Татьяна Степура
Образовательный инструментарий к проведению мониторинга. Диагностические беседы по курсу пропедевтики «Истоки»
▼ Скачать + Заказать документы
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА С ДЕТЬМИ 3-7 ЛЕТ ПО КУРСУ ПРОПЕДЕВТИКИ «ИСТОКИ»
Цель: выявление уровня знаний и представлений детей 3—7 лет по освоению категорий курса пропедевтики «Истоки».
Диагностическая беседа воспитателя с ребенком проводится индивидуально. В беседе целесообразно использовать книги для развития детей 3-7 лет
Данные, полученные воспитателем в процессе беседы с ребенком, оцениваются педагогом в соответствии с критериальными показателями оценки содержательного
содержательного аспекта качества образования и заносятся в дневник развития ребенка.
Публикация «Образовательный инструментарий к проведению мониторинга, Диагностические беседы по курсу пропедевтики „Истоки“» размещена в разделах
Диагностические беседы с детьми 3-4 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 «Любимое имя»
Вопросы:
• Как тебя зовут?
• Каким ласковым именем называют тебя мама и папа?
• Тебе приятно, когда тебя называют ласковым именем?
• Как зовут твою маму и твоего папу?
• Как ласково звучат их имена?
• Маме и папе приятно, когда их называют ласково?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 2 «Доброе слово»
Вопросы:
• Какие добрые слова ты говоришь маме, папе, бабушке, дедушке и другим близким людям?
• Им приятно слышать твои добрые слова?
• Тебе радостно говорить добрые слова?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 3 «Ласковая песня»
Вопросы:
• Какую колыбельную песню ты знаешь?
• Кому ты поешь колыбельную песню?
• Тебе нравится петь колыбельные?
• Кто тебе их поет?
• Что ты чувствуешь, когда слышишь колыбельную песню?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 4 «Праздничная песня»
Вопросы:
• Какой праздник мы недавно отмечали?
• Кому ты говорил добрые слова в праздник Рождества и Нового года?
• Как мы готовились к празднику?
• Как ты помогал родным дома готовиться к празднику?
• Чем запомнился тебе праздник Рождества и Нового года?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 5 «Любимый образ»
Вопросы:
• Как зовут твою маму?
• Какие добрые и ласковые слова о своей маме ты хочешь сказать?
• Какие добрые дела для мамы ты делаешь?
• Маме приятно слышать твои добрые слова и видеть твои добрыедобрые дела?
• Тебе радостно рассказывать о маме?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 6 «Образ света»
Вопросы:
• Ты помнишь песенку или потешку о солнышке?
• Спой ее, пожалуйста!
• Тебе радостно петь про солнышко?
• Какое у тебя настроение в солнечную погоду?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 7 «Добрый мир»
Вопросы:
• Все, что нас окружает, — это наш общий дом, добрый мир, и нам хорошо живется в нем. А что для тебя является добрым миром?
• Какие добрые дела для доброго мира делаешь ты сам?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 8 «Добрая книга»
Вопросы:
• (Рассмотреть еще раз книгу для развития с русской народной сказкой «Репка».) Почему эта книга добрая?
• Что помогло героям сказки вытащить репку?
• Чему научила тебя эта сказка?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 9 «Любимая книга»
Вопросы:
• (Обратить внимание ребенка еще раз на книги для развития «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга» и любимые книги, принесенные из дома.)
• Назови, пожалуйста, свою любимую книгу.
• Чему доброму тебя научила любимая книга?
• Как ты проявляешь свою доброту к родным и близким людям? Детям твоей группы?
• Тебе радостно делать добрые дела?
Диагностическая беседа с детьми 4-5 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЙ 1-2 «Дружная семья» и «Домашнее тепло»
Вопросы:
• Назови, пожалуйста, свою фамилию.
• Назови фамилию родной сестры или родного брата.
• Что нужно делать, чтобы семья жила дружно и счастливо?
• Почему твою семью можно назвать дружной?
