Марина Волкова
Образовательный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей«
Актуальность темы:
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.
Публикация «Образовательный проект „Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей„» размещена в разделах
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
На рубеже 60-70 годов XX века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.
Сказка – это повествовательное народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).
Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.
Терапия – уход, забота, лечение.
В научно-педагогической литературе сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказками).
Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие - та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.
Объект проекта : создание вокруг детей старшего дошкольного возраста потребности и желания самостоятельно и нестандартно решать новые жизненные проблемы через творчество.
Предмет проекта : повышение интереса детей к творчеству через разнообразные формы и методы сказкотерапии.
Цель проекта : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.
Задачи:
Образовательные :
1. Формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;
2. Формирование практических навыков и умений двигательного воображения.
Развивающие :
1. Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;
2. Развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);
3. Совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.
Воспитательные:
1. Воспитание интереса к сказкам;
2. Воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.
Проект реализуется в три этапа:
1. Организационный этап.
1. Определение цели и задач проекта, создание условий для реализации проекта «Сказкотерапия, как средство творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
2. Обсуждение темы проекта с родителями.
3. Формирование интереса у родителей к развитию у детей творческих способностей через сказкотерапию.
4. Подбор художественной литературы.
5. Помощь родителей в создании условий для реализации проекта (предоставление литературы (сказок) с красочными иллюстрациями, настольных театров); изготовление атрибутов, костюмов и декораций.
6. Проведение поисковой работы по подбору недостающего материала (художественной литературы, наглядно-иллюстративного материала, изготовление дидактических игр).
2. Основной этап (перспективный план работы)
№
п/п
Тема Цель Форма работы Месяц
1 Знакомство со сказкой «Заяц - хвастун» Познакомить детей с действием сернации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте, развитие творческого воображения и речи.
8 занятий:
1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;
2. Раскаладываем картинки;
3. Замещаем персонажей сказки;
4. Моделируем сказку;
5. Разыгрываем сказку;
6. Рассказываем фрагменты сказки;
7. Рассказываем всю сказку;
8. Разыгрывкм сказку с помощью фитбол-мячей (здоровьесберегающая
технология)
сентябрь
2 Сказка с шумовым сопровождением «Заяц в лесу» Комплексное развитие ребенка : мелкой моторики, слуховой памяти, творческой фантазии; формирование навыков сотрудничества и сотворчества.
Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты. октябрь
3 «Просто так» (стретчинг с элементами сказкотерапии) Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения. Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок.
ноябрь
4 Сказка «Котофей Котофеевич» Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:
1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;
2. Раскладываем картинки;
3. Подбираем предметы по величине;
4. Моделируем сказку;
5. Разыгрываем сказку;
6. Рассказываем фрагменты сказки;
7. Рассказываем всю сказку;
8. Разыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек».
декабрь
5 «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем».
«Звери шли к теремку и оставили следы». Развитие воображения и мышления, закрепление пройденного материала (сказка «Теремок», развитие творческого воображения.
Семейное словотворчество.
Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу). январь
6 Сказка «Три поросенка». Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:
1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;
2. Раскладываем картинки;
3. Подбираем предметы по величине;
4. Моделируем сказку;
5. Разыгрываем сказку;
6. Рассказываем фрагменты сказки;
7. Рассказываем всю сказку;
8. Разыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек».
февраль
7 «Моя любимая сказка».
Сказка «Царевна - лягушка». Учить выражать свое отношение к героям, изображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию.
Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения.
Изобразительная деятельность. март
8 Игровые занятия: «Сказка за сказкой»; «Сказка по кругу» (с мячом»; «Вы попали в сказку»; игра-танец «Мы из сказки»; игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки). Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа.
Учить рассказывание новой сказки, передавая мяч друг другу.
Развивать творческое мышление детей.
Учить выполнять ритмико-двигательные движения, проявляя творческую импровизацию.
Игровая деятельность.
Художественная деятельность. апрель
9 Игровая деятельность:
д/ игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». Закрепить знания о героях сказки.
Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки.
Игровая деятельность. апрель
10
Аппликация: пригласительная открытка на спектакль. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений.
май
11 «Фит-бол сказки» (придумывание детьми и родителями). Развитие двигательного воображения, творческого мышления.
Художественная деятельность. май
3. Заключительный этап.
Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными результатами, обобщение материалов проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
1. Формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передача их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);
2. Формирование практических навыков и умений двигательного воображения;
3. Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, музыкальной и игровой);
4. Выразительное исполнение монологов, диалогов. Реплик;
5. Овладение навыками публичных выступлений;
6. Формирование устойчивого интереса к сказкам;
7. Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей.
Работа с родителями:
№
п/п
Форма работы Тема Сроки
1 Консультация на информационном стенде. «Роль сказки в жизни ребенка» сентябрь
2 Работа библиотеки «В помощь родителям». «Играем в сказку» (сборник д/игр, заданий, вопросов, аудиосказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок).
сентябрь - октябрь
3 Консультация. «Речевые игры по мотивам русских народных сказок».
ноябрь
4 Консультация – практикум. «Сказки на кончиках пальцев».
ноябрь
5 Консультация в форме презентации. «Вкусная сказка из теста».
декабрь
6 Семейное словотворчество. «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем».
январь
7 Родительская мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля). Мастерская для театра. февраль - март
8 Изготовление театральной афиши
(детско-родительское творчество.
«Спешите видеть!»
апрель
9 Фоторепортаж. «Готовимся к спектаклю».
май
10 Просмотр спектакля и отзывы
родителей на премьеру
«Мы спектакль посмотрели…» май
Методическое обеспечение проекта :
- программная литература по проектированию : Романова Т. А.
«Проектирование развития ДОУ»;
- методические рекомендации по сказкам : «Заяц - хвастун», «Котофей Котофеевич», «Три поросенка» (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса);
- методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература; наглядные пособия; дидактические игры; аудио-сказки; подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок; подборка консультаций для родителей;
- теле-, видео-, аудиоаппаратура;
- компьютер, принтер, ксерокс;
- канцтовары;
- выставочные стеллажи;
- театральные реквизиты по сказкам, набор театральных костюмов;
- разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театра кружек»;
- спортивное оборудование: гимнастические коврики, мячи «Су-Джок», фитболы.
Список используемой литературы:
1. Агапова И. А. «Театрализованные занятия и игры в детском саду» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : Аркти, 2010. – 144с.
2. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.
3. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.
4. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «три поросенка» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.
5. Капская А. Ю. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик / СПб. Речь; М. : Сфера, 2008. – 221с.
6. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» / О. А. Новиковская. – СПб. : Паритете. 2007. – 1121с.
7. Посашкова И. П. «Организация творческой деятельностидетей 3-7 лет» / И. П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 176с.
8. Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии» / Н. А. Сакович. / СПб. : Речь, 2004. – 224с.