Елена Миронова
Проект «Традиции русского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа с. Фурманово Марксовского района Саратовской области
Проект
"Традиции русского народа"
Разработал :
Воспитатель: Миронова Е. А
МОУ-СОШ с. Фурманово
2017
Вид проекта : Долгосрочный ( на весь учебный год: с сентября по -май, групповой, информационно-творческий.
Участники: Воспитанники старшей группы совместно с педагогами и родителями.
Публикация «Проект „Традиции русского народа“» размещена в разделах
3. Программа проекта
Цель:
Развитие представлений детей о русской культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
2. Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
3. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
4. Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).
5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
3.1. Гипотеза:
Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.
3.2. Предполагаемый результат:
Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись) .
Материальное:
1. создание в группе мини-музея «Русская изба» :
• Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
• Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т. д. (посуда);
• Коромысло, веретено, прялка, ухват и т. д. (предметы обихода);
• Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
• Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).
2. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т. д.).
4. Этапы работы:
1этап. Подготовительный:
Изучение литературы по данной теме;
Составление перспективно – тематического плана;
Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
Диагностика детей о русской культуре;
Обогащение развивающей среды
2этап. Реализация проекта :
1. Совместная познавательно-исследовательская и творческая деятельность.
2. Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.
3. Организация предметно – развивающей среды
3 Этап Заключительный
.
• Диагностика полученных знаний детей;
• Анализ полученных данных;
• Презентация мини-музея «Русская изба»,
• Итоговое мероприятие: Фольклорный праздник «Русские традиции»
• Выставка поделок «Ай, да умельцы!»
Содержание работы:
1.«Милости просим, гости дорогие
Русская изба и её внутреннее убранство.
2.«Стоит в поле теремок»
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
3.«Чудесный сундучок»
Домашняя утварь и посуда. Предметы быта русской семьи : клеть, сито, квашонка; лавки, полати; красный угол: иконы, рушники, лампады, грядка или посудник; сундук, прялка; посуда: самовар, братина, ладья, чарки, кузовки, лукошки, сундук и т. п.
4.«Самовар Иван Иваныч»
Знакомство детей с самоваром, с историко-культурными традициями русского народа – чаепитием, технологией приготовления чая, сервировкой стола.
5.«Что нам осень принесла?»
Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц.
6.«Щи да каша-пища наша»
Праздничные, традиционные, ритуальные блюда. Гостеприимство и хлебосольство русских. Русская традиция : встреча гостей хлебом и солью (со случайного прохожего за хлеб, соль денег не брали).
7. «Хлеб- всему голова»
Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел?» Знакомство со старинным орудием труда – цепом и серпом. Пословицы и поговорки о хлебе.
8. «Ходит сон по лавочке в голубой рубашечке»
Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Учить детей петь колыбельные песни задушевно, ласково, с теплотой. Обратить внимание на протяжность, напевность мелодии.
9. «Водичка, водичка умой мое личико»
Разучивание потешек. Жанровое разнообразие: о материнской ласке, частях тела, явлениях природы, о животных, культурно-гигиенических навыках. Учить эмоционально и к месту произносить, использовать в повседневной жизни.
10. «Молодец в кафтане, девушка в сарафане»
История создания национальных костюмов: внешний вид, изготовление, назначение, отношение к одежде. Повседневная и праздничная; сельская и городская. Учить детей видеть специфику национального характера, эстетические пристрастия народа в покрое, декоре, функциональности ношения народного костюма. Расширять словарь детей названиями одежды, её элементов. Русская женская одежда : сарафан, «душегрея», «шушун или телогрея», «шубка», передник, понева, рубаха. Обувь: лапти, чуни, валенки, сапоги.
Русская мужская одежда : подпоясанная рубаха (косоворотка, обязательно пояс, порты; зимняя: кафтан, зипун, свиток, армяк, тулуп, обязательно подпоясанные кушаком.
11. «Крестьянская игрушка»
Знакомство детей с русской народной игрушкой-самоделкой. Народная игрушка : яркость, красота, история возникновения.
12. «Коровушка и бычок-чёрненький бочок»
Знакомство детей с домашними животными. Стихи, загадки, песенки о домашних животных.
13. «Здравствуй, зимушка- зима»
Беседа о зиме с использованием соответствующих пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты Мороз, Мороз, Мороз»
14. «Проказы матушки зимы»
Народные игры, загадки, песенки о зиме.
15. «С новым годом со всем родом»
Рассказ о традициях празднования Нового года.
16. «Зимние святки»
Двухнедельный новогодний праздник для всех: игры, пляски, обходы домов колядовщиками, посиделки, гадания, ряженые. Почему ель украшали на Рождество (ель- символ рая). Знакомство и разучивание песен, колядок, хороводов, игр, примет святочного содержания
17. «Пришла коляда – отворяй ворота»
Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядки.
18. «Шутку шутить – людей насмешить»
Народный юмор (скороговорки, дразнилки).
19.«Живет в народе песня»
Народная песня -один из видов фольклора, выражающая чувства, неповторимые движения души. Учить детей чувствовать красоту русской песни, богатство мелодии, разнообразие ритма, поэтическое богатство и выразительность языка.
20. «Русская матрешка»
Русская народная игрушка-матрёшка. Русский орнамент в украшении национальной одежды куклы.
21. «Небылица- небывальщина»
Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц.
22. «Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны»
Понедельник - встреча (разучивание зазывалок, дразнилок, изготовление соломенной куклы-Масленицы). Вторник - заигрыши (сооружение снежных гор, крепостей). Среда - лакомка (катание с гор на санях, приглашение на блины). Четверг - широкий, разгуляй (катания на санях, взятие снежных городков, ряженые. Пятница - тёщины вечёрки (загадки, сказки о блинах, рецепты и изготовление блинов. Суббота - золовкины посиделки (песни, пляски, хороводы). Воскресенье -– прощёный день, проводы Масленицы (сжигание чучела, прощение и целование друг друга).
23. «Русские народные сказки»
Жанровое разнообразие сказок: волшебные, бытовые, сатирические, о природе, животных.
24. «Докучные сказки»
Докучные сказки. Сказки-анекдоты. Юмор, добро и зло.
25. «Вербное воскресенье»
Рассказ о праздновании Вербного воскресенья.
26. «Красна горка»
Знакомство с традициями народных гуляний на Пасхальной неделе.
27. «Христово Воскресенье всем на веселье»
Пасхальные обряды: всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашенье яиц, приготовление пасок и куличей. Легенды о крашенье яиц и дарение. Пасхальные игры, колядование «волочебников».
28. «Грач на горе – весна на дворе»
Русские обычаи встречи весны. Заклички.
29. «Весна красна цветами»
Заклички, песенки,загадки, пословицы о весне.
30. «Русская свистулька».
Глиняная свистулька. Виды свистулек.
31. «Чудо-чудное, диво- дивное»
Русское народное декоративное творчество: хохломская, городецкая, жостовская, гжельская, дымковская роспись.
32. «Богатырями славится Русь-матушка»
Русские богатыри.
33. Фольклорный праздник «Русские традиции»
Обобщающее заняти
е.