• А как в твоей семье родные и близкие люди заботятся друг о друге?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 3 «Дороги добра»
Вопросы:
• В жизни каждого человека есть множество добрых дорог. Дороги, по которым идет человек, совершая добрые дела, называются дорогами добра. Эти дороги приводят к совершению добрых поступков. По каким дорогам ты идешь, чтобы совершить добрые дела?
• Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 4 «Сказочный лес»
Вопросы:
• Что интересного про сказочный лес ты узнал из книги «В добрый путь»?
• Ты был в настоящем лесу?
• Чем удивил тебя лес?
• Что доброго для леса ты можешь делать уже сейчас?
• Как ты будешь заботиться о лесе, когда вырастешь?
• Что ты чувствуешь, когда находишься в лесу?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 5 «Добрая забота»
Вопросы:
• Какие домашние животные есть у тебя дома?
• Как ты заботишься о них?
• Какие домашние животные есть у бабушки с дедушкой?
• Как они о них заботятся? Что чувствуют животные, когда мы о них заботимся?
• Что ты чувствуешь, когда заботишься о ком-либо?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 6 «Праведный труд»
Вопросы:
• Кого можно назвать трудолюбивым?
• Каким трудом люди заняты на земле?
• За что люди благодарны хлеборобам?
• Гдн и как трудятся твои родные и близкие?
• Какие добрые дела делаешь ты?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 7 «Любимая сказка»
Вопросы:
• Назови свою любимую сказку?
• Почему она тебе нравиться?
• Чему доброму тебя научила любимая сказка?
• Как поступил бы ты на месте главного героя?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 8 «Благодарное слово»
Вопросы:
• Какие слова благодарности ты знаешь?
• Кого и за что нужно благодарить?
• Кому и за что благодарен ты?
• Как ты благодаришь близких людей?
• Что ты чувствуешь, когда говоришь слова благодарности?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 9 «Светлый праздник»
Вопросы:
• Какой праздник мы будем скоро отмечать?
• Какие добрые слова ты подаришь березке в светлый праздник?
• Какие добрые слова в этот праздник ты скажешь родным т близким?
• Как люди отмечают праздник Троицы?
Диагностические беседы с детьми 5-6 лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 «Верность родной земле» (ч. 1)
Вопросы:
• О каких защитниках Отечества ты узнал из первой части этой книги?
• За что люди благодарны русским богатырям?
• Чем бы ты хотел походить на русских богатырей?
• Что ты чувствуешь, когда рассказываешь о наших богатырях?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 2 «Верность родной земле» (ч. 2)
Вопросы:
• О каких подвигах богатырей (Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича) ты можешь рассказать?
• Какие качества нужны защитнику Отечества?
• Почему наш народ помнит и любит богатырей?
• Хочется ли тебе стать защитником России?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 3 «Радость послушания»
Вопросы:
• Послушный ли ты сын (дочь?
• Что значит «быть послушным»?
• Почему нужно слушаться старших?
• Кого и в чем ты недавно послушался?
• Что ты чувствуешь, когда поступаешь так, как советуют взрослые?
• Как в русских народных сказках проявляется радость послушания?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 4 «Светлая Надежда»
Вопросы:
• Какой праздник мы недавно отмечали?
• Какие пожелания родным и близким вы подарили в Рождество? Какие подарки вы подарили и получили на Рождество?
• Какое чудо произошло в Рождественскую ночь?
• Какую добрую Надежду получают люди в Рождество?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 5 «Доброе согласие»
Вопросы:
• В каком деле важно доброе согласие?
• Как проявляется согласие в вашей семье?
• Легко ли приходить к согласию в жизни?
• Что ты чувствуешь, когда соглашаешься со старшими? Друзьями?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 6 «Добрые друзья»
Вопросы:
• У тебя есть друзья?
• Кого можно назвать настоящим другом?
• Считаешь ли ты себя настоящим другом? Почему?
• Что нужно делать, чтобы дружба сохранялась и крепла?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 7 «Добрые дела»
Вопросы:
• Какие дела считаются добрыми?
• Какие добрые дела ты успел совершить?
• Почему важно делать добрые дела?
