Елена Михальчук
Образовательный цикл «Сказочный мир фигур»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатели- Михальчук Елена Евгеньевна, Науменкова Елена Геннадьевна
Педагог-психолог-Зайцева Ольга Викторовна
Пояснительная записка
Современный ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель, исследователь. Эти
заложенные природой задатки очень хорошо реализуются и совершенствуются в конструировании. Используя детьми в игре плоские геометрические конструкторы развивают у них логическое, пространственное и конструктивное мышление, сообразительность. После осваивания игр со сказочными треугольниками, дети продолжают играть и в другие плоские геометрические конструкторы, которые состоят не только из треугольников, но и из других фигур. Один из которых «Пифагор». Что он собой представляет? Квадрат размером 10х10 см разрезается, в результате чего получаем 9 геометрических фигур: 4 больших треугольника, 2 маленьких, один средний, квадрат и прямоугольник. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, сказочных героев, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы. Играя в плоские конструкторы, детей увлекает результат - они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Публикация «Образовательный цикл „Сказочный мир фигур“» размещена в разделах
Актуальность
Формирование конструктивной деятельности - важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, т. е., формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение в дошкольном возрасте уделяется деятельности конструирования.
Способность анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом, синтезировать графический образ – известный отечественный психолог А. Р. Лурия назвал зрительным анализом и экспериментально доказал важность и необходимость развития этого психического качества для успешного начала школьного обучения.
Нарушение развития оптико-пространственного гнозиса, задержка в формировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов. Поэтому конструкторскую деятельность можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи, способную решать многие задачи.
Цель:
Формирование развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, посредством конструктивной деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Развивать зрительно-моторную координацию, пространственных представлений, мелкой моторики пальцев рук, точности, устойчивости и произвольности деятельности,
2. Учить делить сложную форму на составные части, соотносить размеры объектов, определять их местоположение и мысленно менять их взаимное расположение.
3. Развивать детскую самостоятельность и инициативу.
4. Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальных способностей детей.
5. Воспитывать у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Планируемые результаты:
*Дети научатся проводить зрительный анализ;
*составлять из треугольников геометрические фигуры (квадрат, треугольник, проговаривать последовательность действий;
*научатся из изображения выделять геометрические фигуры;
*разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель;
*научатся составлять геометрические фигуры по образцам и придумывать свои;
*научаться составлять сюжетную картинку по образцу, используя весь конструктор;
*научатся совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
*овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Условия реализации образовательного цикла – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
Сроки реализации – учебный год (сентябрь – май).
Формы и приемы работы:
-игра;
-самостоятельная деятельность детей;
-игровые упражнения;
-чтение художественной литературы.
Количество детей – 22 человека
Возраст детей: 4-5 лет
Образовательный цикл составлен на основе авторской программы «Пифагор», автор Скотников Олег Александрович, воспитатель МАДОУ детский сад «Страна чудес».
Календарно-учебный план реализации образовательного цикла
Сентябрь 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. Играем с плоским конструктором «Сказочные треугольники».
-Упр. «Повтори фигуры сравни их».
-Упр. «Составь треугольник».
-Упр. «Составь квадрат и сравни с треугольником».
-Упр. «Составь прямоугольник и сравни с квадратом».
-Игра «В гости к треугольнику и квадрату».
-Игра «Угадай, какого героя я построил?»
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Сказочные треугольники».
Октябрь 15.10 - 15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. Знакомим детей с новым плоским геометрическим конструктором «Пифагор».
-Упр. «Рассмотри фигуры».
-Упр. «Сравни конструкторы «Сказочные треугольники с «Пифагором».
-Упр. «Сложи по образцу».
-Игра «Найди такой же».
-Игра «Сделай как я.»
-Упр. «Построй разными способами».
-Игра «Чудесный мешочек».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Ноябрь 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. Сочиняем сказку и строим сказочных героев.
-Упр. «Построй животных».
-Упр. «Построй бабушку и дедушку».
-Игра «Угадай, какого героя я построил».
-Игра «Построй героев к сказке».
-Игра «Обыграй сказку на ковролинограффе».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Ковролинографф.
Декабрь 15.10- 15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. Создаем мультфильм по сказке «Подарок для бабушки».
-Игра «Построй героя и озвучь его».
-Игра «Раз картинка, два картинка».
-Игра «Найди отличия».
-Игра «В гости к бабушке и дедушке».
-Рефлексия. Формирование интереса детей к данному жанру.
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Январь 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. Знакомство со сказкой «Зимовье зверей».
-Упр. «Построй по образцу быка».
-Упр. «Построй по образцу барана».
-Упр. «Построй по образцу свинью».
-Упр. «Построй по образцу кота».
-Игр. упр. «Сравни героев»
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Февраль 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. -Упр. «Построй по образцу петуха».
-Упр. «Построй по образцу волка».
-Упр. «Построй дом».
-Игр. упр. «Сравни героев» (работа в парах).
-Упр. «Сделай как я».
-Упр. «Какой герой лишний».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Ковролинографф.
Март 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. -Игр. упр. «Разложи на ковролинограффе сказку «Зимовье зверей».
-Игр. упр. «Измени сказку и разложи по -другому».
-Игр. Упр. «Сравни героев».
-Игр. Упр. «Исследуй героев и сравни».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Ковролинографф.
Апрель 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра
-Самостоятельная деятельность детей. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой».
-Упр. «Построй лису»
-Упр. «Построй деда».
-Упр. «Построй собаку».
-Упр. «Построй дом».
-Упр. «Построй курочку».
-Игр. упр. «Исследуй и сравни героев».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей. Плоский геометрический конструктор «Пифагор».
Карточки с образцами.
Ковролинографф.
Май 15.10-15.30 -Игровые упражнения.
-Игра.
-Самостоятельная деятельность детей. -Игр. упр. «Разложи сказку на ковролинограффе».
-Игр. упр. «Придумай свою сказку».
-Игр. упр. «Найди сходство и различия между героями, исследуя их».
-Игры с конструктором в свободной деятельности детей.
Плоский геометрический конструктор «Пифагор»
Карточки с образцами.
Ковролинографф.