Елена Ильина
Образовательный проект на тему «Разгадывая загадки природы…» для детей старшей группы коррекционной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №61 комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Образовательный проект на тему «Разгадывая загадки природы…»
для детей старшей группы коррекционной направленности
Авторы проекта:
Демец Оксана Геннадьевна, воспитатель
Ильина Елена Ардальоновна, воспитатель
Назарова Марина Михайловна учитель-логопед
2024 г.
Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире.
Каждый не сам по себе — каждый во взаимодействии с другим.
В. Бианки
1. Описание проекта
1.1. Введение
Открытый проект «Разгадывая загадки природы» направлен на патриотическое воспитание дошкольников.
Участниками проекта являются воспитанники детского сада старшего дошкольного возраста коррекционной направленности, родители, воспитатели. Также проект поддерживает библиотека № 2 Кировского района.
Актуальность
Патриотизм – это любовь к своей семье, родному краю, своей стране, чувство гордости и ответственности за родную страну, желание быть частью великой страны.
Одним из направлений патриотического воспитания детей является: формирование представлений о семье, формирование знаний о родном крае.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад — первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности от педагогов, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении" одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".
Данная тема выбрана для создания единого пространства развития ребёнка, как в детском саду, так и в семье. Проект дает возможность приобщения к чтению, изучения темы экологии в процессе совместной деятельности дети-родители-педагоги.
Тема изучения природы и ее законов близка детям дошкольного возраста, когда у ребенка бурно развивается воображение, которое ярко проявляется при восприятии художественных произведений. Многие явления природы, ранее неизвестные, мало интересовавшие детей, после чтения художественной литературы, становятся для них более понятными, вызывают любопытство, стремление узнать как можно больше. «Какое счастье жить и летать в этом огромном мире!» (Цитата из книги В. Бианки «Собрание сочинений. Том 1. Рассказы и сказки»
Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Разнообразный мир природы пробуждает у него живой интерес и любознательность. «Познавая природу, мы неизбежно познаем и себя»-одно из высказываний В Бианки.
То, как ребенок будет относиться к этому миру, научится ли он быть хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас, взрослых, участвующих в его воспитании. Большую пользу в экологическом воспитании дошкольников оказывают книги писателей — натуралистов, экологические сказки.
Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев —насекомых, птиц, зверей —и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. «Загадки разгадываем, а тайны остаются»- писал В. Бианки.
В настоящее время ряд важных документов отмечают необходимость непрерывного экологического образования:
- Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена Правительством Российской Федерации от 31 августа 2002);
- Закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» (2002, ст. 71;
- «Государственная политика в области экологического развития» (документ утвержден Президентом РФ 30 апреля 2012 г.)
- «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок очень чувствителен к эмоциональным воздействиям и склонен к подражанию, создаются благоприятные условия для того, чтобы постепенно раскрыть ему смысл народного и мирового наследия через художественные произведения, этику человеческих взаимоотношений, сформировать первый практический опыт проявления души по отношению к родным и близким людям, родному дому, отчему краю с его природой, историей и традициями, родного языка, – всего, из чего для каждого начинается Родина. [9]
1.2. Ключевые проблемы, на решение которых направлен проект.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй и формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями писателя В. Бианки и чтением экологических сказок затрагивает родителей, которые не видят необходимости выстраивания диалога ДОУ и семьи, диалога на основе сотрудничества, содружества, взаимопомощи. Родители не видят необходимости приобщения ребенка к чтению, у родителей недостаточно информации по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье, отсутствуют образовательные запросы на экологическое воспитание ребенка. Это влияет на создание единого пространства для развития каждого ребенка. Речь идет уже не просто о необходимости получения знаний, а о формировании внутренней культуры – системы ценностей и моделей поведения, которые лягут в основу отношения подрастающего поколения к окружающему миру, а приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
1.3. Описание проекта
Тип проекта
Творческий, практико-ориентированный
Предмет исследования: произведения В. Бианки, объекты неживой природы
Сроки реализации: среднесрочный (15.09 – 22.04)
По составу участников: открытый (в рамках разных возрастных групп)
Участники проекта: дети старшей группы коррекционной направленности, родители, педагоги.
1.4. Цель и задачи проекта
Цель: создать условия для взаимодействия педагогов детского сада с семьёй, раскрыть творческий потенциал детей в художественном, речевом творчестве, опытно-экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с произведениями писателя В. Бианки.
-Привлечь родителей к семейному чтению, совместной проектной деятельности.
-Расширить знания детей о живой и неживой природе, познакомить с понятием экология.
- Повысить компетентность педагогов в области экологического воспитания детей, в области привлечения родителей к совместной деятельности по теме проекта.