• Что ты чувствуешь, когда совершаешь добрые дела?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 8 «Мудрое слово»
Вопросы:
• Где можно встретиться с мудрым словом?
• Какие мудрые слова ты запомнил?
• Чему тебя научили мудрые слова?
• Кого можно назвать мудрым и почему?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 9 «Мудрые люди»
Вопросы:
• Кого из твоих близких можно назвать мудрым? Почему? Какие мудрые советы дали тебе взрослые?
• За что мы благодарны мудрым людям?
• Какой мудрости научили тебя наши сказки?
Диагностическая беседа с детьми 6-7лет
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 1 «Сказочное слово»
Вопросы:
• Какие русские народные сказки ты знаешь?
• Чему доброму научили тебя эти сказки?
• Какие сказки А. С. Пушкина ты знаешь?
• Чему учат эти сказки?
• Чем нравятся тебе сказки А. С. Пушкина?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 2 «Напутственное слово»
Вопросы:
• Когда люди говорят напутственные слова?
• С какими словами люди провожают в дорогу своих родных и близких?
• Какие добрые слова помогают тебе в пути-дороге?
• Какие напутствия из сказок ты помнишь?
• Что ты чувствуешь, когда слышишь добрые напутствия?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 3 «Жизненный путь»
Вопросы:
• У каждого человека есть свой жизненный путь. Он есть уже и у тебя. Какие изменения произошли с тобой со времени рождения? (Родился, был младенцем, потом подрос и пошел, а сейчас стал большим, многое умеешь делать сам, многое знаешь.)
• Расскажи, пожалуйста, по желанию, о жизненном пути папы, мамы, бабушки, дедушки.
• Каким ты представляешь себе свой жизненный путь?
• Какие важнейшие события происходят в жизни человека?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 4 «Светлый образ»
Вопросы:
• Какие эпизоды из жизни Преподобного Сергия Радонежского тебе запомнились?
• Почему люди обращались за помощью и советом к нему?
• Почему жизнь Преподобного Сергия Радонежского можно назвать праведной?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 5 «Чудотворный образ»
Вопросы:
• Почему Преподобного Сергия Радонежского называют чудотворцем?
• Почему князя Димитрия Донского и Преподобного Сергия называют защитниками земли Русской? Каким был Сергий Радонежский?
• На что бы ты хотел получить благословение Преподобного Сергия Радонежского?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 6 «Мастера и рукодельницы»
Вопросы:
• Почему все люди должны трудиться?
• Что нужно делать, чтобы стать мастером своего дела?
• Какие качества помогают стать мастером или рукодельницей?
• Кем ты станешь, когда вырастешь и почему?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 7 «Старание и терпение»
Вопросы:
• В каких делах проявляются старание и терпение?
• Что ты чувствуешь, когда тебе удается что-то сделать благодаря старанию и терпению?
• В каких русских народных сказках герои проявляют старание и терпение?
• Вопросы:
• О каких традициях нашего народа ты узнал из книги «Семейные традиции»?
• Какие традиции сохраняются в вашей семье?
• Какие традиции передаются из поколения в поколение в семьях твоих бабушек и дедушек?
• Каким традициям будешь следовать ты?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 9 «Книга — праздник души»
Вопросы:
• О какой традиции празднования Пасхи ты узнал из книги «Семейные традиции»?
• О каких традициях рассказывает «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано- виче и о прекрасной царевне Лебеди» А. С. Пушкина?
• Чему доброму научили тебя книги для развития?
• На кого из героев этих произведений ты хотел бы быть похожим? Почему?
• Почему хорошая книга является праздником души?
ТЕМА ЗАНЯТИЯ 10 «До свидания, детский сад! Здравствуй, школа!»
Вопросы:
• Заканчивается пора дошкольного детства. Осенью ты пойдешь в школу и станешь учеником. Все время, пока ты ходил в детский сад, взрослые о тебе заботились и окружали любовью. Чему доброму научили тебя в детском саду?
• Какие слова благодарности ты скажешь всем, кто помог тебе вырасти добрым и умным?
• Что ты чувствуешь, когда говоришь слова благодарности?
• Чему ты хочешь научиться в школе?