Виктория Александровна Шапошникова
Образовательный проект для детей второй младшей группы «Да здравствует мыло душистое!»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Сбережение и обогащение здоровья ребенка – всегда актуальная и приоритетная задача для взрослых. Ребенок как целостность физического, социально-эмоционального, психологического и духовного благополучия – это счастливый, активный, добрый и успешный человек, всегда необходимый другому человеку.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Публикация «Образовательный проект для детей второй младшей группы „Да здравствует мыло душистое!“» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Мыло, мыльные пузыри
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!
Главная задача для педагога - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей взрослые приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
Сначала детей необходимо приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей : прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
Таким образом, мы утверждаем, что при систематической работе взрослых, сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Участники проекта - воспитанники средней группы, воспитатели средней группы и родители воспитанников.
Проблема: сохранение и укрепление здоровья детей.
Цель проекта : развитие культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста в разных видах деятельности, объединение родителей и детей в единой познавательно-исследовательской деятельности по формированию привычки к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
Развивать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста
Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.
Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными и опрятными.
Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей.
Актуальность проекта.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Но как не важны навыки, не следует забывать что, одно только овладение ими не обеспечивает правильного поведения. Взрослые должны подавать пример во всем и требуя от ребенка выполнения определенных правил, сами всегда их должны соблюдать. Однако в настоящее время это соблюдается не всеми родителями в связи с нехваткой времени или в связи с непониманием или незнанием важности данного вопроса.
Новизна проекта заключается в том, что мы воспитываем КГН у детей в доступной и интересной форме, в процессе игровой деятельности. Кроме того мы реализовывали проект совместно с родителями, используя как традиционные формы взаимодействия - анкетирование, консультирование, так и нетрадиционные - проведение мастер-классов, семинаров-практикумов и др.
Гипотеза проекта : если в ходе проекта прививать детям КГН через разнообразные виды деятельности : игровую, изобразительную, познавательную – исследовательскую, восприятие художественной литературы, фольклора и т. д., то к окончанию проекта у ребёнка сформируются навыки опрятности и самообслуживания, желание быть всегда чистым и аккуратным.
Основные формы реализации проекта :
• Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
• Дидактические игры и упражнения.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
1. Консультации для родителей:
o «Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
o «Как привить детям культурно – гигиенические навыки»
o «Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности»
2. Проведение родительского собрания : «Воспитание навыков самообслуживания»
3. Разработка памяток и буклетов для родителей ««Как приучить ребёнка мыть руки»
4. Проведение мастер-класса для родителей «Декоративная корзиночка из мыла»
5. Анкетирования родителей по теме «Сформированность культурно – гигиенических навыков Вашего ребёнка».
Этапы реализации проекта :
1 ЭТАП: ОРГАНИЗАЦИОННО – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:
• Изучение специализированной литературы;
• Анкетирование родителей;
• Подбор дидактического и наглядного материала по воспитанию КГН;
• Разработка перспективного плана проекта.
2 ЭТАП: основной
• Оформление стендов для родителей по теме проекта;
• Консультации для родителей «Как приучить ребёнка мыть руки»; «Как привить детям культурно – гигиенические навыки»;«Как приучить ребёнка к аккуратности и опрятности».
• Проведение дидактических игр и игр-занятий
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Проведение повторного анкетирование родителей по данной теме для анализа достижения целей и полученных результат
- Проведение мастер-класса для родителей «Декоративные корзиночки из мыла».
- Подготовка презентации проекта.
Содержание работы по образовательным областям в соответствии с ФГОС
Образовательная область
Содержание деятельности
Познавательное развитие
Беседа с детьми «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…»
Социально-коммуникативное развитие Инсценировка произведения А. Барто «Девочка чумазая».
Сюжетно-ролевая игра «Умоем куклу Катю», «Салон красоты».
Игра-драматизация «Федорино горе» К. Чуковского.
Хозяйственно-бытовой труд: поручения, дежурства
Речевое развитие Дидактические упражнения
«Найди предметы для умывания», «Как мы моем ладошки», «Научи мишку правильно умываться».
Разучивание потешки с детьми А. Ануфриева «Ладушки».
Чтение художественного произведения К. Чуковского «Мойдодыр».
Заучивание стихотворения А. Барто «Девочка чумазая».
Просмотр мультемедийной презентации «Дети моют ручки».
НОД по ознакомлению с окружающим миром
Художественно-эстетическое развитие
НОД по ИЗО «Украсим полотенца».
НОД по аппликации «Красивые полотенца».
Разучивание песни о чистоте из мультфильма: «Маша и медведь-большая стирка».
Физкультурное развитие Игры с водой «Волшебные пузыри».
Подвижная игра «Пузырь»