Наталья Андрющенко
Образовательный проект «Знакомство младших дошкольников с экологической тропой летом»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема образовательного проекта
«Знакомство младших дошкольников с экологической тропой летом»
Разработчик: Андрющенко Наталья Валентиновна, воспитатель
Актуальность проекта.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование – актуальная и главная задача.
Публикация «Образовательный проект „Знакомство младших дошкольников с экологической тропой летом“» размещена в разделах
- Лето
- Лето. Проекты летние
- Проекты
- Средняя группа
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Цель проекта.
Осуществление экологического развития детей путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе (в летний период, являющейся ведущим средством формирования основ целостной «экологической» картины окружающего мира.
Задачи проекта.
1. Формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам.
2. Развитие устойчивого интереса детей к природе, ее живым и неживым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование системы практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить элементарные логические суждения, т. е. заложить основы экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязей и взаимозависимостей в природе.
4. Воспитание бережного отношения к природе, формирование умения ухаживать за растениями, птицами, желания наблюдать за жизнью насекомых, растений, птиц, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления.
Тип: ознакомительно – ориентированный.
Сроки: 3 месяца.
Участники: дети, педагог, специалисты детского сада, родители.
Предполагаемые результаты.
1. У детей появится ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы летом.
2. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
3. Дети научатся проводить простые и сложные опыты, исследования объектов природы летом, будут с пользой для себя использовать исследовательскую деятельность.
4. Ребята узнают много из жизни растений (деревьев, кустарников, трав); исследуют опытным путем условия для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветниках участка (рыхление, полив, прополка).
5. Дети научатся вести наблюдение за объектами живой и не живой природы летом; объяснять связи и цепочки в природе.
6. Дети будут бережно относиться к природе, выполнять законы общего дома природы.
7. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей, даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Этапы реализации проекта.
1этап. Разработка проекта.
* Выявление объема знаний у воспитанников группы по данному вопросу.
* Довести до участников проекта важность данной проблемы.
* Составить план мероприятий.
* Подобрать методическую, научно – популярную и художественную литературу, иллюстративный материал, видео и фотоматериал, презентацию для детей по теме «Ознакомление дошкольников с деревьями через литературное слово».
* Подобрать дидактические игры, игрушки, атрибуты для игровой, познавательной и исследовательской деятельности.
* Подобрать материал для творческой и продуктивной деятельности детей.
2 этап. Практический.
Образовательные области.
Познавательная.
Развитие любознательности, исследовательской и продуктивной деятельности, формирование целостной картины мира и расширение кругозора.
Содержание: *проведение познавательных бесед, экскурсий, занятий на темы: «Мир растений», «Для чего нужны растения?», «Как взрослые сажают овощи», «Пересадка комнатного цветка» и т. д. ; *опытно – экспериментальная деятельность «Ветка дерева распускается в тепле», «Для растений нужны тепло и вода» и т. д. ; *наблюдения за улитками, гусеницами, комарами, божьей коровкой, различными жуками; *рассматривание предметных, сюжетных картинок, альбомов из серии «Кустарники и деревья», «Насекомые», «Овощи».
Физическая культура.
Формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенстве. Развитие физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости).
Здоровье.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Безопасность.
Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира ситуациям и способах поведения в них.
Содержание: *подвижные игры: «Бабочки», «Попрыгунчики у березы (каштана, сосны, «Раз, два, три мяч у платана лови», «Птицы и автомобиль», «Мотыльки и жуки», «Добеги до куста», «Цапли и лягушки», «Поймай комара» и т. д. ; *хождение по тактильной групповой «экодорожке» здоровья; *еженедельный прием витамин «Дары природы»;
Социально – коммуникативное.
Развитие игровой деятельности детей; приобщение детей к элементарным нормам и правилам взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми; воспитание патриотических чувств.
Труд.
Воспитание целостного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Содержание: *сюжетно – ролевые игры: «Огородники», «Магазин семян»; *дидактические игры: «Угадай, какое дерево (цветок, «Любимые овощи», «Что, где растет?», «С какого дерева лист?» «Инструменты для огорода», «Кто, где живет?», «Назови ласково» и т. д. ; *режиссерские игры с поделками, сделанными из природного материала, конструктора; *вечер загадок и стихов о растениях, насекомых, явлениях природы; *оформление уголка для родителей по теме «Природа весной»; *введение в проект как детей, так и родителей: совместное тематическое пополнение группового книжного уголка; изготовление атрибутов родителей с детьми для сюжетно – ролевых игр; чтение тематической литературы дома; *тематическая выставка «Поделки из подарков природы» (совместно с родителями).
