителей и педагогов об образовательной робототехнике и её возможностях в развитии первоначальных, конструкторских и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Создание общей выставки «Дети в мире роботов» Ознакомление родителей и сотрудников ДОУ с результатами работ по робототехнике.
Организация родительского собрания в форме круглого стола «Знаем всё о робототехнике» Проверка знаний родителей в области образовательной робототехники.
Проведение открытого занятия для педагогов «Углубленное изучение работы с конструктором LEGOWeDO». Повышение компетентности педагогов в образовательной робототехнике.
Тематический план работы с детьми старшего дошкольного возраста по техническому конструированию и робототехнике
Сентябрь. Тема: «Страна LEGO»
1. Знакомство детей с деталями, интерфейсом.
2. Занятие по сборке интерфейса. 1. Знакомство детей с деталями и их названиями, назначениями и способами крепления.
2. Формирование знаний о технике безопасности и представлений о работе конструктора LEGO.
Октябрь. Тема: «Механизмы»
1. «Танцующие птицы»
2. «Танцующие птицы»
3. «Вертушка»
4. «Вертушка» 1. Формирование умения детей работать с конструктором LEGOEducationWeDO по предложенным инструкция сборки модели.
2. Постройка, программирование и изменение поведения путем использования датчиков.
Ноябрь. Тема: «Зоопарк»
1. «Обезьяна-барабанщица»
2. «Обезьяна-барабанщица»
3. «Голодный аллигатор»
4. «Голодный аллигатор»
1. Формирование умение конструировать модели механизмов из деталей конструктора Lego «WeDo» по инструкции, расширять словарный запас.
2. Формирование знаний о работе разных видах передач конструктора.
3. Программирование моделей и усложнение их поведения.
Декабрь. Тема: «Зоопарк»
5. «Рычащий лев»
6. «Рычащий лев»
7. «Порхающая птица»
8. «Порхающая птица» 1. Развитие конструкторских способностей обучающихся при создании моделей из Lego «WeDo» при использовании инструкции по сборке модели.
2. Совершенствование знаний в названии деталей конструктора LEGO WEDO; расширение знаний о работе зубчатой и кулачковой передач.
3. Совершенствование навыков использования датчика движения в сборке конструктора.
Январь. Тема: «Футбол»
1. «Нападающий»
2. «Нападающий»
3. «Вратарь» 1. Формирование умение работать с деталями конструктора LEGO WEDO, программировать рабочую модель, упражнять в самостоятельном конструировании постройки по схеме.
2. Развивитие мелкой моторики, элементы логического мышления, внимания, конструкторские навыки.
Февраль Тема: «Соревнования»
4. «Вратарь»
5. «Ликующие болельщики»
6. «Ликующие болельщики»
1. Активизация словарного запаса детей.
2. Расширение знаний детей о особенностях работы механизмов в постройках.
3. Усложнение поведения путём установки на модель датчика расстояния и программирования системы автоматического ведения счёта игры.
Март. Тема: «Приключения»
1. «Непотопляемый парусник»
2. «Непотопляемый парусник»
3. «Спасение от великана» 1. Развитие конструкторских способностей обучающихся.
2. Формирование знаний об особенностях работы датчика наклона.
3. Развитие творческих способностей.
Апрель. Тема: «Спасатели»
4. «Спасение от великана»
5. «Спасение самолета»
6. «Спасение самолета» 1. Формирование знаний о работе червячной передачи.
2. Овладение детьми навыками конструирования.
3. Обогащение знаний детей о работе конструктора LEGOEducationWeDO.
4. Развитие чувства коллективизма.