Светлана Рахматулина
Инструментарий к диагностике по программе «От рождения до школы». Раздел «Ребенок и окружающий мир» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Инструментарий к диагностике
по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веракса,
Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Раздел «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Что изучается?
Знания детей о видах транспорта, предметах, облегчающих труд человека в быту, и предметах, создающих комфорт
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «Виды транс
Публикация «Инструментарий к диагностике по программе „От рождения до школы“, Раздел „Ребенок и окружающий мир“ (старшая группа)» размещена в разделах
порта» ( классификация видов транспорта: пассажирский, грузовой,
транспорт специального назначения).
Предметные картинки: троллейбус,
автобус, трамвай, грузовик, само
свал, скорая помощь, милицейская
машина, пожарная машина и другие.
2. Дидактическая игра «Найди пару».
Предметные картинки: веник, пылесос, нож, блендер, стиральная доска, стиральная машина, печатная машинка, компьютер и другие
Содержание диагностического задания
1. Ребенок рассматривает картинки с различными видами транспорта.
Задание: разложи картинки по видам транспорта (пассажирский, грузовой, специальные машины).
2. Ребенок рассматривает картинки и сравнивает их.
Задания: сравни предметы и назови те, которые облегчают труд человека в быту и создают комфорт; разложи все картинки попарно (веник и пылесос, стиральная доска и стиральная машина и т. д.
Критерии оценки
3 балла - ребенок различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд людей в быту, легко справляется с заданиями без помощи педагога.
2 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки при классификации видов транспорта и предметов, облегчающих труд людей в быту. Требует дополнительных инструкций.
1 балл - ребенку требуются дополнительные пояснения, допускает более 3 ошибок, затрудняется в операции обобщения
Что изучается?
Знания детей о размере, цвете, форме, «весе», материале, из которого сделан предмет, и умение его описывать
Дидактические игры, упражнения, вопросы
1. Дидактическая игра «А знаешь ли
ты?»
Материал: предметы и предметные картинки: мячи разного размера, сделанные из различного материала (пластмасса, резина); деревянные или пластмассовые пирамидки разного размера, предметы из металла и стекла.
2. Дидактическая игра «Опиши знакомые предметы».
Материал: те же картинки или предметы, что и в п. 1
Содержание диагностического задания
1. Ребенок рассматривает предметы и картинки,
отвечает на вопросы:
- Какого размера резиновый мяч? Деревянная пирамидка?
- Назови цвет всех колец пирамидки.
- Что тяжелее: пластмассовый мяч или резиновый? Почему? (Можно продолжить ряд до 6 вопросов.)
2. Ребенок загадывает любой предмет и описывает его так, чтобы воспитатель мог понять, о каком предмете он говорит.
Задание: необходимо назвать цвет, форму, размер предмета, его «вес» (тяжелый или легкий) и материал, из которого сделан загаданный предмет
Критерии оценки:
3 балла - ребенок безошибочно определяет размер, цвет, форму, «вес», материал, из которого сделаны предметы, и на основе этого описывает их.
2 балла - ребенок, отвечая на вопросы
задания 1, допускает не более двух ошибок, выделяет существенные признаки и характеризует предмет с небольшой помощью взрослого.
1 балл - знания о свойствах и качествах предмета разрознены, бессистемны. Ребенок допускает более 3 ошибок в первом задании, задание 2 выполнить не может
Что изучается?
Знания о свойствах и качествах различных материалов
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Что из чего?» Материал: предметы разного качества: мячи резиновый, теннисный, футбольный; стакан стеклянный, пластмассовый; кружка фарфоровая; кубики пластмассовые, деревянные; ложки пластмассовые, ме-таллические; салфетки бумажные, матерчатые. Или
Дидактическая игра «Сравни предметы»
Содержание диагностического задания
Ребенок держит в руках предметы, рассматривая их.
Задания:
1. Объедини предметы сделанные из стекла, пластмассы, резины и т. п.
2. Охарактеризуй деревянную ложку, называя свойства и качества материала, из которого она сделана (твердая или мягкая, хрупкая или прочная, температура поверхности теплая или холодная и др.). Затем педагог просит по этому же алгоритму дать характеристику еще 2-3 предметов.
3. Сравни металлическую ложку с деревянной матрешкой (металл холодный - дерево теплое, стеклянный стакан с металлической кружкой
и другие
Критерии оценки
3 балла — ребенок без ошибок классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризует свойства и качества этих материалов: структуру поверхности, твердость — мягкость, хрупкость - прочность, блеск, звонкость, температуру поверхности.
