Анна Костина
Образовательный проект «В гостях у домовёнка Кузи. Знакомство с деревенским бытом»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательный проект
«В гостях у домовёнка Кузи. Знакомство с деревенским бытом».
Тип проекта
долгосрочный, открытый, познавательно-игровой
Интеграция образовательных областей
Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности:
познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическое развитие.
Участники проекта
Дети и воспитатели младшего дошкольного возраста, специалисты МБДОУ, родители.
Актуальность проекта
Публикация «Образовательный проект „В гостях у домовёнка Кузи, Знакомство с деревенским бытом“» размещена в разделах
Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства бесконечной любви к Родине».
В. А. Сухомлинский
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам?
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно.
Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.
Выбор темы патриотического воспитания обусловлен прежде всего возрастом детей, так как дети младшего дошкольного возраста наиболее чувствительны к восприятию произведений устного народного творчества, к сказкам, сказочным персонажам. Для данного периода характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то все, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. Суть воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.
Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это и есть самый естественный, а поэтому и верный способ патриотического воспитания, воспитания чувства любви к Отчизне.
Цель: Формирование представлений об окружающем мире, развитие представлений детей о русской культуре, русским традициям
Задачи
Для детей:
Познакомить детей с устройством деревенского быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков.
Расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах.
Способствовать самостоятельному отражению детьми полученных знаний, умений, навыков.
Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям (гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие) .
Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.
Для родителей:
Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Привлечь родителей в воспитательно - образовательному процессу.
Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание макета "русской избы".
Стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах.
Для педагогов
Обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученный знаний, умений и навыков
Пополнение и обогащение методического, дидактического и наглядного материала по теме проекта.
Предполагаемый результат
Дети
Сформированность у детей элементарных знаний по теме проекта
Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации проекта в соответствии с возрастом
Заинтересованность детей темой, проявление их познавательной активности: вместе с родителями находят информацию по теме, рассказывают и делятся своими знаниями с другими детьми в детском саду.
Возможность участия в презентации проекта, где дети смогут применить имеющиеся знания о русском быте, кухонной утвари, домовёнке, поучаствовать в веселых конкурсах и соревнованиях.
Родители
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной и игровой деятельности
Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
Этапы реализации проекта
1 этап Подготовительно-мотивационный
Выявление первоначальных знаний детей о русском быте, кухонной утвари, домовом.
Информация родителей о предстоящей деятельности (оформление информационного блока в родительском уголке)
Подбор литературы о русском деревенском быте, его традициях и обрядах
Подбор плакатов, иллюстраций по теме проекта
2 этап Проблемно-деятельностный
Проведение педагогической работы с детьми по разработанной технологии:
Образовательные ситуации :
Познавательная деятельность
«Домовой- дух добрый», «Кухонная утварь», «Деревенский русский быт»
Социально-коммуникативная
«Весела была беседа с домовым Кузей!», «Поиграем с домовым» «День домового-10 февраля»,
Речевая деятельность
Составление описательных рассказов: «Домовенок Кузя», «Печка», «Кухонная утварь»
Заучивание потешек, прибауток
Художественно – эстетическая
раскрашивание «Кухонная утварь», «Домовёнок»,
аппликация «Печка»
лепка посуды
Образовательная деятельность в режимных моментах. :
- просмотр мультфильмов «Приключения Домовёнка Кузи»
- просмотр презентаций: «Кухонная утварь», «Русская изба»
-чтение литературных произведений по теме проекта Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр:
• сюжетно-ролевые игры –"Хорошо в избе русской", "Печём в русской печке пирожки", "Встречаем гостей"
• дидактические – «Кухонная утварь», «Что лишнее (посуда)», «Для чего нужна посуда?», «Звучащая посуда», «Сложи предмет»,
• подвижные – «Кто быстрей до печки?», «Принеси предмет»,
«Попади в чугунок», «Найди Кузю»
Самостоятельная деятельность детей
- Организация дидактических игр: «Подбери пару», Сложи предмет», «Одень Кузю», «Что нужно печке?»
- раскрашивание по теме проекта
- игры со строительным материалом
Работа с родителями по заданной теме
Работа с педагогами (консультации, мастер-классы)
3 этап Творческий
Организация выставки кухонная утварь.
Создание в группе музея "русская изба"
Открытое познавательно-игровое мероприятие «В гостях у домовёнка Кузи»
Презентация «Кухонная утварь»
Продукты проекта
Для детей:
Выставка рисунков, поделок по теме проекта
Создание альбома рассказов с рисунками детей «Кузькин дом»
Для педагогов:
Разработка тематического проекта для детей и взрослых;
Подбор компьютерных презентаций;
Создание мини-музея «Русская изба»
Подбор иллюстративного и литературного материала для родителей и детей по теме проекта
Разработка и проведение консультаций для педагогов и родителей по теме проекта
Для родителей:
Выставка фотогазет «Наш домовой»
Выставка рисунков и поделок, сделанных вместе с детьми по теме проекта