Людмила Кустова
Образовательный проект «Природа — наш дом» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательный проект «Природа- наш дом»
(экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Актуальность
Наш общий дом, это Планета Земля. И мы живущие в ней, должны бережно и заботливо относиться к ней. В настоящее время, проблема экологического взаимодействия человека и природы на окружающую среду стала очень острой. Планету может спасти лишь деятельность человека. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования- глубокое понимание законов природы, учет многочисленных взаимодействий в сообществах, а также осознания того, что человек- это всего лишь часть природы.
Публикация «Образовательный проект „Природа — наш дом“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2021
Экологическая проблема вырастает в проблему предотвращения отрицательного воздействия человека на природу, в сознательно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Тесное взаимодействие осуществимо при сознании в каждом человеке высокого уровня экологической культуры и сознания, формирование которых начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Чтобы сохранить природу на планете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Формирование экологического сознания- важнейшая задача дошкольных образовательных учреждений. На сегодняшний день экологическая ситуация такова, что больше нельзя обойтись без больших и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни. Начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в этот период дети приобретают умения и навыки, которые в дальнейшем преобразуются в прочные знания.
Дошкольный период, является начальным этапом становления человеческой личности, а также самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этом возрасте дети начинают выделять себя из окружения, развивается эмоционально- ценное отношение к окружающей среде и формируются основы нравственно- экологических позиций личности, которые выделяются во взаимодействиях дошкольника с природой. Благодаря чему у детей формируются способности к экологическим знаниям нормам и правилам взаимодействия с природой, а также воспитание сопереживания к ней и активности в решении некоторых проблем.
От того, как малыш научится видеть и мыслить окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет исполнять, какие поступки совершать. Восприятия человеком основ окружающего мира закладываются через объединенную творческую деятельность взрослых и детей, как в детском саду, так и в семье.
Детский сад является начальным звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у детей основ культуры рационального природопользования.
За содержащую основу экологического проекта взята комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» (авторы:О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова, А. Г. Гогоберидзе и др.).
Цель: формирование у детей правильных экологических представлений о природе, гуманное отношение к окружающей среде и стремление к созданию условий для формирования у дошкольников элементов экологической культуры.
Задачи:
образовательные:
• формировать у дошкольников основные представления о живой и неживой природе;
• формировать представление об экосистемной организации природы Земли в условиях обитания человека;
оздоровительные:
• укреплять и охранять здоровье детей;
• развивать умение правильно использовать природные ресурсы для развития личности.
воспитательные:
• воспитывать у детей разумное, внимательное, а также бережное отношение к окружающей природе;
• формировать навыки экологической грамотности и нравственного поведения в природе.
развивающие:
• развивать понимание взаимосвязей и взаимопомощь между детьми и взрослыми. Потребность в постоянном саморазвитии.
• развивать у дошкольников первоначальные географические представление
Проблема: Ухудшение экологического состояния нашей планеты требует
от нас, живущих людей, понимания сложившейся ситуации. Бережное, грамотное отношение к природе, может вывести планету из того состояния экологической катастрофы. Таким образом, проблема воспитания детей – актуальна на данный момент.
Новизна проекта: Новизна проекта заключается в том, что основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является активное участие подрастающего поколения и взрослых в повседневную жизнь. Используя новые для подрастающего поколения технологии, можно обеспечить эту активность, дающую положительные результаты. Данный проект переплетается со многими видами деятельности: социализация, труд, социальный мир и предметное окружение, безопасность, развитие речи, изобразительную деятельность. Проект позволяет педагогам, детям и их родителям заниматься любимым занятием и одновременно приносит огромную пользу окружающему миру.
Практическая значимость проекта: Одним из важных методов познания явлений окружающего мира является: метод детского экспериментирования. Этот метод позволяет поддерживать детскую познавательную активность в условиях дошкольного учреждения и семьи и актуален по ряду причин:
–во-первых, самостоятельно действовать в самых необычных обстоятельствах, основываясь на нестандартность мышления ;
– во-вторых, помогает найти дошкольнику ранний социальный позитивный опыт реализации личных замыслов;
– в-третьих, к моменту взросления ребенок научиться решать такие сложные вопросы как: уметь определять проблему и ставить вопросы, уметь приводить доводы и делать выводы, высказывать соображения и строить дальнейшие планы по их проверке.
Направления деятельности:
Познавательно- развивающее направление ставит целью знакомство детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, влияние деятельности людей на эти компоненты в занимательной форме.
