Хрипко Светлана
Образовательный проект «Цветные недели»
Актуальность
В настоящее время в дошкольном образовании происходят значительные изменения. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт определяет необходимость пересмотра содержания, мотивов, форм, методов, роли семьи и педагога в организации образовательного процесса. Авторы А. Г. Асмолов и В. Т. Кудрявцев отмечают, что сегодня осуществляется переход от накопления детьми знаний к активной педагогике развития ребенка.
Публикация «Образовательный проект „Цветные недели“» размещена в разделах
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Разноцветная неделя. Проекты, тематические недели
- Темочки
В связи с обновлением методов и форм организации детских видов деятельности в соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, необходимостью решения педагогических задач разных образовательных областей, мы используем комплексно – тематическое планирование образовательного процесса. Одной из ведущих форм комлексно – тематического планирования выступает проект. На сегодняшний день существует несколько подходов к разработке проектов.
Изучение технологии метода проектов в работе с детьми раннего возраста позволило нам создать проект «Цветные недели».
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся ученые в области дошкольной педагогики Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина считали, что обогащение сенсорного опыта является основой познавательного развития детей раннего возраста.
Проблема
На сегодняшний день существует проблема системы и новых идей в развитии детей раннего возраста, организации работы в рамках индивидуализации образования. Поэтому возникла идея разработать проект «Цветные недели», создать РППС в группе, которая включает соответствующие материалы, гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактур, цветовой гаммы предметов, привлечь родителей к участию в реализации проекта через разные формы совместной деятельности с детьми и создать особый эмоциональный настрой участников образовательных отношений.
Цель проекта : Создать условия для усвоения детьми знаний основных цветов, опираясь на интегративный подход и умение находить предметы заданного цвета в окружающей обстановке.
Задачи проекта :
1. Развивать умение различать основные цвета (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный); форму предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник); величину предмета (длинный – короткий, высокий – низкий, большой – маленький);
2. Развивать тактильное восприятие: умение различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкое, твердое, пушистое, гладкое, колючее);
3. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам сенсорного развития детей.
4. Способствовать включению родителей в образовательный процесс ДОУ, укреплению детско-родительских отношений.
5. Пополнять развивающую предметно – пространственную среду в группе.
Интеграция образовательных областей : «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Вид проекта : практико-ориентированный. Тип проекта : групповой.
Срок реализации: 8 недель (с 4 февраля по 29 марта 2019год).
Участники: дети раннего возраста (2-3 года, в количестве 19 человек, родители, воспитатели группы.
Формы организации детей: (в зависимости от содержания деятельности, возможности детей и педагогических задач) групповая, подгрупповая, индивидуальное решение частной задачи.
Виды деятельности: предметная, экспериментирование, двигательная, восприятие смысла сказок и стихов, рассматривание картинок (п. 2.7 ФГОС ДО).
Методы реализации проекта : игровой, наглядный, практический, использование художественного слова, самостоятельная игра.
Ресурсы проекта : в группе созданы условия для реализации проекта. Оформлен каталог педагогической, детской художественной литературы; картотека дидактических игр, экспериментов, утренней гимнастики. Имеются технические средства: фотоаппарат, магнитофон.
Риски проекта и пути по их преодолению:
Участники Риски Пути преодоления
Руководитель
проекта Небольшое количество участников из числа родителей; недостаточное количество пособий, материала для интерьера и оформления РППС группы. Своевременная презентация проекта для родителей в группе; установка контактов с родителями; привлечение родителей и совместное обсуждение оформления группы.
Родители воспитанников Слабая мотивация; трудности в участии проекта вследствие общей занятости. Заинтересовать родителей для участия в реализации проекта; свободный выбор времени для оформления интерьера группы.
Дети Слабая мотивация; сложность содержания материала проекта. Подача материала в игровой форме; ситуация успеха (поощрение).
Структура проекта : Содержание материала проекта распределено по этапам. Количество мероприятий может варьироваться в зависимости от освоения детьми материала.
Основное содержание и этапы реализации проекта
Деятельность педагога Совместная деятельность
взрослого с детьми Деятельность родителей
1 этап – Подготовительный (д, 1 – 2 неделя)
Цель: вызвать у детей интерес к предстоящей деятельности за счет создания игровой ситуации.
1. Изучение литературы (законодательной, научно-методической, популярной).
2. Проведение начальной диагностики детей, автор Н. Верещагина (приложение №1).
3. Оборудование РППС.
4. Составление плана мероприятий, создание проекта.
5. Презентация проекта для родителей.
6. Введение детей в игровую ситуацию: «Поможем кукле Кате подготовиться к встрече гостей».