–Коррекционно-развивающие:
-развивать коммуникативные способности детей при реализации проекта;
-развивать умение составлять простые предложения по вопросам, по картинке;
- развивать умение отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалог, выслушивать друг друга;
-развивать навык пересказа прочитанных произведений с опорой на картинки;
- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;
- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи (при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики);
- развивать общую моторику, координированность и точность движений, способность поддерживать равновесие;
- формировать умение детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы—от объектов неживой природы.
Воспитательные:
- формирование заботливого, бережного отношения к природе.
- формирование представлений о неразрывной связи человека с природой.
1.5. Интегративная направленность проекта в соответствии с ФОП ДО
Образовательная область
Направление работы
мероприятия
«Познавательное развитие»
Формирование знаний у детей об экологии, как науки о необходимости бережного отношения к природе.
Развитие детской поисково-исследовательской деятельности
Занятия, беседы, исследовательские работы.
Опытно-экспериментальная деятельность. Решение проблемных ситуаций.
«Речевое развитие»
- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
-развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;
- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи (при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики).
Дыхательная гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
«Социально-коммуникативное развитие»
Создание условий для формирования у дошкольников основ экологической культуры, способов культурной деятельности и коммуникации с окружающими взрослыми и сверстниками
Занятия, наблюдения, исследовательская деятельность, совместная деятельность с родителями по теме, изготовление плакатов, рисунков о природе, семейное чтение.
«Физическое развитие»
- развивать общую моторику, координированность и точность движений,
Физминутки, подвижные игры
«Художественно-эстетическое развитие»
В области восприятия художественной литературы
Посещение библиотеки.
Чтение художественной литературы по теме.
В области восприятия музыки
Тематическое мероприятие «День Земли», Творческий досуг «Лесные тропинки В. Бианки»
В области изобразительной и конструктивно-модельной деятельности
Выставка детского творчества
Изготовление книг-самоделок.
2. Этапы проекта и сроки реализации
2.1. Подготовительный
Задачи:
- заинтересовать всех участников тематикой проекта;
- разработать консультацию для родителей о важности книги в жизни семьи и приобщению детей к чтению (слушанию) книг.
- предоставить родителям актуальную информацию по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье.
-разработать план совместных экологический мероприятий для изучения объектов живой и неживой природы.
- определить конечный продукт проектной деятельности.
Срок реализации
Вид деятельности
Цель
17.03 – 22.03
Анкетирование родителей «Книга в жизни вашего ребенка», «Экологическое воспитание детей в семье»,
Выяснить отношение родителей к семейному чтению, какое место занимает чтение в жизни семьи, какие способы приобщения к нему детей используют родители. Получение информации об уровне сформированности знаний и практических навыков по вопросам экологического образования дошкольников в ДОУ и в семье.
17.03 – 22.03
Мониторинг ситуации по приобщению детей старшего возраста к изучению экологии как науки
Получение информации об уровне знаний детей о мире живой и неживой природы.
17.03 – 22.03
Оформление информации для родителей по теме «Природа в произведениях В. Бианки. Проведение тематической консультации «Чтение в семье», «Живая и неживая природа»
Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Способствовать чтению в кругу семьи.
Развивать индивидуальные литературные предпочтения.
17.03 – 22.03
Подбор произведений В. В. Бианки. Создание мини-библиотеки произведений В. В. Бианки в группе ДОУ.
Подбор наглядно-дидактических пособий, подбор иллюстраций к произведениям.
Подбор фонотеки «Голоса птиц»
Разработка мнемотаблиц, графического плана для пересказа, картотеки игр «Речь с движением» к сказкам В. Бианки «Сказки-несказки», нейроигры.
Подборка экологических сказок, разработка картотеки опытов и экспериментов, подбор экологических игр.
Создание условий для реализации основного этапа проекта. Создание условий для формирования интереса к творчеству В. В. Бианки, пополнение РППС для опытов и экспериментов в группе и на площадке детского сада.
22.03
Составление плана совместных мероприятий с детской библиотекой.
План совместной работы с детской библиотекой
Итог подготовительного этапа: пополнение предметно-развивающей среды детского сада дидактическим и методическим материалом. Организация взаимодействия детей (оставление плана мероприятий, родителей и воспитателей для совместной деятельности по теме проекта.
План мероприятий
25.03–29.03 Проведение занятия «Юные экологи узнают тайны природы» (открытое для родителей)
Методическая предварительная работа-разработка мнемотаблиц, графического плана для пересказа, картотеки игр «Речь с движением» к сказкам В. Бианки «Сказки-несказки», нейроигры.
Подборка экологических сказок.
