МААМ-картинки

Образовательный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей«

Марина Волкова
Образовательный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей«

Актуальность темы:

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной, креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь зависит от адекватного подбора содержания и применения педагогически выверенных методов и средств.

Публикация «Образовательный проект „Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей„» размещена в разделах

На рубеже 60-70 годов XX века появился уникальный метод работы с внутренним миром ребенка – сказкотерапия, разработанный М. Эриксоном.

Сказка – это повествовательное народнопоэтическое произведение о вымышленных мирах и событиях, преимущественно с участием волшебных сил (Ожегов).

Мудрецы говорят, что самое главное – напитать душу ребенка добром. Наверное, это и есть главная задача сказок.

Терапия – уход, забота, лечение.

В научно-педагогической литературе сказкотерапия – это забота об эмоциональном и психологическом здоровье личности средствами народнопоэтических произведений (т. е. сказками).

Цель метода сказкотерапии – активизация творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.

Секрет метода заключается в том, что в сказкотерапии важно последствие - та мощная сила, стимулирующая развитие личности. Развитие, не зависящее от психолога – собственное развитие.

Объект проекта : создание вокруг детей старшего дошкольного возраста потребности и желания самостоятельно и нестандартно решать новые жизненные проблемы через творчество.

Предмет проекта : повышение интереса детей к творчеству через разнообразные формы и методы сказкотерапии.

Цель проекта : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Задачи:

Образовательные :

1. Формирование понимания эмоционального состояния героев сказок и своего собственного;

2. Формирование практических навыков и умений двигательного воображения.

Развивающие :

1. Развитие навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов;

2. Развитие детского творчества в различных видах деятельности (продуктивная, речевая, художественная, игровая);

3. Совершенствование навыков связной (диалогической, монологической) речи детей.

Воспитательные:

1. Воспитание интереса к сказкам;

2. Воспитание умения совместно работать над постановкой, выступать вместе с коллективом сверстников.

Проект реализуется в три этапа:

1. Организационный этап.

1. Определение цели и задач проекта, создание условий для реализации проекта «Сказкотерапия, как средство творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

2. Обсуждение темы проекта с родителями.

3. Формирование интереса у родителей к развитию у детей творческих способностей через сказкотерапию.

4. Подбор художественной литературы.

5. Помощь родителей в создании условий для реализации проекта (предоставление литературы (сказок) с красочными иллюстрациями, настольных театров); изготовление атрибутов, костюмов и декораций.

6. Проведение поисковой работы по подбору недостающего материала (художественной литературы, наглядно-иллюстративного материала, изготовление дидактических игр).

2. Основной этап (перспективный план работы)

п/п

Тема Цель Форма работы Месяц

1 Знакомство со сказкой «Заяц - хвастун» Познакомить детей с действием сернации (выстраивание объектов в порядке возрастания и убывания какого-либо признака) – одно из первых мыслительных действий в дошкольном возрасте, развитие творческого воображения и речи.

8 занятий:

1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;

2. Раскаладываем картинки;

3. Замещаем персонажей сказки;

4. Моделируем сказку;

5. Разыгрываем сказку;

6. Рассказываем фрагменты сказки;

7. Рассказываем всю сказку;

8. Разыгрывкм сказку с помощью фитбол-мячей (здоровьесберегающая

технология)

сентябрь

2 Сказка с шумовым сопровождением «Заяц в лесу» Комплексное развитие ребенка : мелкой моторики, слуховой памяти, творческой фантазии; формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Чтение сказки, используя между паузами звуковые эффекты. октябрь

3 «Просто так» (стретчинг с элементами сказкотерапии) Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти, творческого мышления и воображения. Специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме под речитатив сказок.

ноябрь

4 Сказка «Котофей Котофеевич» Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:

1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;

2. Раскладываем картинки;

3. Подбираем предметы по величине;

4. Моделируем сказку;

5. Разыгрываем сказку;

6. Рассказываем фрагменты сказки;

7. Рассказываем всю сказку;

8. Разыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек».

декабрь

5 «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем».

«Звери шли к теремку и оставили следы». Развитие воображения и мышления, закрепление пройденного материала (сказка «Теремок», развитие творческого воображения.

Семейное словотворчество.

Игры на прогулке (дети оставляют следы на снегу). январь

6 Сказка «Три поросенка». Развитие мышления, творческого воображения и речи. 8 занятий:

1. Читаем сказку и отвечаем на вопросы;

2. Раскладываем картинки;

3. Подбираем предметы по величине;

4. Моделируем сказку;

5. Разыгрываем сказку;

6. Рассказываем фрагменты сказки;

7. Рассказываем всю сказку;

8. Разыгрываем сказку с помощью кукольного театра или «театра кружек».

февраль

7 «Моя любимая сказка».

Сказка «Царевна - лягушка». Учить выражать свое отношение к героям, изображать свои эмоции в рисунках, формировать и развивать творческий замысел и фантазию.

Укрепление здоровья, развитие двигательной памяти и творческого воображения.