Принятие детьми игровой ситуации: «Помощь кукле Кате», начало совместной деятельности. 1. Презентация проекта на родительском собрании.
2. Проведение опроса среди родителей на тему «Игры с ребенком в семье»; мастер – класс «Семейная игротека: игры своими руками».
3. Участие в оформлении интерьера группы (подготовка к цветной неделе : украшение группы и раздевальной комнаты) (приложение № 3).
4. Помощь в создании дидактического материала для реализации проекта (приложение № 4).
2 этап – Основной (февраль- март)
Цель: обеспечить активную совместную деятельность родителей и детей по реализации проекта.
1 неделя – красная
Оформление картотеки гимнастики, подвижных, дидактических игр (приложение № 2).
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в красном цвете.
Организация и проведение итогового мероприятия
«Вечер свободного творчества» (приложение № 6).
Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Катя в одежде красного цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с флажками красного цвета. Дидактические игры: «Что бывает красного цвета», «Кто скорее принесёт», «Волшебный мешочек», «Тактильный мешочек», «Цветные стёклышки», «Мозаика». Подвижные игры: «Автомобиль», «Найди свой домик», «Прокати шарик через ворота». Эксперимент «Окрашивание воды в красный цвет», рисование цветной водой (красного цвета) по снегу, «Тонет, не тонет». ЧХЛ «Стихи о красном цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Фрукты и овощи».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества» (совместная деятельность детей и родителей) : Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Домик для котёнка»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Украсим домик для котёнка»); «Радужные краски» (рисование пальчиками «Домик для котёнка»). Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты, в мероприятии «Вечер свободного творчества» (совместная деятельность детей и родителей).
Выставка совместного творчества детей и родителей.
Изготовление пособий, атрибутов красного цвета.
Подготовка элемента одежды для ребёнка красного цвета.
2 неделя- жёлтая
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в желтом цвете.
Организация и проведение итогового мероприятия «Вечер свободного творчества».
Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Женя в одежде жёлтого цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с платочками желтого цвета. Дидактические игры: «Что бывает желтого цвета», «Веселые крышечки», «Цветные стёклышки», «Волшебный мешочек», «Мозаика». Подвижные игры: «Найди домик», «Автомобиль». Эксперимент «Окрашивание воды в жёлтый цвет», рисование цветной водой по снегу,«Тонет не тонет». ЧХЛ «Стихи о жёлтом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Путешествие по сказке репка».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества» : Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Цыплёнок»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Цыплёнок и солнышко»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Цыпленок на лугу»). Изготовления пособий, участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка жёлтого цвета.
Участие в мероприятии
«Вечер свободного творчества».
3 неделя – синяя
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в синий цвет. Организация и проведение итогового мероприятия «Вечер свободного творчества». Оформление уголка «Что бывает синего цвета» (игрушки, конструктор, кубики, др.). Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Света в одежде синего цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с мячами синего цвета. Дидактические игры: «Что бывает синего цвета», «Весёлые фигуры», «Мозаика», «Тактильный мешочек», «Выложи картинку». Эксперименты «Окрашивание воды в синий цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет - не тонет». Подвижные игры: «Автомобили», «Прокати шарик через ворота». ЧХЛ «Стихи о синем цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Путешествие водяной капельки».
Итоговое мероприятие «Вечер свободного творчества» : Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Грузовик»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Легковой автомобиль»). Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка синего цвета.
Участие в мероприятии «Вечер свободного творчества».
4 неделя – зелёная
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в зеленый цвет. Организация и проведение итогового мероприятия
«Вечер свободного творчества»
(приложение №6). Оформление выставки «Что бывает зелёного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.). Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Зина в одежде зелёного цвета встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с кубиками зелёного цвета. Дидактические игры: «Что бывает зеленного цвета», «Волшебный мешочек», «Мозаика», «Весёлые фигуры». Эксперимент «Окрашивание воды в зелёный цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет». Подвижные игры: «Кто скорее принесёт», «Прокати шарик через ворота». ЧХЛ «Стихи о зеленом цвете» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Комнатные растения».
Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества» : Станция: «Веселые фигуры» (аппликация из геометрических фигур «Веточка с зелеными листочками»); «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Дерево с зелеными листочками»); «Радужные краски» (рисование ватными палочками «Дерево с зеленными листочками»). Участие в оформлении интерьера группы, раздевальной комнаты. Подготовка элемента одежды для ребёнка зелёного цвета. Изготовление зелёного мешочка, предоставление предметов и игрушек зелёного цвета.
