Мария Семёнова
Образовательные технологии в развитии речи современного дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей является одним из ключевых показателей в оценке уровня их умственного развития. Педагогам важно поддерживать и способствовать развитию умственных и речевых способностей дошкольников. Проблема развития речи у детей в настоящее время является актуальной, так как связная речь играет важную роль в дошкольном возрасте.
Публикация «Образовательные технологии в развитии речи современного дошкольника» размещена в разделах
В качестве основного метода обучения используется образец рассказа педагога. Однако опыт показывает, что дети часто повторяют рассказы с незначительными изменениями, их рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас ограничен, а простые и сложные предложения практически отсутствуют.
Главным недостатком подобного подхода является отсутствие самостоятельного построения рассказа ребенком, они просто повторяют услышанное. Детям приходится слушать несколько однотипных рассказов за одно занятие, что делает эту деятельность скучной и неинтересной. Исследования показывают, что чем активнее дети и чем больше они увлечены интересной для себя деятельностью, тем лучше результат. Воспитателям следует стимулировать речевую активность детей и создавать условия для свободного общения.
Технология "Азбука общения" направлена на развитие навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками. Эта технология помогает детям развить представления об искусстве взаимоотношений между людьми. "Азбука общения" включает в себя специально разработанные игры и упражнения, которые способствуют формированию у детей эмоционально-мотивационных установок и учат адекватному поведению в обществе.
Один из фундаментальных аспектов развития речи детей дошкольного возраста - это диалог, творчество, познание и саморазвитие. Технология "Развитие диалогического общения" направлена на формирование коммуникативной компетенции и умения детей общаться с окружающими людьми с помощью вербальных и невербальных средств.
Моделирование (знаково-символическая деятельность) широко применяется в обучении детей. Этот подход помогает педагогам визуализировать элементарные связи и отношения между предметами и объектами. моделирование позволяет представить речевую действительность в наглядной форме. В моделях связных высказываний речи отражаются их структура, содержание и средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы. Моделирование может являться неотъемлемой частью каждого занятия.
Методы моделирования включают предметное моделирование (рисунки детей, плоскостные театры, иллюстрации, предметно-схематическое моделирование (структура текста, театры геометрических фигур) и графическое моделирование (структуры описательного рассказа, схемы). Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на развитие речи у детей.
В заключение, использование образовательных технологий в развитии речи современного дошкольника является неотъемлемой частью современного образования. Они позволяют детям развивать не только словарный запас и артикуляцию, но и когнитивные навыки, логическое мышление и вообще улучшать общую коммуникацию. Важно понимать, что образовательные технологии - это всего лишь инструмент, а главное - умение педагога правильно использовать их для развития речи ребенка.
Список литературы:
1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7-ми лет: развитие диалогического общения - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 128 с.
2. Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М. : академия, 2011 – 272 с.