елена максимова
Образовательный маршрут «Информационная безопасность дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом начальной социализации ребенка. Именно дети дошкольного возраста нуждаются в понятной и доступной информации, с помощью которой они получают начальное представление об окружающем мире.
Информационная безопасность детей дошкольного возраста - это состояние их защищенности от информации, способной причинить вред здоровью, а также их духовному, психическому или физическому развитию.
Публикация «Образовательный маршрут „Информационная безопасность дошкольников“» размещена в разделах
Источником информации являются книги, телевизионные передачи, компьютерные игры. Прежде чем полностью оградить ребенка от использования медиа-продукции необходимо выяснить, какая именно информация может причинить ему вред.
Какую информацию можно отнести к негативной?
• побуждающую детей к совершению действий, угрожающих их жизни и здоровью, в том числе причинение вреда себе, самоубийство;
• способную пробудить у детей интерес и желание попробовать алкогольную продукцию, табачные изделия, заниматься бродяжничеством;
• содержащую информацию порнографического характера;
• отрицающую семейные ценности;
• оправдывающую жесткость и насилие в отношении людей или животных;
• содержащую нецензурную лексику.
Насилие в информационном пространстве провоцирует у детей агрессивность,
притупление чувств в момент причинения боли окружающим. Эротические фрагменты могут навсегда травмировать моральное суждение. Рекламные ролики обладают самым высоким уровнем воздействия на психическое состояние дошкольника. Ребенок склонен верить всему, о чем говорится в рекламе
Шаг первый
«Плюсы» и «минусы» телевидения для дошкольников.
Для детей дошкольного возраста многие телепередачи носят развивающий или образовательный характер. Просмотр таких программ оказывает положительное влияние на подготовку ребенка к поступлению в школу, расширяет кругозор. Программы о животном и растительном мире, о путешествиях и истории дают дошкольникам определенные знания о культурных, моральных и духовных ценностях. В этом положительная роль телевидения в становлении и развитии личности ребенка.
Но, именно телевидение отделяет малышей от реальностей внешнего мира. Проводя много времени за экраном, дошкольники не развиваются физически, становятся пассивными «зрителями», зачастую агрессивными по отношению друг к другу, к животным. Сцены жестокости, которые часто демонстрируют по телевизору, негативно сказываются на психике детей, провоцируя вспышки гнева. Быстрая смена кадров негативно влияет не на зрение и на детский мозг. Большое количество информации утомляет, раздражает ребенка, а общение со сверстниками сводится к минимуму.
Чем вреден просмотр телевизора для детей?
Как отучить ребенка от бесконечного просмотра телевизора? Об этом вы узнаете в статьях:
«Правила при использовании телевизора»
https://detsad112.rchuv.ru/news/2022/01/25/informacionnaya-bezopasnostj-detej-doshkoljnogo-vo
«Дети и телевизор»
https://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/107
Шаг второй
Для решения проблем, связанных с информационной безопасностью детей дошкольного возраста, необходимо научить ребенка адекватно оценивать и воспринимать информацию, увиденную на экране. Для этого с детьми дошкольного возраста можно организовать совместное решение ситуативных задач.
Решаем и обсуждаем вместе с детьми. https://pandia.ru/text/80/639/75627.php
Шаг третий
Компьютерная безопасность детей.
Компьютерные технологии - эффективное средство развития ребенка дошкольника. Но его необдуманное использование может причинить непоправимый вред здоровью.
Компьютерные игры (КИ) провоцируют перевозбуждение участков головного мозга ребенка, отвечающих за удовольствие. Ребенок становится зависимым. Вместе с тем наносят большой вред детскому восприятию: дети переносят в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере. Если во время игры любимый герой трагически погибает,
пытаясь спасти людей, или прыгает по деревьям и этажам домов, то все эти действия ребенок сможет воспроизвести в реальности.
Сюжет большей части КИ основан на том, чтобы выжить, уничтожить своих соперников и т. д. Достижение этих целей происходит чаще всего через стрельбу. К чему может привести такое влияние компьютера на ребенка? К тому, что достичь всего в этой жизни можно только через жестокость, агрессию и применение оружия.
Часто родители, чтобы хоть чем-то занять ребенка, просто усаживают его за телевизор или компьютер, и даже не догадывается, что это приводит к развитию детского одиночества, развитию у детей эгоизма и изолированности.
Мы предлагаем вам вместе со своим ребенком посмотреть подборку видеороликов и мультфильмов: «Безопасный интернет».
Смотрим и обсуждаем.
https://www.kopanschool.ostredu.ru/index.php/sveden/89-shkolnaya/okhrana-zdorovya-bezopasnost/209-videoroliki-multfilmy-bezopasnyj-internet.html
Родители в первую очередь несут ответственность за будущее своих детей. Поэтому необходимо выбрать такие меры, которые бы максимально обезопасили информационную среду для дошкольников. Необходимым условием является систематическое взаимодействие детского сада и семьи по вопросам обеспечения безопасности детей.