Практическое направление - изучение флоры и фауны окружающего мира, связанное с практическими делами (посадка семян овощей, подкормка животных и птиц и др.).
Исследовательское направление выполняется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов). Основное содержание проекта:
Тип проекта: познавательно- исследовательский, практико- ориентировочный.
Методы и приемы работы:
Наглядные методы: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов и диафильмов; целевые прогулки; показа сказок (педагогом, детьми); проведение дидактических игр.
Словесные методы: рассказ воспитателя, рассказ ребенка, беседа, чтение художественных произведений о природе и экологических сказок.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, экологические интеллектуальные игры, дидактических, игр - драматизаций и др.); загадывание загадок;
Практические методы: опыты, поисково- исследовательская деятельность, труд, моделирование.
Целевая аудиторияУчастники проекта: дети старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Количество участников: воспитанники группы детского сада без специального отбора.
Возраст детей: проект рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Условия реализации образовательного проекта: проект разработан на один год; предназначен для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).
Формы организации деятельности детей:групповая.
Ресурсы:
Познавательно-информационное обеспечение проекта:
Консультации для родителей воспитанников;
Консультации для педагогов МДОУ;
Дидактический и демонстрационный материал;
Методическая литература;
Художественная литература;
Материал и оборудование
для опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками.
Материальное обеспечение проекта.
Предметно - пространственная среда, наглядный и демонстрационный материал, библиотека книг с экологическим содержанием, телевизор, экран, проектор, магнитофон, уголок экологической направленности.
План реализации проекта:
1 этап: Организационно-подготовительный
1. Постановка проблемы.
2. Опрос детей и диагностирование детей.
3. Определение темы, целей, задач проекта.
4. Составление плана реализации проекта.
5. Подбор и изучение методического материала.
6. Создание условий для организации работы
2 этап: Основной
1. Проведение комплекса мероприятий по теме проекта.
2. Совместная деятельность воспитателя и детей с учетом интеграции. 3. Познавательно-исследовательская и практическая деятельность
детей по изучению объектов живой и неживой природе.
3 этап: Заключительный
1. Обобщение и анализ результатов, полученных в процессе практической и исследовательской деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
Дети:
1. Сформируются представления об экологических знаниях и экологической культуры.
2. Сформируется сознание важности природоохранных мероприятий и представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
3. Сформируются навыки правильного поведения в природной среде.
4. Расширится чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы.
5. Сформируется эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой.
6. Научатся простейшей экспериментальной деятельности с объектами живой и неживой природы.
Педагоги:
1. Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
2. Повышение профессионализма.
3. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе.
Родители:
1. Раширятся и обогатятся знания по экологическому воспитанию детей.
2. Повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы и повысится экологическая культура родителей.
3. Создание единого воспитательно-образовательного пространства в детском саду и семьи по экологическому воспитанию детей.
Вывод
Во время реализации проекта мы пришли к выводу, что создание развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию игровых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Проект способствует формированию эмоционально- положительных отношений к окружающему миру, умение видеть окружающую красоту и неповторимость, развитие эстетических чувств у детей, педагогов, родителей.
Дети имеют первоначальные знания, и понимания того, что в природе все взаимосвязано и разрыв какой-то связи ведет за собой другие изменения. Разработанные приемы и методы сотрудничества педагогического состава детского учреждения и родителей способствовала у дошкольников
Анализ проведённой работы позволяет убедиться в целесообразности и эффективности построения педагогического процесса в соответствии с поставленной целью и задачами.
Перспективный план работы с родителями:
Cентябрь. Анкетирование родителей по организации экологического воспитания дома.
Цель: выявить уровень
экологических знаний у родителей
Сентябрь-октябрь. Проведения мероприятия: «Посадка саженцев деревьев в чистом дворе.»
Цель: активировать совместные действия и умения родителей и детей, формирование представлений о чистоте окружающей среды о важной составляющей здоровья человека.
Ноябрь. «А у нас во дворе».
Изготовление знака «Не сорите», «Фотогазета», а также
сбор книг о природе в книжный уголок.
Цель: обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе, подать пример доброго отношения ко всему что нас окружает.
Декабрь. Фотовыставка новогодней ели во дворе и на своей экологической тропе. «Кто дружит с елью?»
Цель: Помочь родителям анализировать поведение детей в общении с природой и бережному отношению к елям.