Изобразительная деятельность. март

8 Игровые занятия: «Сказка за сказкой»; «Сказка по кругу» (с мячом»; «Вы попали в сказку»; игра-танец «Мы из сказки»; игры в уголке ряженья (переодевание в костюмы персонажей сказки). Продолжать знакомить детей с разными чертами характера литературного персонажа.

Учить рассказывание новой сказки, передавая мяч друг другу.

Развивать творческое мышление детей.

Учить выполнять ритмико-двигательные движения, проявляя творческую импровизацию.

Игровая деятельность.

Художественная деятельность. апрель

9 Игровая деятельность:

д/ игры: «Узнай сказку», «Собери сказку», «Кто лишний», «Узнай по силуэту». Закрепить знания о героях сказки.

Учить по силуэту, характерной форме узнавать сказочных героев, описывать их внешний вид и характерные признаки.

Игровая деятельность. апрель

10

Аппликация: пригласительная открытка на спектакль. Воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности, желание создавать открытки-приглашения для родителей, поддерживать стремление проявлять свою творческую фантазию, воображение в изготовлении приглашений.

май

11 «Фит-бол сказки» (придумывание детьми и родителями). Развитие двигательного воображения, творческого мышления.

Художественная деятельность. май

3. Заключительный этап.

Включает в себя сбор и обработку методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными результатами, обобщение материалов проекта.

Ожидаемые результаты проекта :

1. Формирование у детей понимания эмоционального состояния героев сказок и передача их образов, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию);

2. Формирование практических навыков и умений двигательного воображения;

3. Развитие творческих способностей в различных видах деятельности (художественной, музыкальной и игровой);

4. Выразительное исполнение монологов, диалогов. Реплик;

5. Овладение навыками публичных выступлений;

6. Формирование устойчивого интереса к сказкам;

7. Формирование команды единомышленников: педагогов, детей и родителей.

Работа с родителями:

п/п

Форма работы Тема Сроки

1 Консультация на информационном стенде. «Роль сказки в жизни ребенка» сентябрь

2 Работа библиотеки «В помощь родителям». «Играем в сказку» (сборник д/игр, заданий, вопросов, аудиосказок, игровых ситуаций по сюжетам сказок).

сентябрь - октябрь

3 Консультация. «Речевые игры по мотивам русских народных сказок».

ноябрь

4 Консультация – практикум. «Сказки на кончиках пальцев».

ноябрь

5 Консультация в форме презентации. «Вкусная сказка из теста».

декабрь

6 Семейное словотворчество. «Сказки вместе сочиняем, а потом мы в них играем».

январь

7 Родительская мастерская (изготовление атрибутов, костюмов, декораций для спектакля). Мастерская для театра. февраль - март

8 Изготовление театральной афиши

(детско-родительское творчество.

«Спешите видеть!»

апрель

9 Фоторепортаж. «Готовимся к спектаклю».

май

10 Просмотр спектакля и отзывы

родителей на премьеру

«Мы спектакль посмотрели…» май

Методическое обеспечение проекта :

- программная литература по проектированию : Романова Т. А.

«Проектирование развития ДОУ»;

- методические рекомендации по сказкам : «Заяц - хвастун», «Котофей Котофеевич», «Три поросенка» (Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса);

- методические разработки «Занимательный материал» (художественная литература; наглядные пособия; дидактические игры; аудио-сказки; подборка речевых, подвижных игр, упражнений с массажным мячом по мотивам русских сказок; подборка консультаций для родителей;

- теле-, видео-, аудиоаппаратура;

- компьютер, принтер, ксерокс;

- канцтовары;

- выставочные стеллажи;

- театральные реквизиты по сказкам, набор театральных костюмов;

- разные виды театра: кукольный, пальчиковый, настольный, плоскостной, «театра кружек»;

- спортивное оборудование: гимнастические коврики, мячи «Су-Джок», фитболы.

Список используемой литературы:

1. Агапова И. А. «Театрализованные занятия и игры в детском саду» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М. : Аркти, 2010. – 144с.

2. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Теремок» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.

3. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «Три медведя» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.

4. Веракса Н. Е. «Методические рекомендации к наглядно-дидактическому пособию «три поросенка» / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозайка-синтез, 2009. – 10с.

5. Капская А. Ю. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. / А. Ю. Капская, Т. Л. Мирончик / СПб. Речь; М. : Сфера, 2008. – 221с.

6. Новиковская О. А. «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5 лет» / О. А. Новиковская. – СПб. : Паритете. 2007. – 1121с.

7. Посашкова И. П. «Организация творческой деятельностидетей 3-7 лет» / И. П. Посашкова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 176с.

8. Сакович Н. А. «Практика сказкотерапии» / Н. А. Сакович. / СПб. : Речь, 2004. – 224с.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для воспитателей «Ручной труд как средство развития творческих способностей детей» «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей»Представление инновационного педагогического опыта «Пластилинография как средство развития творческих способностей детей» Тема инновационного опыта: «Пластилинография – как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» 1. Актуальность.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей«
Опубликовано: 4 сентября 2021 в 11:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательный проект «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей«» (включая файлы) размещена пользователем Марина Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД