Татьяна Вороширина
Проект «Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
. ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА : Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Публикация «Проект „Воспитание культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Главная задача - формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры.
Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.
При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
Формируют навыки личной гигиены : умение детей быть всегда опрятными, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять. Приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Детям, которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в порядок, причесаться.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Обеспечение постоянного, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил, ведет к усвоению ребенком всех доступных ему навыков.
В младшем дошкольном возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специально направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Чтобы ускорить формирование культурно-гигиенических навыков необходимо в процессе игр напоминать ребё нку: "Ты всегда моешь руки перед едой. Не забыл ли ты помыть руки своей дочке? ". Таким образом, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиеническими навыками.
Культурно-гигиенические навыки связаны не только с игрой. Они лежат в основе первого доступного ребёнку вида трудовой деятельности - труда по самообслуживанию. Малыш научился надевать платье, колготки, туфли и начинает осваивать последовательность одевания: что сначала, что потом. При этом сформированные навыки объединяются, образуя схему действий в ситуациях одевания, умывания, укладывания спать и т. д.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример окружающих, родителей и всех остальных членов семьи.
Таким образом, можно утверждать, что сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
3. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с использованием художественной литературы в разных видах деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
Обучающие:
1. Учить проявлять аккуратность:
- не мочить одежду,
- не разбрызгивать воду,
- самостоятельно засучивать рукава,
- складывать и развешивать одежду на стуле перед сном;
2. Учить одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
3. Учить правильно размещать свои вещи в шкафу;
4. Учить аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном;
5. Учить замечать недостатки в одежде;
6. Учить обращаться за помощью к взрослым;
7. Учить правильному поведению за столом: пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
8. Учить следить за своим внешним видом, правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.
9. Развитие культурно-гигиенических навыков.
10. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота, красота, здоровье – это неразделимые понятия;
Развивающие:
1. Развивать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
2. Развивать связную речь.
3. Обогащение и развитие словаря детей.
Воспитательные :
1. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам;
2. Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств.
3. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. Разработка конспектов занятий и тематических бесед по теме «Чистота и здоровье»;
2. Составление картотеки дидактических игр по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
3. Картотека художественно-словесного материала по воспитанию и развитию у младших дошкольников культурно-гигиенических навыков;
4. Мониторинг и итоговое диагностическое исследование сформированности культурно-гигиенических навыков;
5. Оформление стенда «Детский сад день за днем» с непосредственным творческим участием детей;
6. Презентация проекта «Чистюля».
7. Дидактические игры и упражнения.
8. Работа с родителями.
9. Беседы.
10. Непосредственно образовательная деятельность.
5. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОЕКТА
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада:
1. Оформить уголок дежурного.
2. Изготовить методическое пособие.
3. Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
4. Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
1. Составить перспективный план работы по воспитанию
культурно–гигиенических навыков и самообслуживания.
2. Разработать конспекты занятий и проведение режимных моментов.
Работа с родителями:
Консультации
«Как ухаживать за зубами»
«Как правильно одевать ребёнка на прогулку»
«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
«Прогулка зимой – это здорово»
«Пойти в детский сад и не болеть»
«Как научить ребёнка убирать игрушки»
Родительское собрание:
«Формирование культурно-гигиенических навыков у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение»
6. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА ПО ЭТАПАМ
Тип проекта : Групповой, творческий.
Продолжительность проекта : Долгосрочный
Основной этап:
Выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; большая совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр по данной теме; блок занятий по ознакомлению с окружающим миром, диагностика культурно-гигиенических навыков у детей (октябрь).
Заключительный этап:
Подведение итогов работы над проектом : диагностика культурно-гигиенических навыков у детей ежегодно (май, презентация проекта.
Календарно-тематический план
Содержание представлено циклом игровых тематических занятий (9 занятий на учебный год) – 1 занятие в месяц, занятия включены в серию познавательных, проводятся в I половине дня. Работа, проводимая на специально организованных занятиях, продолжается в совместной деятельности взрослых и детей, и самостоятельной деятельности детей, где создаются и предлагаются игровые проблемные ситуации, совместно с детьми проживает события и, в то же время, решает свои педагогические задачи. В календарно-тематическом планировании представлена система работы с детьми и родителями по вопросам воспитания к. г. н. у детей второй младшей группы. В приложении представлены примеры дидактических игр на формирование гигиенических навыков, вопросы для анкетирования родителей, подборка потешек, используемых в режимных моментах.
Период Собственно образовательная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Самостоятельная деятельность детей Работа с родителями
Сентябрь Познавательное развитие. Тема «Наша группа».
Задачи:
– познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением;
– учить детей ориентироваться в групповом пространстве;
– развивать чувство любви и гордости за свою группу;
– побуждать детей бережно относиться к своей одежде;
– познакомить со схемами алгоритмов действия в раздевалке, в умывальной комнате. Дидактические игры: «Валеология» Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены. Бережным отношением к своему здоровью, развивать у детей речь, внимание, память
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком.
Празднование дней рождения в группе. Игровые ситуации для сюжетной игры:
– Катино новоселье;
Ситуации для обсуждения:
– как шапка поссорилась с курткой в шкафу. Анкетирование родителей
Октябрь Познавательное развитие. Тема «Доброе утро, расчёска!»
Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней. Дидактические игры: «Кому что нужно». Цель: закрепить знания детей о предметах, необходимых для работы врачу. Повару, продавцу, парикмахеру.
Празднование дней рождения в группе (регулярно). Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» :
– внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник). Консультации «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
Ноябрь Познавательное развитие. Тема «Угостим кукол чаем»
Цель:
– формировать умение сервировать стол, умение действовать по алгоритму;
– воспитывать культуру поведения за столом. Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Инсценировка сюжета из сказки «Федорино горе». Сюжетно-ролевая игра «Угостим куклу». Родительское собрание «Формирование КГН у дошкольников в семье и в дошкольном учреждение».
Декабрь Познавательное развитие. Тема «Колобок идёт в гости»
Цель: закрепить навыки детей в умывании, в знании предметов туалета и их назначении;
– воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. Чтение стихотворений К. И. Чуковского «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая», просмотр м/ф «Мойдодыр», инсценировка «Как Мойдодыр подарил Ване мыло». Дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета). Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные» : – внесение игровой ситуации «Как у нашей Ирки».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек. Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!»
Январь Познавательное развитие. Тема «Помогите Зайке сберечь здоровье»
Цель: вызвать интерес к выполнению к. г. н., побуждать детей к постоянному их соблюдению. Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». Консультация «КГН, их значение в развитии ребёнка»
Февраль Познавательное развитие. Тема «Как нужно ухаживать за собой»
Цель: закреплять КГН, формировать, показывать эти движения при помощи мимики и жеста, отгадывать по паказу. Дидактическая игра «Азбука здоровья». Цель: систематизировать представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, развивать речь, внимание, память. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости». Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Март Познавательно развитие. Тема «Оденем куклу Катю на прогулку»
Цель:
– закрепить выполнение алгоритма одевания одежды;
– формировать потребность в соблюдении опрятности в саду и на улице. Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место». Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Апрель Познавательное развитие. Тема «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…»
Цель:
– развивать умения свободно пользоваться предметами постельного белья, применять их по назначению, называть правильно;
– формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки. Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья» : – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать». Мастер-класс для родителей «Изготовление народной куклы, которую кладут ребёнку в кроватку, чтобы он лучше засыпал».
Май Познавательное развитие. Тема «Мои здоровые зубки».
Цель: учить ребёнка чистить зубы Дидактическая игра «Водичка, водичка».
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания Сюжетно-ролевые игры: «Больница» – внесение игровой ситуации «Кукла идёт на приём к врачу» Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
7. ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА (2013-2014) уч. год
Дети младшего возраста должны :
- Следить за своим внешним видом.
- Пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо
вытираться после умывания.
- Вешать полотенце на место, пользоваться расчёской и носовым платком.
- Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой;
не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать
с полным ртом.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
- Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
- Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических
навыков.
- Укрепление связей между детским садом и семьёй.
8. ПОКАЗАТЕЛИ ДИНАМИКИ ФОРМИРОВАНИЯ КГН
№
п/п Ф. И. ребёнка Умеет самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры
Соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания Имеет элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания
Начинает проявлять умение заботиться о своём здоровье Приучен к опрятности (замечает непорядок в одежде, устраняет его при небольшой помощи взрослых) Имеет положительный настрой на соблюдение элементарных правил поведения в детском саду и на улице Знает, что надо соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада, после игры убирать игрушки на место, строительный материал Самостоятельно одевается и раздевается, сушит мокрые вещи, ухаживает за обувью Может помочь накрыть стол к обеду Всего баллов
1 Аванесян Е. 2 2 2 2 3 2 2 2 1 18- низ.
2 Бакирова Н. 2 4 2 4 4 2 3 2 1 24-сред.
3 Баширов Д. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 17-низ.
4 Вороширина С. 2 2 2 2 2 2 3 2 1 19- низ.
5 Елсукова В. 4 4 2 4 4 2 3 2 1 26-сред.
6 Ергунова А. 3 4 2 4 3 2 3 2 1 24-сред.
7 Ефремов В. 3 3 3 4 3 2 2 2 1 23-низ.
8 Казаков Н. 2 2 2 2 2 2 2 2 1 17-низ.
9 Клементьева А. 2 3 2 3 3 2 2 3 1 21-низ.
10 Куклев К. 2 3 2 3 3 2 3 2 1 21-низ.
11 Лукманова К. 2 3 2 2 3 2 3 2 1 20-низ.
12 Небогатов С. 2 2 2 2 4 2 3 2 1 20-низ.
13 Пальгов Д. 3 4 3 4 4 3 3 2 1 27-сред.
14 Рябова Д. 2 3 2 3 4 2 3 2 1 21-низ.
15 Стрелкова Я. 2 3 2 3 2 2 2 2 1 19-низ.
16 Снигирёв К. 2 3 2 3 3 2 2 2 1 20-низ.
17 Ульмаскулов И. 2 2 2 2 3 2 2 2 1 18-низ.
18 Щабловский Е. 2 3 2 2 3 2 3 2 1 20-низ.
19 Малых А. 4 4 3 4 4 2 3 3 1 28-сред.
20 Юнусов Р. 2 3 2 3 2 2 3 2 1 20-низ.
21 Юнусова А. 4 4 3 4 4 2 3 2 1 27-сред.
22 Хакимова Н. 3 4 3 4 4 2 3 2 1 26-сред.
23 Суслова А. 2 2 2 2 2 2 3 2 1 18-низ.
24 Пасечник Д. 3 3 2 3 4 2 3 2 1 23-низ.
Распределение баллов по степени соответствия достижения ребёнком планируемых результатов (показателей) определённому уровню
Уровень Более 2/3 показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны Более половины показателей, но менее 2/3 являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны Менее половины показателей являются стабильными характеристиками, проявляются постоянно, в разных ситуациях, остальные показатели наблюдаются периодически, нестабильны
Высокий 4 балла 4 балла 4 балла
Средний 3 балла 3 балла 3 балла
Низкий 2 балла 2 балла 2 балла
Низший 1 балла 1 балла 1 балла
Баллы проставляются в соответствующие графы таблицы «Показатели динамики формирования КГН»
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М. :Просвещение,1991.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М. : Просвещение,1991.
3. Затулина Г. Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. 2 младшая группа – М. : центр педагогического образования,2009г.
4. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 1. – М. : «Школьная пресса», 2006.
5. Игра дошкольника / Под ред. С. А. Новосёловой. – М. : Просвещение, 1989.
6. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. – М. : Просвещение, 1997.
7. moi-detsad.ru
8. https://forchel.ru
9. mistergid.ru