15.04.-19.04 Неделя книги посвящена 130-летию со дня рождения В. Бианки. Чтение с детьми сказок В. Бианки (группы старшего возраста ДОУ).
19.04 Творческий досуг «Лесные тропинки В. Бианки для детей ДОУ (старший возраст)
22.04 – День Земли. Посещение библиотеки «Неживая природа. Опытно-экспериментальная деятельность»
2.2. Основной этап
Задачи:
- закрепить знания детей о живой и неживой природе, о том, что человек является частью природы.
- закрепить умение выделять отличительные признаки живой природы.
-актуализировать знания детей о природе, как общем доме для всего живого
-создать условия для получения детьми знания о живой и неживой природе.
-мотивировать детей к самостоятельному изучению объектов живой и неживой природы.
-дать возможность детям при помощи взрослого узнать о понятии экологии, как науки.
-обобщить знания детей о творчестве В. В Бианки.
-углубить знания детей о животном и растительном мире через произведения писателя.
-развивать и обогащать речь детей за счет использования образного языка сказок и рассказов В. В Бианки.
-раскрыть творческий потенциал детей в художественном и речевом творчестве.
-формировать у детей эмоционально-образное восприятие произведений через художественное описание образов.
Срок реализации
Вид
деятельности
Цель
Познаем мир природы вместе с писателем В. Бианки
25.03 – 29.03
Чтение произведений В. В. Бианки
«Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», «Синичкин календарь», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует», «Глаза и уши», «Как муравьишка домой спешил», «Теремок», «Сова», «Хвосты», «Лис и мышонок», «Мастера без топора», «Паучок – пилот», «Первая охота», «У кого дом лучше всех».
Беседы с детьми о прочитанном по вопросам.
Просмотр мультфильмов по произведениям В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Оранжевое горлышко», «Синичкин календарь»
Вечер загадок «Угадай, кто это?».
Занятие по аппликации «Купание медвежат».
Выставка детского творчества «Иллюстраций к любимым рассказам В. В. Бианки».
Театрализованная деятельность игра-драматизация сказки В. Бианки «Теремок».
Составление рассказов в стиле В. Бианки, оформление их в виде книжек-малышек.
Совместная деятельность детей в творческих мини-группах (художники, чтецы, артисты, сочинители, конструкторы) «Необычные превращения»
Обогащение знаний детей о животном мире, мире природы через книги В. Бианки.
Приобщение детей к литературе через специфические детские виды деятельности
29.03
Творческий досуг «Лесные тропинки В. Бианки для детей ДОУ (старший возраст)
Развитие творчества
10.04
Посещение библиотеки №2 Литературное занятие в библиотеке по теме. «Знакомство детей с жизнью и творчеством В. В. Бианки» (проводится библиотекарем)
Расширение творческого взаимодействия ДОУ, семьи и библиотеки.
Срок реализации
Вид
деятельности
Цель
Тема: изучаем природу через опытно-экспериментальную деятельность
08.04-19.04
Чтение экологических сказок «Весенние голоса», «Маленький росточек», «Великий дирижер», «Что такое лес?», «Запущенный лес», «КАК ВОЗДУХ ЗАБОЛЕЛ», «Путешествие капли»
Беседы с детьми о прочитанном по вопросам.
Серия наблюдений в природе (на участке детского сада). «Дай дорогу ручейкам», «Насекомые просыпаются», «Природа живая или не живая? Почему природа просыпается?», «Растения на участке», «Почва, камни, песок?», «Что создано природой, а что сделано руками человека?», «Солнце, воздух и вода», «Почки набухают».
Серия опытов и экспериментов в группе
1. «Огород на окне»
Детская исследовательская работа «Живая вода» (исследование влияния воды, света, тепла на рост растений и прорастание семян)
«Что греет, а что сохраняет тепло?»
2. Воздух
Детская исследовательская работа «Зависимость таяния льда от температуры воздуха»
Исследование «Как работает термометр?»
3. Солнце
Аппликация «Солнышко»
4. Вода
Фиксирование (зарисовка) результатов опытов и экспериментов в Журнале «Опыты и эксперименты»
Дидактические игры «Синичкин календарь»,
Экологическая дидактическая игра «Живая и неживая природа».
Экологическая игра «Бывает – не бывает».
(с мячом)
Экологическая игра «Природа и человек».
Экологическая игра «Какое время года?»
Развивать память, мышление, быстроту реакции. Закреплять и систематизировать знания детей о том, что сделано человеком, а что даёт человеку природа. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Совместная деятельность с родителями:
В течение проектной деятельности
Консультации для родителей «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности», «Семейное чтение»
Исследовательская акция в семье «Огород на окне»
Опыты и эксперименты в семье «Волшебница -вода»
Экскурсия выходного дня в Музей Воды
Воспитывать бережное отношение к электричеству.