2 балла - при определении материалов, из которых сделаны предметы, допускает 1-2 ошибки. Требует дополнительных пояснений при определении свойств и качеств этих материалов, допускает неточности.
1 балл - ребенок не может классифицировать предметы самостоятельно и допускает много ошибок
Что изучается?
Знания о профессиях строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Угадай профессию».
Материал: предметные картинки с изображением людей разных профессий: повар (кулинар, строитель, штукатур-маляр, модельер, парикмахер, столяр, летчик, пожарный, милиционер, машинист, шофер, капитан, хлебороб и т. д.
Картинки с изображением атрибутов разных профессий и результатов труда людей различных профессий
Содержание диагностического задания
Ребенок внимательно рассматривает картинки и перечисляет известные профессии, соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда. Примерные вопросы беседы:
1. Какая профессия у этого человека?
2. Какие инструменты (атрибуты) нужны людям этой профессии?
3. Что делают люди этой профессии?
4. Объедини строителей.
Людей каких профессий можно назвать земледельцами
Критерии оценки
3 балла — ребенок называет профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышлен-ности, владеет приемом обобщения. Безошибочно соотносит атрибуты (орудия) и результаты труда.
2 балла - ребенок перечисляет названия
профессий по картинкам. Обобщая профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной про-мышленности, допускает ошибки.
1 балл - ребенок называет не все профессии, приемом обобщения не владеет
Что изучается?
Знания о некоторых родах войск
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическая игра «Кому что нужно?»
Материал: предметные картинки
с изображением пограничника, моряка, летчика, подводника, танкиста, пехотинца; картинки с изображением техники, оружия для военных профессий
Содержание диагностического задания
Примерные вопросы:
1. Назови, кто изображен на картинках? (Военные.)
2. При помощи картинок вспомни и назови известные тебе рода войск.
3. Какая боевая техника нужна танкисту (летчику) и т. д.?
4. Для чего нужны военные? И другие
Критерии оценки
3 балла — ребенок различает рода войск,
правильно отвечает на все вопросы.
2 балла - правильно называет 2-3 военных профессии, может о них рассказать.
1 балл — ребенок называет 1—2 военных профессии; затрудняется подобрать и назвать боевую технику, рассказать о профессии
Что изучается?
Знания о себе, родном городе; стране
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Беседа
Содержание диагностического задания
Примерные вопросы:
1. Назови свой домашний адрес.
2. С кем ты живешь вместе?
3. У тебя есть бабушка (и, как ее зовут?
4. Кем ты являешься бабушке и дедушке? (Ты кто для них) И т. п.
5. Назови город, в котором ты живешь.
6. Как называется наша страна?
7. Сможешь назвать главный город страны?
Критерии оценки
3 балла - ребенок знает своих родственников; правильно называет домашний адрес (улица, дом, квартира, может назвать подъезд и этаж. Знает название родного города, страны, ее главного города.
2 балла - ребенок знает всех родственников, допускает неточности при назывании домашнего адреса, правильно называет город, в котором живет. Допускает ошибки или затрудняется назвать страну или главный город страны.
1 балл - ребенок знает и называет родственников, не знает домашнего адреса, не сразу называет город, в котором живет (или не знает вообще). Не называет страну и главный город страны
Что изучается?
Знания о некоторых правилах дорожного движения
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Дидактическое упражнение «Школа пешеходных наук».
Материал: сюжетная картинка с изображением улицы, тротуара, светофора; предметные картинки знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход»
Содержание диагностического задания
Ребенок рассматривает сюжетную картинку и отвечает на в о п р о с ы:
1. Как называют людей, идущих по улице?
2. Как правильно ходить по улице?
3. Назови знаки, с помощью которых пешеход может определить место, где можно перейти через улицу.
Ребенок рассматривает предметные картинки. - Расскажи о значении разрешающих и запрещающих сигналов светофора
Критерии оценки
3 балла - ребенок знает, что улицу переходят в строго определенном месте, называет знаки, знает сигналы светофора, проявляет интерес к изучению правил дорожного движения.
2 балла - ребенок знает правила перехода через улицу, значение сигналов светофора, затрудняется в названии знаков.
1 балл - ребенок затрудняется в определении места перехода улицы, но знает сигналы светофора, интереса к изучению правил дорожного движения не выражает
Высокий уровень — 18-21 балл,
средний уровень – 11-17 баллов,
низкий уровень – 7-10 баллов.