Январь. Знакомство с народной мудростью: пословицами, поговорками о бережном отношении к природе.
Цель: установить доверительные отношения между детьми и родителями, педагогами, объединить их в одну команду.
Февраль- март. Консультативный пункт: консультация: «Первые шаги в воспитании экологической культуры в семье»
Цель: создать условия для сотрудничества детей и родителей, их эмоционального и психологического сближения.
Дать первоначальные знания об окружающей среде, ее значение для человека
Апрель. «Огород на окошке» (дикорастущие и культурные растения)
Консультация: «Учите детей беречь природу»
Цель: обогатить и уточнить знания детей о выращивании растений дома совместно с родителями. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для успешного развития растений.
Май. «Прогулка всей семьей в лес»
Папка-раскладушка
Цель: расширение педагогического кругозора родителей.
Перспективный план работы с педагогами:
Сентябрь-ноябрь. Семинар-практикум:
Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по экологическому образованию детей в процессе ознакомления с природой.»
Цель: Совершенствовать профессиональную подготовку педагогов в работе с детьми и их родителей. Создать условия для развития творческого потенциала педагогов.
Декабрь-февраль. Консультация: «Внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Цель: Ознакомление педагогов с методами и формами организации работы с родителями по экологическому воспитанию детей.
Март-май. Разучивание стихов птицах. Изготовление птичьих кормушек, развешивание по экологической тропе.
Цель: воспитывать чуткое отношение к птицам, желание помогать им.
Сентябрь
2 неделя. «Времена года», «Растения в нашем уголке природы», Способствовать обогащению и обобщению знаний детей о комнатных растениях. Воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями. Активизировать словарь. Лейка, салфетки, тазики и др. Беседа о растениях.
Рассматривание растений.
Дидактические игра: «Про растения», «Собери картинки в ряд».
Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву поливать и рыхлить»
Ноябрь
4 неделя «Птицы» «Птицы осенью» Способствовать развитию представлений и знаний детей о птицах; развитию познавательного интереса ко всему живому; воспитывать потребность и необходимость заботливого отношения к птицам. Кормушки, семечки, зерна. Обобщающая беседа о птицах, чтение стихотворений, отгадывание загадок.
Январь
2 неделя «Животные» «Дикие животные зимой» Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о жизни лесных зверей. Иллюстрации, картинки. Чтение стихотворений, творческие задания, подвижная игра: «зайцы и волк», беседы.
Март
4 неделя «Круговорот воды в природе» «Кому нужна вода» Способствовать уточнению и представлений детей о том, что вода_ ценный продукт, она необходима всем живым существам. Воспитывать бережное отношение к воде. Глобус
энциклопедия Рассматривание глобуса, рассматривание картины «Круговорот воды в природе», игра «Кому нужна вода»
Май
2 неделя «Все о лесе» «Лес- многоэтажный дом» Способствовать развитию умения различать растения по стволам, веткам, плодам, листьям; воспитывать бережное отношение к растительному миру. Дидактические картинки, иллюстрации, книги. Рассматривание схемы «Лес- многоэтажный дом», дидактическая игра «Семена», «Что помогает растениям расти?»
Педагогический мониторинг по экологическому воспитанию.
1. Имеет представления о временах года, об их наиболее характерных признаках и явлениях природы.
2. Имеет представления о правильных способах взаимодействия с живыми и неживыми объектами природы.
3. Имеет представления о воде: свойствах и видах существования в окружающей среде.
4. Имеет представления о пернатых своей местности.
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид;
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства;
3 балла называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 20 до 14-высокий уровень
От 14 до 6-средний уровень
От 6 до 0-низкий уровень
Список использованных источников:
1. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста дошкольного возраста (тест)- СПб. :» Детство-Пресс»,2010-496с. (Библиотека программа «Детство»)
2. Кондратьева Н. Н. / «Мы». Программа экологического образования детей. СПб, «Детство – пресс», 2000 г. – с. 240;
3. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 1995. – с. 160;
4. Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации., М. : АРКТИ, 2010 г., с 64.;
5. Рыжова Н. А. «Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 год, с. 128.;
6. Субботский Е. В. «Ребенок открывает мир. Книга для воспитателей детского сада» – М. : Просвещение, 1991 г. с 207.»
7. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду».- М: Мозаика-Синтез. 2008
8.«Экологические занятия с детьми 6-7 лет»
9. Материал интернет- сайтов.