Ольга Кондрашова
Конспект занятия «Народная культура и традиции русского и татарского народа»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать представление детей о культуре, традициях и быте русского и татарского народа. Расширять знания о народных промыслах и ремёслах. Дать детям почувствовать гордость за богатое прошлое своей страны.
2. Учить детей классифицировать предметы старинного быта и называть их, развивать умение видеть различие и сходство с современными предметами. Развивать логическое мышление и внимание, творческое воображение.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Татарстан
- Русская народная культура, фольклор
- Русская народная культура. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
3. Продолжать учить детей поддерживать беседу, расширять знания об устной народной речи, высказывать свою точку зрения, отвечая на вопросы простыми и сложными предложениями. Расширять словарный запас.
4. Развивать положительные эмоции и восхищение, желание бережно хранить предметы старины. Воспитывать уважение к русским и татарским народным традициям и культуре, прошлому страны.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, внимательно рассмотрите предметы, которые стоят на столе. Когда - то они были частью утвари в старинных, деревянных избах, в которых жили люди. Как вы думаете, для чего они?
Дети: - Самовар для чая, ложки для еды.
Воспитатель: - Правильно, но как все предметы назвать одним словом?
Дети: - Посуда!
Воспитатель: Все предметы в доме делали своими руками. Столовые предметы были деревянными. Пищу готовили в русской печи (слайд 1). Кастрюль не было, хозяйки готовили в чугунках (слайд 2, прихватывая их ухватом (слайд 3) и сажали чугунок в печь. А как сейчас готовят, кто знает?
Дети: - На плите!
Воспитатель: - На газовых и электрических плитах – на том, чего раньше не было. В наших домах и квартирах горит электричество. Что же использовали люди вместо света? Давайте рассмотрим иллюстрацию (изображена девушка, которая прядёт, рядом горит лучина, что на ней изображено (слайд 4?
Дети: - Девочка работает.
Воспитатель: - Девушка не просто работает, она прядёт пряжу, а рядом горит лучина потому, что электричества не было. Повторите хором: «Лучина»!
Лучина (драночка, щепань) — тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи или для освещения избы. Для получения лучин полено щепили, то есть разделяли на щепы.
Долгими, зимними вечерами девушки и женщины собирались в одной избе и пряли пряжу, пели старинные песни, а молодёжь в другой избе устраивала посиделки с песнями и плясками. Давайте хором скажем: «Посиделки»! Как вы думаете, для чего нужна пряжа (слайд № 5?
Дети: - Что бы вязать разные вещи!
Воспитатель: - Правильно! Скажите хором: «Пряжа»! Девушка прядут пряжу (слайд 6) при помощи прялки, из которой получится тонкая нить, а потом из этих ниток будет вязать тёплые вещи.
Из дерева вырезали столовые принадлежности: ложки, разделочные доски, скалки, матрёшки. Все эти вещи называют «народным промыслом и традициями» (слайд № 7). Повторите хором: «Народный промысел, традиции»! Люди делали это не только для себя, но и на продажу. Ездили на ярмарку, надевали красивую одежду: сарафаны, кафтаны – русские народные костюмы. На ярмарке устраивались народные гуляния с хороводами, песнями и играми. Люди знакомились, показывали своё ремесло другим и продавали свои изделия. Народные промыслы, игры, песни, хороводы – всё это народное творчество, запомните.
Проводится игра «Гуси – лебеди»
Воспитатель: - Мы немного отдохнули, а я вспомнила, что русский народ богат не только промыслами и ремёслами, играми и хороводами, но и «фольклором». Что же это такое – «фольклор»? Русский народ богат сказками, пословицами, поговорками, загадками, считалками. Вы знаете русские народные сказки, назовите их (дети называют «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Баба-Яга», и т. д.)
Это мы с вами познакомились с русскими традициями и промыслами.
Но в нашей стране живут не только русские, но и, например, татары.
О них мы сейчас и поговорим.
Самое главное у татар есть свой язык. Он называется? Какие татарские праздники вы знаете? (Сабантуй, Науруз). Сабантуй справляли на окончание посева урожая. На праздник Науруз прощались с зимой, собирались все вместе, готовили на улице, ели, танцевали, веселились (слайд 8).
Когда вы справляете семейные праздники, как готовитесь? (накрываем красивый стол, одеваем красивые наряды). Вот ребята, с давних времен идет такой обычай. Люди одевали свои самые красивые наряды, готовили свои национальные блюда и приглашали своих родственников, друзей, соседей. Давайте поближе посмотрим татарскую национальную одежду (слайд 8). Посмотрите на девушку, в чем она одета? Что у нее на голове? (калфак, платье (кулмэк, и фартук (алъяпкыч) с красивыми узорами. Вот ребята, у женщин этот фартук много значил. В давние времена по этому фартуку определяли, сколько лет девушке, замужем ли она, есть ли у нее дети, сколько детей. К сожалению, эти обычаи уже утеряны, татары одевают национальные одежды только как костюм на выступление. На ноге ичиги (слайд 9). Вот какой глубокий смысл лежит в этих узорах. А как одет парень? (на голове тюбетейка, рубашка, пояс, жилет, ичиги).
Подвижная игра «Тюбетейка» (дети встают в круг, звучит музыка, дети надевают по очереди тюбетейку, музыка останавливается, у кого остается тюбетейка, тот выполняет задание).
Этими узорами они разрисовывали не только одежду, но и полотенца, скатерти, посуду.
Воспитатель: - Теперь вы знаете, что такое народные традиции, культура, фольклор, что такое «народный промысел». Когда вы придёте домой, обязательно расскажите о том, что интересного вы узнали, чему сегодня научились. Я вами очень довольна, молодцы!