Елена Михайлова
Цикл тематических занятий на тему «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цикл тематических занятий на тему «Масленица.»
Цель:
дать детям представление о народном зимнем празднике – Проводы зимы (Масленица) .
Программное содержание:
познакомить детей с последним зимним праздником «Масленица», приобщение детей к русским народным праздникам и традициям через искусство, формировать восприятие музыки во взаимосвязи с живописью.
Реквизит:
Публикация «Цикл тематических занятий на тему „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», аудиозапись муз. произведения П. И. Чайковского «Февраль», солома, материи, палки, нитки, тонкая проволока, ножницы.
Педагог.
С давних времён Масленица – самый весёлый предвесенний праздник. Его отмечают в конце зимы, и празднуют целую неделю.
Посмотрите внимательно на картину, что на ней изображено.
(ответы детей). Правильно, мы видим, что народ на картине веселиться, кругом лежит снег. Эта картина называется «Масленица», а нарисовал её художник Б. Кустодиев. А сейчас, мы с вами послушаем музыкальное произведение великого русского композитора П. И. Чайковского «Февраль. Масленица».
Слушание музыкального произведения П. И. Чайковского «ФЕВРАЛЬ, МАСЛЕНИЦА»
Беседа о характере произведения.
Каждый день Масленицы имел своё название. Первый день – встреча Масленицы. Малые ребятишки, такие же, как вы, бегали по деревне с лаптями в руках, встретив возвращавшихся с базара, спрашивали их: «Везёте ли Масленицу?». Если, те отвечали «нет», то их били лаптями. В этот день устраивали катание с гор. Девушки делали соломенное чучело – Масленицу и ходили с ним по деревне с песнями, катали чучело на санях.
Песня «Здравствуй Масленица»
Здравствуй масленица годовая,
Наша гостьюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных,
На саночках расписных,
Чтоб слуги были молодые,
Нам подарки везли дорогие,
И блины, и калачи, к нам в окошко их мечи!
Разучивание песни.
Потрудились мы на славу, можно и поиграть.
Русская народная игра «Золотые ворота»
В игре «Золотые ворота» двое игроков встают друг напротив друга и, взявшись за руки, поднимают руки вверх. Получаются «воротики». Остальные дети встают друг за другом и кладут руки на плечи идущему впереди либо просто берутся за руки. Получившаяся цепочка должна пройти под воротами. «Воротики» произносят:
Золотые ворота
Пропускают не всегда!
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
После этих слов «воротики» резко опускают руки, и те дети, которые оказались пойманными, тоже становятся «воротиками». Постепенно количество «ворот» увеличивается, а цепочка уменьшается. Игра заканчивается, когда все дети становятся «воротами».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «МАСЛЕННИЦА – БЛИНОЕДКА»
Цель:
формирование культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.
Программное содержание:
продолжить знакомство с русским праздником «Масленица», закрепить пройденный материал, разъяснение непонятных слов, их значение.
Реквизит:
аудиокассета с музыкальным произведением П. И. Чайковского «Февраль», репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица», блины, самовар с чаем.
Педагог.
Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
На прошлом занятии мы с вами только приоткрыли занавес большого весёлого народного праздника «Масленица». Познакомились с первым днём этого праздника. Как он называется?
Правильно, первый день называется «встреча». Мы с вами встречаем Масленицу, славим её, поем песни, катаемся с горы. Не только народ славил Масленицу, но и люди искусства прославляли Масленицу в своём творчестве. Давайте вспомним с вами этих людей.
С помощью хозяйки вспоминаем картину Б. Кустодиева «Масленица», рассматриваем повнимательнее репродукцию картины, изучаем её и слушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль» из цикла «Времена года».
Хозяйка берёт Чучело, ходит по избе и поёт песню «Здравствуй, Масленица», предлагает спеть эту песню вместе. Дети подпевают ей и ходят по избе с чучелом.
Дети, а кто мне скажет, почему Масленицу называют «блиноедкой»? (ответы детей)
Правильно. Блины были обязательным лакомством в Масленицу.
Почему? Круглая форма и золотистый цвет блинов считались символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением. Дети ходили из избы к избе, поздравляли с праздником хозяев и просили блины.