Развивать исследовательскую инициативу детей.
Расширять начальные знания детей об экономической культуре и энергосбережении.
Игры, физкультминутки коррекционной направленности
В течение проектной деятельности
«Первая охота», «Как Муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше?», «Кто чем поёт?», «Лесные домишки», «Рыбий дом», «Кузяр- Бурундук и Инойка- Медведь»
Дыхательная гимнастика.
Цели:
- развивать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
Пальчиковая гимнастика.
Цели: - развивать тонкие дифференцированные движения пальцев и кистей рук;
- учить внимательно слушать стихи, запоминать и проговаривать их;
- развивать чёткость, интонационную выразительность, ритмичность речи (при проговаривании стихов пальчиковой гимнастики).
Физминутки.
Цели: развивать общую моторику, координированность и точность движений, способность поддерживать равновесие.
Итог основного этапа:
комплексное изучение темы экология через разнообразные виды деятельности в ходе специально организованных мероприятий и в повседневных процессах;
знание произведений В. Бианки
расширение кругозора детей в ходе бесед, наблюдений, исследовательской деятельности;
приобретение практических навыков использования методов энергосбережения;
закрепление навыков исследовательской, поисковой проектной деятельности, позволяющих формировать целостную картину мира;
осознание необходимости бережного отношения к природе.
2.3. Заключительный этап.
Презентация результатов (продукт) образовательного проекта «Разгадывая загадки природы»
Срок реализации
Продукт проекта
22.04
Презентация «Живая природа в произведениях В. Бианки», «Юные экологи узнают тайны природы. Неживая природа».
29.03, 22.04
Газета: «Лесная газета», «День Земли» (работа с родителями)
Видеоролик «Опыты и эксперименты» (работа с родителями)
22.04
Альбомы с иллюстрациями к сказкам по проекту (совместное творчество)
29.03
Книжки-малышки по сказкам В. Бианки.
3. Результат реализации образовательного проекта на тему
«Разгадывая загадки природы»
Ожидаемые результаты реализации проекта
Оценка результата работы по проекту (критерии)
Дети
Дети знают произведения писателя В. Бианки, могут назвать до 10 произведений
Беседа по вопросам
Дети проявляют знания о природе родного края (знают названия заповедников Ленинградской области, могут назвать редкие растения, редких животных Ленинградской области, могут назвать признаки живой и неживой природы, знакомы с понятием экология.
Беседа по вопросам
Дети могут запоминать и проговаривать стихи чётко, интонационно выразительно.
Анализ итогового мероприятия
Родители
Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания детей и приобщения их к изучению природы родного края
Анкетирование родителей.
Родители проявляют интерес к семейному чтению, совместной проектной деятельности.
Увеличение доли родителей воспитанников, принимающих участие в проектной деятельности (Анкетирование родителей)
Педагоги
Повысилась компетентность педагогов в области патриотического воспитания детей посредством привлечения родителей к семейному чтению, к совместной деятельности по теме проекта, к изучению природы родного края.
Увеличение доли педагогов, обобщивших и распространивших свой опыт работы по взаимодействию детского сада с семьёй и формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями писателя В. Бианки и чтением экологических сказок. (Анкетирование педагогов)
4. Перспективы развития проекта
Продвижение социально значимого проекта с помощью социальных партнёров, используя положительный имидж ДОУ в микрорайоне.
Повышение мотивации детей за счёт чтения произведений писателей — натуралистов, таких как, например В. Бианки, чтение экологических сказок, использование системы стимулирования.
Проведение собраний, консультаций, семинаров для родителей в удобное для них время.
Проведение целевого обучения педагогов (курсы, семинары, консультации)
Использование имеющегося практического опыта коллег нашего детского сада и других дошкольных учреждений по теме привлечения родителей к семейному чтению, экологическому воспитанию детей, проектной деятельности.
5. Используемая литература
1. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004. - 252 с
2. Варивода В. С. «Экологическое воспитание дошкольников» Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2002.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – Минск,2001.
4. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию» Методическое пособие, ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»2020г.
5. Горькова Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Коченгина, Л. А. Обухова. – М. :ВАКО, 2005. – 240 с.
6. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М. : Линка – Пресс, 2004. – 72 с. :ил.
7. Романова, Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 187-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6494/ (дата обращения: 23.03.2024).
8. Савченко В. И. Авторизованная «Программа нравственно-патриотического и духовного воспитания дошкольников. Методические рекомендации. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – С. 10-13
9. Теоретические основы педагогики: курс лекций / под ред. О. Вишневского – Дрогобыч: Возрождение, 2001. – 268 с.