Участие в мероприятии
«Вечер свободного творчества»
5 неделя – белого и черного цвета
Подготовка пособий, материалов для совместной деятельности с детьми. Оформление интерьера группы, раздевальной комнаты в белый и черный цвет. Организация и проведение итогового мероприятия
«Вечер свободного творчества» Оформление выставки «Что бывает белого и чёрного цвета?» (игрушки, кубики, конструктор и др.) Ритуал «Утреннее приветствие» - Кукла Таня в одежде белого и чёрного цветов встречает детей в раздевальной комнате. Утренняя гимнастика с лентами белого цвета. Дидактические игры: «Что бывает белого и черного цвета», «Волшебный мешочек», «Разноцветные шестиугольники», «Весёлые фигуры», «Разложи по цвету». Эксперимент «Окрашивание воды в белый и черный цвет», рисование цветной водой по снегу, «Тонет, не тонет». Подвижные игры «Зайка беленький сидит» ЧХЛ «Стихи о белом и черном цветах» («Цветные странички» Аксаментьева Е. С.).
НОД: «Транспорт».
Итоговое мероприятие: «Вечер свободного творчества» : Станция: «Чудесный пластилин» (лепка из пластилина «Божья коровка»); Станция «Весёлые фигуры» (аппликация «Цветы ромашки на полянке»). Изготовление лент белого цвета (для утренней гимнастики, мешочков белого и чёрного цветов, предоставление предметов и игрушек.
Подготовка элемента одежды для ребёнка белого и чёрного цветов. Участие в мероприятии
«Вечер свободного творчества»
3 этап – заключительный
Цель: подвести итоги работы в процессе презентации проекта.
Продукт: Оформление фотовыставки «Разноцветная планета». Презентация «Реализация проекта «Цветные недели» для родителей группы, воспитателей групп раннего возраста. Итоговая диагностика (приложение№1). Развлечение
«Красный, жёлтый, синий, зелёный мяч ты мой, не угнаться за тобой»
Рассматривание фотовыставки.
Помощь в оформлении фотовыставки. Поощрение родителей благодарностями за участие в реализации проекта.
Ожидаемые результаты
• Дети будут знать: основные цвета – красный, зеленый, синий, желтый, белый, чёрный; геометрические фигуры - круг, квадрат, треугольник.
• Научаться различать иназывать качество предметов (мягкий, твердый).
• Родители получат необходимые психолого- педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста, примут активное участие в изготовлении пособий и оборудования, в совместной игровой деятельности с детьми, тем самым решая задачу ФГОС: вовлечение родителей в образовательный процесс.
Рефлексия. Анализ проделанной работы
Для реализации проекта в группе были созданы все необходимые условия. По результатам диагностики отмечается положительная динамика освоения ребенком знаний по сенсорному развитию (приложение №1). Дети интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Удалось установить доверительно – деловые контракты с родителями, вовлечь их в образовательный процесс. С помощью родителей значительно пополнили РППС в группе. Риски проекта не оправдались.
Перспектива проекта :
• Продолжать пополнение РППС дидактическим материалом, в соответствии с возрастом детей. Внести изменения в Портфолио «Развивающая предметно – пространственная среда в группе».
• Внести корректировку в комплексно – тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» сенсорное развитие (ранний возраст) ОП ДО.
• Продолжать укреплять детско-родительские отношения, вовлекать родителей в образовательный процесс.
• Опубликовать опыт реализации проекта «Цветные недели» на сайте ДОУ.
Список литературы
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 1988. – 144 с.
2. Верещагина Н. В. Результаты мониторинга образовательного процесса. Уровни овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям. Первая младшая группа. – ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2015 – 23 с.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С. Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. М., «Просвещение», 1977 – 143 с.
4. Как работать с ребёнком раннего возраста? : учебно – методическое пособие к образовательной программе повышения квалификации и модуля / авт. – сост. Е. П. Штогрина, Л. Ю. Махова – Архангельск: изд–во АО ИОО, 2016.
5. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
6. Кочкина Н. А., Куликова Н. В., Потапкина Л. В. Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении. Методическое пособие. – Архангельск: Издательство АО ИППК РО, 2011.
7. Печора К. Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. Для воспитателя дет. сада / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
8. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет. – Л: Мозаика – Синтез; М. : ТЦ Сфера, 2003. – 120 с.
9. Первые шаги. Материалы московского городского конкурса «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста) 2001 – 2002 года. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 2002. – 392 с.
10. Савельева Н. М. Гениальные малыши. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС». 2014. – 64с. – (Служба ранней помощи в ДОУ)
11. Свирская З. Л. Методика планирования совместной деятельности взрослых с детьми: план – дело – анализ. Москва, ЛИНКА – ПРЕСС, 2009.
12. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. – СП. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013, - 96 с.
13. Тимофеева Л. Л. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 304 с.