Художественно – эстетическое.
Развитие продуктивной деятельности в различных видах творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация); развитие детского творчества.
Музыкальная область.
Развитие музыкально – художественной деятельности.
Содержание: *рисование «Солнышко, нарядись, красное, покажись», «Трава для зайчат», «Дождик кап-кап-кап», «Цветы на клумбе», «Сад зеленый» и т. д. ; *аппликация «Ваза для цветов», «Вишня в корзине», «Жуки в траве» и т. д. ; *лепка «Улитка», «Божья коровка», «Витамины на тарелочке», «Птички и кормушки» и т. д. ; *заучивание песен о природе в разные времена года, разучивание танцев «Танец цветов», «Урожай», «Веночек» и т. д.
Речевое.
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, воспитание любви и интереса к художественному слову.
Содержание: *разучивание стихов, загадок о природе и природных явлениях, насекомых; *чтение научно – познавательной и художественной литературы: А. Толстой «Птица свила гнездо…», М. Зощенко «Умная птичка», А. Бианки «Купание медвежат», Б. Житков «Что я видел», В. Бологова «Энциклопедия для детей. Растения. Животные», И. Александров «Большая иллюстрированная энциклопедия дошкольника» и т. д. ; *составление тематических рассказов: «Все мы знаем, что цветы-для добра и красоты», «Почему нужно содержать место, где ты живёшь, в чистоте?», «Загадки из корзинки», «Что нужно растениям для жизни» и т. д. ; *беседы о бережном отношении к окружающему миру, объектам окружающего мира: «Наши хорошие поступки», «Гусеницы-это хорошо или плохо», «Как мы помогаем птицам», «Насекомые», «Откуда появился огурец» и т. д. ; *обыгрывание ситуаций и беседы о соблюдении правил безопасности в окружающем мире и сохранении здоровья, как своего, так и ближайшего окружения; *словесные игры с учетом тематики проекта: «Съедобное-несъедобное», «Назови одним словом», «Садовник», «Рыбы, птицы, звери», «Я знаю» (3 цветка, дерева, птицы т. д., «За каким растением спряталась улитка» и т. д.
Предполагаемый результат.
У детей сформируется познавательный интерес к разнообразному миру растений, расширятся представления и знания о растениях, о бережном, созидательном отношении к природе. Сформируются практические умения по созданию условий для выращивания растений и уходу за ними. Дети научатся проводить простые опыты, вести наблюдение за объектами живой природы; объяснять простые связи и цепочки в природе. У детей сформируется гуманистическая направленность поведения в окружающих природных условиях. Сформируются первичные представления о труде взрослых летом, его роли в обществе и жизни каждого человека; отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Продолжат закрепляться знания об элементарных правилах безопасного поведения в детском саду, на экологической тропе, на огороде. Закрепится умение работать в коллективе. Происходит развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса. Предполагается участие родителей в образовательном, воспитательном и трудовом процессе, где все участники проекта (дети, родители, педагоги) ощутят удовлетворённость от совместной деятельности. Экологическое просвещение родителей, даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Практическая значимость проекта.
Участие в проектной деятельности станет для детей способом удовлетворения познавательной активности; участвуя в проекте, дети получают не только новые знания, но и приобретают навыки бережного, созидательного отношения к окружающему миру. У дошкольников формируются, систематизируются и обобщаются знания о живом и неживом мире природы экологической тропы, появляется интерес к данной теме, обогащается словарь путем введения определенных слов в практику общения. У детей появляется интерес к самостоятельному поиску ответов, дети задают больше вопросов. Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о растительном и животном мире экологической тропы.
Использованная литература.
1. Л. В. Ковинько Секреты природы - это так интересно! - М. : Линка Пресс, 2004. 2. А. А. Лопатина Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А. Лопатина, М. В. Скребцова - 2-е изд. - М. : Амрита-Русь, 2008. 3. Н. Н. Луконина Утренники в детском саду: Сценарии о природе / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. - М. : Айрис- пресс, 2002. 4. С. Н. Николаева Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2004. 5. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры. - 2-е изд., стереотип. / авт. -сост. О. Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. 6. Интернет ресурсы.