Тинка – тинка!
Подай блинка,
Оладышка – прибавышка.
Тётушка, не скупися,
Масленым кусочком поделися!
Дети запоминают слова, идёт разучивание текста
Второй день праздника называется «Заигрыш». В этот день начинали собираться на игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
Раз, два, три, четыре, пять!
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Сегодня мы с вами. Познакомимся с новой русской народной игрой «Горшки».
Проводится разучивание правил игры со словами, затем дети играют в эту игру.
Русская народная игра «Горшки»
Третий день Масленицы – среда – называлась «лакомка» или «сладкоежка». В этот день лакомились блинами и другими масленичными яствами. На Масленицу ели сытно, жирно, вволю.
Когда наступит праздник Масленица, мы с вами пойдем вместе с чучелом по группам. Будем петь масленичные песни и просить угощение. А сейчас посмотрим, как у вас это получится! Надо петь красиво, выразительно и весело. А я буду хозяйкой избы. Если мне понравится, как вы будете петь, посмотрю на ваше старание, то возможно будет угощение!
Дети поют песню «Здравствуй, Масленица» и просят блины.
В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу.
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу!
Самовар в руках несу,
Песню русскую пою.
Песня «Ой, блины, блины, блины»
Хозяйка накрывает стол и угощает блинами с чаем.
А поблагодарить надо хозяйку низким поклоном и словом добрым.
Дети благодарят хозяйку избы и прощаются с ней.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ «ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА»
Цель:
приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Программное содержание:
развивать интерес к традициям русской народной культуры и активного участия в праздновании Масленицы, воспитывать любовь к Родине и чувство гордости за неё.
Реквизит:
аудиозапись, музыкальные инструменты, аккордеон, платочек.
Педагог.
Проходите детки малые, да рассаживайтесь поудобнее. А я вам приготовила загадку, а вы дадите мне отгадку. Посмотрим, кто у нас самый смышленый, да быстрый.
Они на солнышко похожи,
Круглые, румяные.
Достают их из печи,
С маслицем - румяные!
Правильно! Это блины. Мне хочется спеть весёлую песню. А у нас есть мастера игры на ложках? Берите ложки и играйте под гармошку! Сегодня у нас четверг, четвёртый день Масленицы. А называется он – «Разгуляй четверг» или «широкая Масленица». Желающие подпевают мне, скучающих - нам не надо!
Песня «Ой, блины, блины, блины»
Четвёртый день Масленицы называется «широкая Масленица».
В этот день веселились больше всего, устраивали ярмарки, общее катание с горок, пели, плясали до вечера. Поэтому сегодня мы будем с вами много петь и играть в русские народные игры. Но сначала нам надо выучить народную песню «Широкая Масленица».
Хозяйка поёт песню «Широкая Масленица», затем дети разучивают слова и мелодию песни.
Широкая Масленица,
Мы тобою славимся,
На горах катаемся,
Блинами объедаемся.
Масленица – блиноедка!
Накормила всех людей,
Заиграла, заплясала,
Сразу стало веселей!
Русская народная игра «Бояре, а мы к вам пришли»
Игра проходит на ровной площадке. Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи на расстоянии метров 10-15.
Первая команда идет вперед со словами:
-Бояре, а мы к вам пришли!
И возвращается на прежнее место:
-Дорогие, а мы к вам пришли!
Другая повторяет этот маневр со словами:
-Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?
Начинается диалог:
1. Бояре, а мы к вам пришли,
Дорогие, а мы к вам пришли.
2. Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
1. Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
2. Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?
1. Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
2. Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
1. Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.
2. Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.
1. Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
2. Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится. .
Первая команда завершает:
- Бояре, отворяйте ворота, отдавайте нам невесту навсегда!
Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой. Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде, то есть выходит замуж. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.
Продаются свистульки, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко!
Оркестр русских народных инструментов в исполнении детей под музыкальное произведение П. И. Чайковского «Февраль»
Нравится вам праздник Масленица?
А теперь давайте прославлять нашу широкую Масленицу.
Песня «Ой, да, разгулялася зима»
А теперь пора прощаться. Время делу – потехе час!
Все прощаются и уходят.